Технологическая карта урока по географии на тему Население Африки

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа

Ст.Николаевская






Урок по теме

«Население Африки»














Подготовила и провела учитель географии

Чирво Наталья Николаевна


12.12.2015 год

Цель урока:

  1. Продолжить формирование знаний о материке Африка

  2. Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.

  3. Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

  4. Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.

  5. Продолжить развивать умение работы с картами и атласом

  6. Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.

Оборудование: карта «Плотность населения. Народы».

Средства обучения:

  • Учебник: Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский «География материков и океанов»

  • Атлас: География материков и океанов. 7 класс.

  • Компьютер. Мультимедиа проектор. Экран.

  •  Политическая карта мира

  •  Презентация, составленная учащимися по материалам CD дисков и базового материала для 7 классов


Тип урока: комбинированный

Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт:

Не так названье важно для страны

И очертания не так важны,

Как важно то, кто в том краю живет,

Зачем живет и чем живет народ.

Узнать любой страны особый нрав

Мы сможем, лишь людей её узнав.


Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент

- Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

- Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала.

2.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу


Индивидуальный опрос по вопросам.

  • Какие природные зоны характерны для территории Африки.

  • Какая природная зона и почему занимает большую часть материка?

Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:

  • Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.

  • Назови самую длинную речную систему мира.

  • Покажи на карте внутренние воды Африки и др.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка

3.

Изучение нового учебного материала.


Вводное слово учителя













Постановка целей урока























Фронтальная беседа









Работа в тетради








Объяснение учителя, презентация
























































Сообщение учащихся











Работа с картой




Учитель: Как вы думаете, о  чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)

Слайд №1

- Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)  

- Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)

Слайд №2

- Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф).

- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?

-Из каких источников информации можно узнать о населении?

На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах.

Слайд №3

На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.

Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ).

1. Есть ли различия между черными и белыми людьми?

2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?

3. Какие народы проживают в Африке?

4.Какие условия жизни и традиции у этих народов?

Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока)

Начнем с повторения:

  • На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)

  • Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 25)

Слайд №4,5

Перенесите схему в свою тетрадь..

1) Народы Африки. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.

Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.

Слайд №7,8,9,10

Основные племена Африки


Слайд №11

Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают  [link] . Их исповедует в основном пришлое население. Основная  часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.


Слайд №12

В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.

Слайд №13

Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)

Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.

Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.

Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.

Слайд №14

2)Колониальное прошлое материка 

Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).

Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.

Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.

Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.

Слайд №15

В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.

Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности.


Учитель: А теперь учащиеся класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация).

3) Размещение населения 

Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)

Численность населения Африки - около 1 млрд. человек – второе место в мире.

Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)

Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива

Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.

Работа по карте «Плотность населения. Народы».

Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%)

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)

Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.)

На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия )

Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)


4.

Закрепление учебного материала,


Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них)


Продолжите фразу:

Сегодня на уроке мне запомнилось….

Больше всего мне понравилось….

Сегодня я смог(ла)…..

5.

Итог урока

Выставление оценок

6.

Задание на дом

  1. Задание на дом: §25,

  2. составить схему классификация рас и народов Африки