Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Школа
Ст.Николаевская
Урок по теме
«Население Африки»
Подготовила и провела учитель географии
Чирво Наталья Николаевна
12.12.2015 год
Цель урока:
Продолжить формирование знаний о материке Африка
Получить представление о народах Африки и особенностях расселения народов.
Познакомить учащихся с колониальным прошлым материка и его влиянием на хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
Развивать познавательные и исследовательские навыки учащихся, умение работать с научно-популярной литературой и Интернет-ресурсами.
Продолжить развивать умение работы с картами и атласом
Воспитание в детях чувства интернационализма, равенства и братства всех рас и народностей.
Оборудование: карта «Плотность населения. Народы».
Средства обучения:
Учебник: Е.М.Домогацких и Н.И.Алексеевский «География материков и океанов»
Атлас: География материков и океанов. 7 класс.
Компьютер. Мультимедиа проектор. Экран.
Тип урока: комбинированный
Аяльнэха Мулату, современный эфиопский поэт:
Не так названье важно для страны
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ.
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей её узнав.
Содержание этапа (заполняется педагогом)
1.
Организационный момент
- Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.
- Сегодня мы с вами продолжим изучение материка Африка. Надеюсь, что вы, ребята, будете внимательными и активными и наш урок получится интересным и плодотворным. Начнем с опроса уже изученного материала.
2.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Индивидуальный опрос по вопросам.
Дополнительные вопросы задают сами учащиеся. Примерные вопросы:
Назови и покажи на карте крайние точки материка Африка.
Назови самую длинную речную систему мира.
Покажи на карте внутренние воды Африки и др.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим знакомиться с уникальным материком Африка
3.
Изучение нового учебного материала.
Вводное слово учителя
Постановка целей урока
Фронтальная беседа
Работа в тетради
Объяснение учителя, презентация
Сообщение учащихся
Работа с картой
Учитель: Как вы думаете, о чем идет речь, если слышите: берберы, арабы, туареги, зулусы, банту, эфиопские племена? (о населении Африки)
Слайд №1
- Что будем изучать сегодня на уроке? (население Африки)
- Что вам известно о населении Африки? (дети отвечают)
Слайд №2
- Эпиграфом нашего урока послужат строки, современного эфиопского поэта Аяльнэха Мулату (учитель читает эпиграф).
- Как вы думаете, для чего нам необходимы знания о народах, населяющих Африку?
-Из каких источников информации можно узнать о населении?
На сегодняшнем уроке мы узнаем, какие народности живут в Африке, про колониальное прошлое народов, познакомимся с их культурой, прослушаем сообщение о племенах.
Слайд №3
На доске даны вопросы новой темы. Ваша задача – ответить на эти вопросы в конце урока.
Поэтому, сейчас прочтите эти вопросы и будьте внимательны, слушая новую тему (учащийся читает вслух ).
1. Есть ли различия между черными и белыми людьми?
2. Как повлияло рабство на численность населения и хозяйство Африки?
3. Какие народы проживают в Африке?
4.Какие условия жизни и традиции у этих народов?
Тема нашего занятия «Население Африки». (откройте тетради и запишите тему урока)
Начнем с повторения:
На какие основные расы делится население Земли? (европеоидная, монголоидная, экваториальная)
Какие внешние признаки имеет каждая раса? (найдите и прочитайте в учебнике, параграф 25)
Слайд №4,5
Перенесите схему в свою тетрадь..
1) Народы Африки. Африка-прародина человека. Здесь в породах найдены орудия труда и останки человека имеющие возраст 27 млн лет.
Слайд №6 Современное население Африки относится к трем человеческим расам: европеоидной, экваториальной и монголоидной.
Слайд №7,8,9,10
Основные племена Африки
Слайд №11
Среди мировых религий в Африке преобладают преобладают [link] . Их исповедует в основном пришлое население. Основная часть коренного населения остается приверженцем традиционных африканских религий.
Слайд №12
В Африке проживает более 200 народов, относящихся к 16 языковым семьям.
Слайд №13
Все население Африки делится на коренное (люди, чьи предки проживали в данной местности) и пришлое (переселенцы из других территорий)
Пришлое население живет в районах с лучшими климатическими условиями: на побережье Средиземного моря (это французы), и на самом юге материка – африканеры- (потомки переселенцев из Нидерланд) и англичане.
Многие страны Африки имеют древнейшую культуру (Египет, Эфиопия, Гана, Судан). Сохранились замечательные памятники искусства: египетские пирамиды – чудо строительной техники, резьба по слоновой кости и дереву, скульптура из бронзы.
Некоторые ученые считают, что первыми успехами в развитии культуры человечество обязано главным образом Африке.
Слайд №14
2)Колониальное прошлое материка
Колонизация материка началась в средние века. К началу 20 века почти всю территорию Африки поделили между собой капиталистические страны Европы, превратив Африку в материк колоний (стран, лишенных политической и хозяйственной самостоятельности).
Колонизаторы угнетали и эксплуатировали коренное население, отнимали лучшие земли, сгоняли с родных мест в малопригодные для жизни.
Они беспощадно грабили страны: вывозили полезные ископаемые, древесину, продукты земледелия.
Длительное господство колониальных стран задержало хозяйственное и культурное развитие африканских стран.
Слайд №15
В середине 20 века Африка стала материком национально-освободительной борьбы. Теперь на материке все страны независимые. Несмотря на это, во многих странах Африки люди продолжают умирать от голода и болезней.
Северо-восточная часть побережья Африки входит в дугу нестабильности.
Учитель: А теперь учащиеся класса расскажут вам о некоторых особенностях коренных народов Африки (презентация).
3) Размещение населения
Вспомните, чему равна численность населения Земли? (7 млрд. человек)
Численность населения Африки - около 1 млрд. человек – второе место в мире.
Откройте карту «Плотность населения. Народы» с.18-19 атласа. Найдите на карте территории с наибольшей плотностью населения. Каким цветом обозначены на карте эти районы? (коричневым)
Наиболее плотно заселены северные районы материка и побережье Гвинейского залива
Какие части Африки не заселены? В пустыне Сахара плотность очень низкая, есть незаселенные территории.
Работа по карте «Плотность населения. Народы».
Чему равна доля народов, численность которых меньше 10 млн человек? (12%)
Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 5 до 10 млн жителей. (Каир, Лагос, Киншаса)
Найдите и назовите по карте города с численностью населения от 1 до 5 млн жителей (Дакар, Абиджан, Браззавиль, Луанда, Кейптаун, Аддис-Абеба, Алжир, Триполи и др.)
На карте видно, что основная часть городов расположена на побережье. С чем это связано? (Наиболее благоприятные природные условия )
Как вы думаете, какие причины влияют на размещение материка? (На размещение населения влияют в основном природные факторы, а также исторические причины, в первую очередь воздействие работорговли и колониального господства.)
4.
Закрепление учебного материала,
Ребята, а теперь давайте ответим на вопросы, записанные на доске (учащиеся читают вопросы и отвечают на них)
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Больше всего мне понравилось….
Сегодня я смог(ла)…..
5.
Итог урока
Выставление оценок
6.
Задание на дом
Задание на дом: §25,
составить схему классификация рас и народов Африки