Урок по географии на тему Природные зоны Африки (7 класс).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока

Ф.И.О. Гегкиева Лариса Николаевна

Место работы: МКОУ СОШ №2

Должность: учитель географии.

Предмет: география.

Класс: 7

Тема урока: Природные зоны Африки

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: обеспечить формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве на примере природных зон Африки.

Образовательные ресурсы: учебник География материков и океанов. 7 класс. Авторы: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. - М.: Дрофа, 2013, География материков и океанов. 7 класс. Атлас – М..: Дрофа, Дик, 2015; компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Природные зоны Африки», таблица «Природные зоны Африки», карта «Природные зоны Африки», контурные карты , опорные конспекты, оценочные листы, листы бумаги трех цветов (темно-зеленый, желто-зеленый, желтый), конверты с солнышками.



Формирование универсальных учебных действий



Ход урока

- Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодняшний урок позволит вам подняться по лестнице знаний на ступеньку выше. Успехов вам и удач! Поднимите, пожалуйста, ваши сигнальные карточки, продемонстрируйте ваш настрой перед уроком.

- А теперь проверим вашу готовность к уроку. Нам сегодня понадобится учебник, атлас, а также рабочие материалы, подготовленные к уроку, все должно лежать у вас на столах.

Настраиваются на урок.









Поднимают сигнальные карточки.





Проверяют готовность рабочего места.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.







Выражают отношение к процессу познания.

2.Актуализация знаний.

Способствовать актуализации знаний.


- Ребята, отгадайте-ка загадку:

Самый жаркий материк

Живописен и велик.

Там живет среди саванн

Много львов и обезьян.

(Африка).

(Слайд 1)

- Давайте вспомним, что вам известно об этом удивительном материке? Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд.

(Слайд 2).

-Возьмите опорные конспекты и попробуйте разгадать кроссворд.

(Слайд 3).

- Обменяйтесь конспектами и проверьте правильность выполнения задания.

- Оцените и занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Кроссворд».

Отгадывают загадку.












Разгадывают кроссворд.


Сличают результаты действия с заданным эталоном.

Проверяют правильность выполнения задания друг у друга. Оценивают работу.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.















Проводят контроль и оценку.

3. Целеполагание.

Развивать умение формулировать тему, цель и задачи урока.

- Сегодня у нас необычный кроссворд. Потому что именно он поможет нам определить тему урока.

- Кто её может сформулировать?

- Что вам уже известно о природных зонах?

- А что хотелось бы узнать?

(Учитель совместно с учащимися на доске заполняет таблицу).


Выдвигают предположения о теме урока, формулируют её.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё предстоит усвоить.

Выделяют и формулируют познавательные цели.

Заполняют совместно с учителем таблицу на доске.


Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Планируют свою деятельность.

4. Изучение нового материала.

Обеспечить усвоение материала по теме «Природные зоны Африки».

- Обратите внимание на карту у доски, найдите её в атласах. О чем она может вам рассказать?

- Что же такое «природная зона»?

- Предположите, от чего зависит расположение природных зон?

- Приведите примеры.

- Попробуем сегодня это доказать.

- Какие природные зоны располагаются на материке Африка?.

- А как вы это определили?

- Вы сегодня отправитесь в путешествие по материку Африка. Для этого вы разделились на группы-экспедиции, взяв листочки разного цвета. Может кто-то догадался по какой зоне он будет путешествовать?

1.Зеленый – вечнозеленые влажные экваториальные леса.

«Это хаос в природе. Почти непроходимая стена из деревьев, кустарников, трав, бамбука. Душно. Гниют огромные упавшие деревья, преют листья, всюду сырость и полумрак. Солнце не проникает сквозь завесу буйной растительности. Ни малейшего ветерка».

(Слайд 4).

3. Желто-зеленый – саванны и редколесья.

«Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до нас все еще будут доносится удушливые испарения, мы, наконец-то выпрямимся во весь рост, и будем вдыхать свежий воздух. Это не просто красота, но и богатство! Животный мир под стать богатой флоре. Без особого труда можно сфотографироваться на фоне бегемота, а если повезет и крокодила».

(Слайд 5).

2. Желтый – пустыни

(Слайд 6).

«Это бесконечная равнина с жарой, пылью и жаждой. Не видно ни одного человека, над выжженными солнцем просторами царит мертвая тишина».

- На ваших столах лежат карточки с названием должности эксперта в этой экспедиции и инструктивные карточки по работе: руководитель, картограф, климатолог, почвовед, ботаники и зоологи. Распределите обязанности между собой.

- После работы с учебником, дополнительным материалом, картами атласа, вы заполняете таблицу. Она также перед вами.

- Поднятая рука руководителя будет сигналом об окончании работы. Время для групповой работы ограничено – 6 мин.

Не забудьте о распределении обязанностей, чтобы все успеть.



































- Давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Я по Африке иду (ходьба на месте),

Замечаю на ходу,

Как над морем буйных трав

Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивания).

У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)

Пальма зашуршит листвой,

Но придется приседать (приседания),

Чтобы фиников набрать.

Вот вильвичия, турист (руки поочередно вытягивают вперед):

Левый лист, правый лист (руки в стороны).

А огромный серый слон (круг руками)

Посылает нам поклон (наклоны вперед).

Мы прогулку завершим (ходьба на месте)

И за парты поспешим (садятся на свои места).




Дают определение понятию «природная зона».



Отвечают на вопросы.








































Распределяют обязанности в группе.
















Отбирают необходимую географическую информацию из учебника, атласа и дополнительной литературы.

Выделяют границы природных зон Африки на коллективной контурной карте, наклеивают не неё представителей флоры и фауны.

Заполняют таблицу.




















Выполняют упражнения.






















Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Проявляют интерес к учебному материалу.

Выявляют географическую зависимость расположения природных зон от географического положения.























































Выбирают источники географической информации для решения учебных задач.

Находят и извлекают необходимую информацию и её структурируют.

Представляют географическую информацию о природных зонах Африки в форме таблицы, карты, географического описания.

Сопоставляют климатическую карту, почвенную карту и карту природных зон Африки.

Составляют описания природных зон Африки.

Планируют и согласованно выполняют совместную деятельность.

Умеют договариваться.

Дискутируют.

Управляют поведением партнера.

Контролируют результаты деятельности.




5. Представление результатов работы групп.

Представить результаты работы групп.

- Работа в группах завершена. Предлагаю обменяться информацией. Слушайте внимательно выступления каждой группы, так как полученную информацию вам предстоит применить на последующем этапе урока.

(Слайды 7-45)
















- Удалось ли вам доказать зависимость расположения природных зон географического положения?

- Оцените работу в группе каждого эксперта. Занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Работа в группе».

Выступают с результатами своей работы.























Оценивают работу каждого эксперта экспедиции.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Создают простейшую географическую карту (выделяют на карте границы природных зон Африки и наклеивают представителей растительного и животного мира).

Составляют таблицу.

Описывают по карте природные зоны Африки.

Публично выступают.

Вносят необходимые дополнения.

Проводят контроль и оценку.

6. Первичное закрепление знаний.

Использовать полученные знания в игровой ситуации.

- А сейчас мы проверим насколько внимательны вы были. Сыграем в игру «Да.Нет».

(Слайд 46).

- Ребята, проверьте правильность выполнения задания.

(Слайд 47)

- Оцените по шкале и занесите оценку в оценочный лист. Графа называется «Игра «Да. Нет». Оформите ваш оценочный лист до конца. Дополнительное задание

1. экспедиция – пустыня,

2 экспедиция - гилея

3 экспедиция – саванна

Отвечают на вопросы «да» или «нет».



Проверяют правильность выполнения задания.


Оценивают свою работу.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Демонстрируют знания.

Правильно отвечают на вопросы.

Сличают результаты действия с заданным эталоном.

Проводят самоконтроль и самооценку.

7. Домашнее задание.


- Помните сказку, написанную К.И. Чуковским.

Маленькие дети!

Ни за что на свете

Не ходите в Африку гулять.

В Африке акулы,

В Африке гориллы,

В Африке большие,

Злые крокодилы…

- Вроде бы Африка – это рай для животных. Единственное место на Земле, где четвероногие создания ещё достаточно просторно и вольготно чувствуют себя.

К сожалению, это давно уже не так и многих африканских животных можно встретить лишь на территории национальных парков. Многие животные истреблены человеком.

- Вопрос об охране природы очень важен. Значим. Мы будем рассматривать его на следующем уроке. Поэтому домашним заданием будет собрать информацию о национальных парках Африки и оформить её по своему усмотрению. Это может быть книжка-малышка, книжка-раскладушка, буклет или презентация (1 работа от группы). Кто желает тот может сделать индивидуально. На следующем уроке проведем конкурс ваших работ. Также нужно изучить параграф 28, дать характеристику природных зон, о которых мы сегодня не поговорили.


































Записывают домашнее задание.

Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Проявляют интерес к учебному материалу.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности.

8. Подведение итогов уроке. Рефлексия.

Подвести итоги урока.

- Вот наш урок подошел к концу.

- Давайте вернемся к таблице, составленной в начале уроке. Все ли вам удалось узнать?

- А теперь оценки. Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Думаю других оценок у нас нет, потому что вы все МОЛОДЦЫ!!!

- Еще попрошу вас одним предложением высказать свое отношение к уроку, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

(Слайд 9).

1.сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я понял, что…

5. теперь я могу…

6. я почувствовал, что…

7. я приобрел…

8. я научился…

9. меня удивило…

10. мне захотелось…

- А я ухожу с сегодняшнего урока с радостным настроением, с чувством благодарности к вам и вашей работе. Спасибо вам большое!

(Учитель прикрепляет к доске улыбающееся солнышко).

- Вас ребята, я тоже попрошу выразить свое настроение от урока. У вас на столах лежат конверты, посмотрите, что в них? (Солнышки). Возьмите то, которое соответствует настроению вашей группы и, уходя, прикрепите на доску.

Спасибо за работу! До свидания!


Воспринимают речь учителя и реагируют на неё.

Выражают отношение к процессу познания.