Компас и правила пользования им

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 2

Г. АБИНСКА

















Конспект урока по географии
в 6 классе по теме:
«Компас и правила пользования им».







Учитель географии: Скоробогатько Е.В.









Тема урока: «Компас и правила пользования им».

Цель урока: Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятие « компас», учить умению пользоваться им.

Задачи:

Образовательная: формировать умение навыкам пользования компасом, учить ориентироваться на местности.

Коррекционная: Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение работать с картой, сравнивать, группировать, делать выводы;

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, развитие навыков коммуникативной компетентности, развивать умение взаимодействовать друг с другом, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ.

Применяемые технологии:

*здоровьесберегающие технологии,

*ИКТ,

*игровая технология,

*личностно-ориентированная технология,

*технология дифференцированного обучения.

*обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Ход урока.





I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Рапорт дежурного (беседа о погоде)

3.. Пальчиковая гимнастика

4.Проверка готовности к уроку.

II. Повторение:

*игровая технология,


Закончи предложение:

1.Ориентирование - это умение правильно находить… (стороны горизонта)

2.Основные стороны горизонта - это север, …,…., …,… .

3.Между основными сторонами горизонта расположены – (промежуточные) стороны.

4. Как можно определить стороны горизонта в солнечный день?

5.Что помогает людям ориентироваться ночью?



III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели урока.

*игровая технология.

2. Учитель предлагает по загадке сформулировать тему урока.

-Черный ящик.

- Какой предмет находится в черном ящике?

- Отгадайте загадку.

«Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь –

Дорогу обратно легко найдешь».

Ответы детей. (Из черного ящика достаю компас)

Работа с презентацией Microsoft Power Point «Компас».

Учитель показывает слайды(№1)

С давних времён люди научились определять стороны горизонта по местным природным признакам. (Слайд №2) Шло время, и люди изобрели особый прибор для точного определения сторон горизонта. ( слайд№3-4).

-Ребята, как вы думаете, так как же он называется?

-Словарная работа: компас - прибор, для определения сторон горизонта . С его помощью определяют правильное направление в пути. (Запись в тетрадь).

Компас в переводе с китайского означает, ведает югом.

-А зачем нам изучать компас? Вам приходилось пользоваться компасом?

Обычный компас (учебник стр.22, рис.21)- это пластиковая коробочка с защитным стеклом. Внутри её на острие иглы укреплена свободно вращающаяся стрелка, один конец которой намагничен и имеет темный или синий цвет. Этот конец всегда указывает на север. Противоположный конец стрелки красный - указывает на юг. На дне коробки находится шкала. На ней подписаны основные и промежуточные стороны горизонта.

Назовите основные направления – Ответы детей (с, в, ю, з;)

- Промежуточные - (св., юв, юз, сз);

Учитель: Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому были окрашены городские ворота в древнем Китае.

*здоровьесберегающие технологии

Физминутка. (Подвижные упражнения для снятия напряжения)

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу и пора за парту нам.



Работа в тетради – зарисуйте компас.

*технология дифференцированного обучения.



1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Нарисовать компас

и подписать основные и промежуточные стороны горизонта.

Нарисовать компас и подписать основные стороны горизонта.

Дорисовать компас.




Объяснение учителя: правила пользования компасом (слайд 6-8). Работа с учебником (стр.23).

Практическая работа

*обучение в сотрудничестве (групповая работа)



Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………

В) направление, в котором находится доска класса.

Г) направление, где находится твоя парта.

IV. Закрепление.

*личностно-ориентированная технология,

У вас лежат тесты с заданиями ,ответьте на вопросы, поменяетесь тестами и выставите оценку. Отложите в

сторону, позже я их проверю.





Тест по теме стороны горизонта, ориентирование

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;

4. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

5 допишите названия сторон горизонта противоположных данным

1. север - ………………….

2. юго - восток -…………

3.северо – восток - ……………

6. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – восток от селения?







V.Итоговый этап.

VI. Домашнее задание: стр. 85 – 88 учебника, вопросы и задания 1 – 2.

*технология дифференцированного обучения.



1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

Стр.22-23 учебника, вопросы 1-7.

Стр.22-23.вопросы1-3.

Выборочное чтение.



Оценка ответов учащихся за урок. Учитель выставляет оценки учащимся за урок и комментирует их.

ОТЗЫВ



об открытом уроке Скоробогатько Е.В., учителя географии ГБС(К)ОУ школы-интернат №2 г. Абинска.

Тема урока: «Компас и правила пользования им».

Тема и цель занятия, чётко сформулированные вначале уроке, были отмечены в течение всего урока красной нитью. Тип урока: изучение нового материала. Учитель использовал разнообразные методы и приёмы работы, что позволило всем ребятам принимать активное участие в беседе, тесте на закрепление. Замысел занятия реализован в полном объёме. Содержание урока насыщенно, доступно. Учащиеся с интересом выполняли практическую работу. Изложение учебного материала, учащимися было усвоено. Проблемные вопросы учителя по теме показали готовность ребят к самостоятельной работе, умению логически мыслить. Были созданы условия для личностного общения учащихся (работа в группах). Применение здоровьесберегающей и игровой технологии позволило сделать урок рациональным и результативным. На уроке применялись различные виды работы: самостоятельная, фронтальная, групповая.

На протяжении всего урока наблюдался дифференцированный подход, позволяющий развить успешную стратегию поведения при наличии выбора заданий. Обучение в сотрудничестве позволило каждому ученику почувствовать себя частью коллектива, ощутить свою значимость. Проведенный урок можно охарактеризовать как соответствующий требованиям программы, формирующий интерес к предмету, развивающий предприимчивость, находчивость учащихся.

Занятие способствовало формированию ключевых компетенций: расширению знаний по ориентированию, умению пользоваться компасом, а так же развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, самостоятельность и ответственность.



Дата «_____»_______20_____г.

ФИО _________________________________

Подпись:________________________________________

Должность:______________________________________





Отзыв

на открытый урок учителя географии ГБС (К)ОУ школы-интернат №2

Скоробогатько Е.В.

Открытый урок в 6 классе по теме «Компас и правила пользования им».

Поставленные на уроке цели: познакомить учащихся с компасом, умению работать с ним, были четко сформулированы и достигнуты в течение урока.

Для создания особой атмосферы урока были использованы презентации, фото и демонстрационный материал. Учитель задавал вопросы проблемного характера, что позволило учащимся раскрыть свой запас знаний.

Индивидуальные, коллективные формы обучения в совокупности с техническими средствами обучения – способствовали лучшему усвоению изучаемого материала и развитию познавательных способностей учащихся. Все этапы работы связаны, подобран качественный наглядный материал, уместно использованы ИКТ технологии.

Применение здоровьесберегающих технологий: физминутки, пальчиковая гимнастика, смена видов деятельности, дозированное применение наглядных средств обучения, позволило сохранить высокую работоспособность и внимание учащихся.

Дифференцированная технология, используемая на уроке, дает возможность овладеть всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Предложенные учителем тестовые задания побуждали их активно искать ответы и принимать правильные решения. В этой форме работы были задействованы все виды памяти, внимания детей, мыслительная и речеведческая функции. На уроке учитель реализовал принцип личностного подхода. Евгения Владимировна обращалась к ученикам по имени, с уважением и вниманием выслушивала обучающегося, вселяла в них чувство уверенности, корректно вносила исправления. Педагог умело работает с детским коллективом. Речь учителя выразительна, эмоциональна, богата, побуждает к учебному диалогу. Урок Скоробогатько Е.В. прошел на хорошем методическом уровне.



Дата «_____»_______20_____г.

ФИО _________________________________

Подпись:________________________________________

Должность:______________________________________















































Насыщенность урока, темп его проведения, эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; контакт учителя с классом. Урок интересен и насыщен, показана в полном объеме работа учителя и учащихся, темп урока ровный, соблюдена структура урока, эффективно использованы наглядные пособия, технические средства обучения, здоровьесберегающие технологии, контакт учителя и учеников доброжелательный, стиль отношений партнерский.

















Деятельность учащихся на уроке(мероприятии). Большая часть урока была отведена новой теме. Были использованы такие формы работы как: индивидуальная, работа в парах, у доски, коллективная работа. Учащиеся активно работали при опросе, имели возможность выбирать формы и средства работы, варианты ответов.

Использование методов и приемов на уроке

Использование дидактического материала, иллюстраций, информационно-коммуникативных технологий, методы и приемы адекватны возможностям учащихся VIII-го вида

Использование наглядного дидактического материала на уроке.

Контурная карта карта России, электронные носители, рабочие тетради, карточки с дидактическим материалом.

Применение современных образовательных ресурсов.

Грамотное применение информационных технологий, презентация, применение здоровьесберегающих технологий, логичность, последовательность, научность изложения. Хорошее качество оформления урока. Урок способствовал расширению кругозора учащихся. Тема раскрыта логично, последовательно, развивая способность к самооценке, самостоятельности.

Качество оформления урока . Наглядность представлена в виде презентации, карты Краснодарского края, дидактического раздаточного материала по русскому языку.

Достижение целей урока. Урок достоин внимания. Все цели и задачи достигнуты. На протяжении всего урока дети активно работали. Учителем использовался индивидуальный подход в обучении, желание заинтересовать, увлечь «сильных» и развивать интеллект  «слабых» учеников.

Дата «_____»_______20_____г.


ФИО рецензента_________________________________

Подпись:________________________________________

Должность:______________________________________
















Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу и пора за парту нам.


Что такое зюйдвестка?

Самостоятельная работа по учебнику. стр.31

Сообщения учащихся.


Учащиеся выполняют упражнения.


Учащиеся работают по учебнику.





Отвечают на вопрос учителя.

Первичное закрепление знаний.






Тест по теме стороны горизонта, ориентирование

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;

4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите правильное соответствие:

А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве;

Б - расположение муравейника у отдельно стоящего дерева;

В – восход солнца; Г - заход солнца;

1 – юг; 2 – север; 3- запад; 4 - восток;

5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

6. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным

1. север - ……………….

2. юго - восток -………………….

3.северо – восток - …………………….

8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – востоке от селения?


9.Какаяя фигура получится, если из точки отложить 2 клетки на юг, затем 3 клетки на запад, затем соединить. В каком направлении вы соединили две точки.



Учащиеся выполняют упражнения.

























Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой.

На доске ключ к проверке.

Поставь себе оценку

«5» - 13 - 12 баллов

«4» - 11- 9 баллов

«3» - 9 и меньше баллов


Итоговый этап.

Оценка ответов учащихся за урок.


Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.



Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

Параграф 6.

Вопросы для любознательных.

1. Где на земном шаре есть только северное направление?

2.Ищем ответ с родителями.

С помощью чего ориентировались участники высокоширотной экспедиции «Комсомольская правда -79» под руководством

Д. Шпаро в условиях полярной ночи?

Пользовались ли они компасом?

Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексия.




Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)»

Итог учителя. Я ….

Рада буду видеть вас на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.














Технологическая карта урока

  1. ФИО учителя: Мороз Светлана Анатольевна, учитель географии МБОУ Верхнеобливская ООШ

  2. Класс: 6

  3. Тема урока: «Ориентирование на местности».

4. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2013 г.

5. Методы обучения: частично- поисковый, проблемный.

6.Вид урока: Урок усвоения нового материала, практикум.

7.Формы работы: Индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: Сформировать знание о способах определения своего местоположения относительно сторон горизонта, показать важность умения ориентироваться. Ввести понятия «ориентирование», «румбы», « компас», «стороны горизонта».

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формирование умений характеризовать конкретные способы ориентирования; овладение навыками пользования компасом.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: развивать умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: развитие навыков коммуникативной компетентности; осознают, что умения ориентироваться на местности пригодятся в жизни.






Организационный этап.

1. Приветствие

2.Проверка готовности

3. Организация внимания





Приветствие учащихся

Внешний вид учеников, их рабочая поза, состояние рабочего места.

Небольшая психологическая пауза, побуждающая учащихся быть внимательными на уроке.




Приветствие учащимися учителя

Этап целеполагания, подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Черный ящик.

- Какой предмет находится в черном ящике?

- Отгадайте загадку.

«Под стеклом сижу,

На север и на юг гляжу.

Со мной пойдешь –

Дорогу обратно легко найдешь».

- Для чего нужен компас?

Учитель предлагает по загадке сформулировать тему урока.

Уточняет тему. Формулирует вместе с учащимися задачи урока.

Компас в переводе с китайского означает ведает югом.

Учащиеся отвечают на вопросы поставленные учителем.

Учащиеся предлагают свои варианты темы урока и его задачи.


Высказывать своё мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения.

Актуализация знаний



- А зачем нам изучать компас? Вам приходилось пользоваться компасом? Учитель ведет диалог.

Что такое компас?

(Компас – это прибор, указывающий направление географического меридиана и позволяющий ориентироваться относительно сторон горизонта).

Устройство компаса.

Традиционно южный конец магнитной стрелки компаса окрашен в красный цвет, северный – черный. Кто знает почему?

Цвета стрелки являются отголоском древних времен. Еще в Ассирийском календаре север назывался черной страной, юг – красной, восток – зеленой, а запад – белой. В соответствии этому были окрашены городские ворота в древнем Китае.




Учащиеся слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Этап усвоения новых знаний.

Первичное усвоение новых знаний.

Введение понятий.









- Что такое горизонт? Линия горизонта?

- Что значит ориентироваться?

Ориентирование – определение своего местоположения относительно сторон горизонта.

- Основные направления – с, в, ю, з;

- Промежуточные - св, юв, юз, сз;

- Румб – направления к точкам горизонта.

8 дополнительных промежуточных направлений – ссв, всв, вюв, ююв, ююз, зюз, зсз, ссз;

Работа в тетради – обозначьте основные и промежуточные стороны горизонта.

Работа по учебнику. Стр.30 учебник.

Инструкция по работе с компасом.



Практическая работа

Пользуясь компасом, определите:

А) в какую сторону горизонта обращены окна вашего класса …………………….

Б) направление, в котором находится дверь класса………………………………………

В) в каком направлении от окна расположен стол учителя…………………………..

Г) направление, в котором находится ваш дом ……………………………………

Какие способы ориентирования вы знаете?

Задание.

Неудачные путешественники потеряли компас. Как им определить точное направление на север с помощью часов и Солнца?

Как определить стороны горизонта с помощью часов?

Учитель объясняет как определить

«Направьте стрелку часовую

На солнце, в точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой «час»

Есть угол (важен он для нас)

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там»



Ориентирование по местным признакам.

Местные признаки - явления и объекты природного или искусственного происхождения, позволяющие ориентироваться на местности.

Заполните таблицу, используя предложенные местные признаки.



Кора берез светлее, более крутая сторона муравейника, обильнее смола на стволах хвойных деревьев, снег раньше таит весной на склонах, гуще лишайник на стволах, грубее кора деревьев.

Самопроверка.



1. Заполняют левую колонку таблицы

Обсуждают и проверяют выполненное задание с учителем.

2. Учащиеся читают определение и проговаривают его хором.



Работа в парах. Обсуждают выполнение задания в парах.

Взаимопроверка выполненной практической работы.


Учащиеся знакомятся с правилами пользования компасом.















Оказывает консультативную помощь учащимся по ходу работы



















Выполняют практическую работу.

Самостоятельно, самопроверка.








Физкультминутка

Раз, два, три, четыре. Встали прямо, руки шире.

Повернулись на восток, а затем на север.

Отдохнули мы немного, а потом опять в дорогу

прямо, прямо к западу и пора за парту нам.


Что такое зюйдвестка?

Самостоятельная работа по учебнику. стр.31

Сообщения учащихся.


Учащиеся выполняют упражнения.


Учащиеся работают по учебнику.





Отвечают на вопрос учителя.

Первичное закрепление знаний.






Тест по теме стороны горизонта, ориентирование

1.Сколько существует основных сторон горизонта:

А-1; Б – 4; В – 6; Г – 8;

2.Как называется умение находить стороны горизонта:

А – ориентированием; Б – навигацией; В – масштабированием;

3.Если встать лицом к северу, то какая сторона горизонта будет слева:

А – северо – запад; Б – восток; В - юг; Г - запад;

4.Как по местным признакам и солнцу можно сориентироваться без компаса? Установите правильное соответствие:

А – моховое покрытие на отдельно стоящем дереве;

Б - расположение муравейника у отдельно стоящего дерева;

В – восход солнца; Г - заход солнца;

1 – юг; 2 – север; 3- запад; 4 - восток;

5. Сторона горизонта, где солнце бывает в полдень:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

6. Сторона горизонта противоположная востоку:

1 – юг; 2- север; 3 – запад; 4 – восток;

7 допишите названия сторон горизонта противоположных данным

1. север - ……………….

2. юго - восток -………………….

3.северо – восток - …………………….

8. В каком направлении будут возвращаться экскурсанты домой из леса, если он расположен на северо – восток от селения?


9.Какаяя фигура получится, если из точки отложить 2 клетки на юг, затем 3 клетки на запад, затем соединить. В каком направлении вы соединили две точки.



Учащиеся выполняют упражнения.

























Учащиеся выполняют тест самостоятельно, с взаимопроверкой.

На доске ключ к проверке.

Поставь себе оценку

«5» - 13 - 12 баллов

«4» - 11- 9 баллов

«3» - 9 и меньше баллов



Итоговый этап.

Оценка ответов учащихся за урок.


Учитель выставляет оценки отдельным учащимся за урок и комментирует ответы учащихся.



Учащиеся заполняют листочки, на которых оценивают свое усвоение материала на уроке.

Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.



Учитель дает домашнее задание и комментирует его.

Параграф 6.

Вопросы для любознательных.

1. Где на земном шаре есть только северное направление?

2.Ищем ответ с родителями.

С помощью чего ориентировались участники высокоширотной экспедиции «Комсомольская правда -79» под руководством

Д. Шпаро в условиях полярной ночи?

Пользовались ли они компасом?

Отмечают обязательное, дополнительное домашнее задание и по выбору. Слушают пояснения учителя по домашнему заданию

Рефлексия.




Даёт задание учащимся на листочках оценить свою деятельность

Охарактеризуйте, пожалуйста, свою деятельность на уроке и степень усвоения материала

Попробуйте оценить собственные знания и умения следующим образом:

1. «Я все понял(а), смогу объяснить этот материал другому».

2. «Я понял(а) материал, могу объяснить другому, но при некоторой помощи учителя».

3. «Я понял(а) материал частично».

4. «Я ничего не понял(а)»

Итог учителя. Я ….

Рада буду видеть вас на следующем уроке.

Учащиеся оценивают свою деятельность на листах.