Рабочая программа по географии 5-8 кл

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МКОУ Ныгдинская СОШ











Рабочая программа по географии 5-8 классы















Учитель географии Ербанова С.Т.

















2016-2017 уч. год

Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для основной школы предназначена для учащихся 5-8 -х классов. Программа разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5-8-х классах. Рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5-8 классов по линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа составлена на основе:

- фундаментального ядра содержания общего образования;

- требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

- примерной программы основного общего образования по географии как обязательной/ инвариантной части учебного курса;

- программы духовно-нравственного развития личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Согласно календарному графику МКОУ Ныгдинской СОШ, учебное содержание курса включает в 5-6 классах - 34 часа, 1 час в неделю, в 7-8 классах - 8 часов, 2 часа в неделю.

Тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего линии по географии серии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева:

Учебники:

География. 5-6 классы. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение, 2012

География. 7 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

География. 8 класс. Под ред. А.И. Алексеева. М.: Просвещение

Методическая литература:

В. В. Николина, География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 классы. Поурочные разработки. 5-6 классы (пособие для учителя). М.: Просвещение .



















Планируемые результаты освоения курса

5-й класс

должны знать:

  • основные географические понятия: план местности, азимут, масштаб, географическая карта, литосфера, земная кора, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, ледник, атмосфера, ветер, осадки, погода, климат, биосфера, природный комплекс, раса.

  • различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам изображения;

  • результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

должны уметь:

  • читать планы местности и географические карты;

  • строить простые планы местности;

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

6-й класс


- Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.

- Объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы.

- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

- Определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека.

- Различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил.

- Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию.

- Определять на карте местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

- Приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.




7-й класс


- Объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий.

- Составлять характеристику процессов и явлений, характерных для каждой геосферы и географической оболочки.

- Определять географические особенности природы материков, океанов и отдельных стран.

- Устанавливать связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран.

- Анализировать и оценивать информацию географии народов Земли.

- Различать карты по содержанию, масштабу, способам картографического изображения.

- Выделять, описывать и объяснять по картам признаки географических объектов и явлений на материках, в океанах и различных странах.

- Использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.


8-й класс


- Объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы.

- Объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

- Выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории.

- Приводить примеры закономерностей размещения населения, городов.

- Оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации.

- Составлять рекомендации по решению географических проблем.

- Пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.

- Рпределять по картам местоположение географических объектов.

- Формулировать своё отношение к культурному и природному наследию.









Основное содержание программы

«География», 5 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)


Введение (1 ч).

Что такое география и как мы ее будем изучать.


Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч)


Что изучает география. Значение географических знаний в современной жиз­ни. Профессии, связанные с географией. Методы географи­ческой науки. Способы организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды.

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические от­крытия. Современный этап научных географических исследований.


Раздел 2. Планета Земля (3 ч)


Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки. Формы и размеры Земли. Виды движения Земли. Продолжительность года. Високосный год. Север­ный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Неравномерное распределение тепла и света на Земле. Высота Солнца над горизонтом. Географические следствия движения Земли. Смена дня и ночи, смена сезонов года. Дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярные день и ночь. Пояса освещённости, тепловые пояса. 

Раздел 3. План и карта (10 ч)

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ори­ентирования по Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». План местности. Особенности изображения Земли на плане. Ус­ловные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний с помощью масштаба. Способы изображения неровностей земной поверх­ности на плоскости. Абсолютная высота. Относительная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности. Чтение плана местности. Топографическая карта. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Сос­тавление простейшего плана местности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирова­ния на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и оп­ределение направлений на местности и плане. Способы изобра­жения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Географическая карта — особый источник информации.

Глобус — объёмная модель Земли. Масштаб и его виды. Древ­ние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Отличия карты от плана. Свойства географической карты. Легенда карты. Виды условных знаков. Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека. Градусная сетка и её предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах. Определение направлений и расстояний по карте. Геогра­фические координаты. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современ­ные способы создания карт. Часовые пояса.  Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. На­блюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.


Раздел 4. Человек на Земле (3 ч)


Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных усло­вий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к ус­ловиям жизни на разных этапах развития общества. Соз­дание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы ми­ра. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира.


Раздел 5. Литосфера – твёрдая оболочка Земли (12 ч)


Литосфера — каменная оболочка Земли. Внешние и внутренние силы Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Типы земной коры, её строение под материками и океанами. Литосфера, её соотношение с земной корой. Гор­ные породы и минералы. Магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождение и свойства. Виды полезных ископаемых, их значение для человека. Охрана земных недр, методы изучения.

Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулка­низм. Условия жизни людей в районах распространения земле­трясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океа­на. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа терри­тории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предуп­реждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на лито­сферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.








Основное содержание программы

«География», 6 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)


Раздел 1. Гидросфера — водная оболочка Земли (13 часов)


Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океа­не. Использование карт для определения географического поло­жения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значе­ние и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохране­нию качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Реч­ная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, бо­лота. Использование карт для определения географического по­ложения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их ис­пользования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географи­ческое распространение, воздействие на хозяйственную деятель­ность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явле­ния в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.


Раздел 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)


Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмо­сферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые ко­лебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмо­сферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного дав­ления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Посто­янные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их форми­рования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за по­годой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Пост­роение графиков изменения температуры и облачности, розы вет­ров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изме­нений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воз­духа. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климати­ческие пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация челове­ка к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.


Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)


Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодей­ствие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) поч­вообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана расти­тельного и животного мира Земли. Наблюдения за раститель­ностью и животным миром как способ определения качества ок­ружающей среды.


Раздел 5. Географическая оболочка (5 часов)


Строение, свойства и за­кономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупней­ший природный комплекс Земли. Широтная зональность и вы­сотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимо­действия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.






Основное содержание программы

«География», 7 класс

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Ведение (3)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. География в современном мире. Какой вклад в изучение нашей планеты вносит география? Чем занимается страноведение? Географические карты.


Раздел 2. Население Земли (5 часов)


Расселение человека по земному шару. Как люди заселяли Землю? Где появились древние государства? Откуда и куда мигрировали люди на протяжении нашей эры?

Численность и размещение населения мира. Сколько человек живет на Земле? Насколько быстро растет население нашей планеты? Как население распределено по Земле? Что мешает человеку заселить всю планету?

Человеческие расы. К каким основным расам относится население земного шара? Какие внешние признаки характерны для представителей различных рас? Имеются ли у рас преимущества друг перед другом?

Народы мира. Что такое народ? По каким признакам различаются народы мира? Что такое языковые семьи? Какие религии исповедуют разные народы?

Городское и сельское население. Крупнейшие города мира. Как живут люди в городе и сельской местности? Что такое урбанизация? Есть ли в облике разных городов общие черты? Какие проблемы испытывают жители городов?


Раздел 3. Природа Земли (13 часов)


Возникновение и развитие хозяйства. Как Робинзон Крузо сумел выжить на необитаемом острове? Какими видами хозяйственной деятельности занимался Робинзон?

Современное хозяйство мира. Что такое промышленность? Каким бывает сельское хозяйство? Какие предприятия образуют третичный сектор экономики? Как связаны экономики разных стран?


Раздел 4. Природные комплексы и регионы (5 часов)

Мировой океан и его значение для человечества. Как люди изучали Мировой океан? Каково значение Мирового океана для Земли? Как распределена жизнь в Мировом океане? Что дает океан человеку? Как человек воздействует на океан?

Атлантический океан— самый молодой и освоенный. Каковы особенности географического положения и природы Атлантического океана? Какие богатства Атлантического океана использует человек?

Особенности природы и хозяйственного использования Индийского океана. Каковы особенности географического положения и природы Индийского океана? Как человек осваивает Индийский океан?

Тихий океан — самый большой и глубокий. Чем знаменит самый большой океан планеты? Какие богатства океана использует человек?

Северный Ледовитый океан— самый маленький и холодный. Чем Северный Ледовитый океан отличается от других океанов Земли? Как Северный Ледовитый океан используется человеком?


Раздел 5. Материки и страны (42 часа)

Африка. Образ материка. Африка путешествие. От Касабланки до Триполи. Сахара. От Томбукту до Лагоса. Африка путешествие. Африка. Образ материка. Западная и Центральная Африка. Каковы размеры этой части Африки? Какова природа расположенных здесь стран? Какие народы проживают на территории Западной и Центральной Африки, и чем они занимаются?

Восточная Африка. Где находятся страны Восточной Африки? Какова природа этих стран? Кто населяет страны Восточной Африки? Чем интересен остров Мадагаскар?

Южная Африка. Где находятся страны Южной Африки? Каковы особенности природы этих стран? Кто населяет Южную Африку?

Египет.

Географическое положение и природа Австралии. Какова природа Австралии? Почему Австралию можно назвать материком-заповедником?

Когда европейцы узнали об Австралии и заселили ее? Какие особенности характерны для современного населения и хозяйства Австралийского Союза?

Антарктида. . Каковы природные особенности Антарктики? Чем Антарктида отличается от других материков? Кто живет в Антарктиде?

Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика. Каковы особенности природы Северной Америки? Каковы особенности природы Южной Америки?

Канада. Где находится Канада? Какова природа Канады? Как живут канадцы? Каковы особенности природы и населения самого большого в мире острова?

Особенности географического положения, государственного устройства и природы США. Где находятся США? Каково государственное устройство США? Каковы особенности рельефа, климата и внутренних вод США? В каких природных зонах располагается территория США?

Население и хозяйство США. Как происходило заселение территории США? Кто такие американцы и где они живут? Какие особенности имеет хозяйство США?

Евразия. Образ материка.

Европа. Путешествие. Природные зоны. Северная Европа. Где находятся страны Северной Европы? Каковы особенности природы этих стран? Каковы особенности населения и хозяйства этих стран?

Средняя Европа. Британские острова (Великобритания и Ирландия). Где находятся Британские острова? Каковы особенности природы Британских островов? Каковы особенности населения и экономики стран, расположенных на Британских островах?

Франция и страны Бенилюкса. Каковы особенности природы Франции? Как живет Франция? Чем эта страна известна в мире? Каковы особенности стран Бенилюкса?

Германия и Альпийские страны. Какова природа Германии? Каковы особенности населения и хозяйства Германии? Каковы особенности природы, населения и хозяйства Альпийских стран?

Азия в мире. Азия. Путешествие. От пролива Босфор до Ташкента. Азия. Путешествие. От Ташкента до Владивостока Юго-Западная Азия. Какие страны образуют Юго-Западную Азию и где они находятся? Какова природа этих стран? Чем известны страны Юго-Западной Азии? Кто в них живет и чем занимаются эти люди?

Центральная Азия. Где находятся страны Центральной Азии? Почему Центральную Азию называют «краем пустынь и гор»? Каковы особенности жизни населения стран Центральной Азии?

Китай. Каковы главные особенности природы, каковы особенности населения и хозяйства Китая.




Основное содержание программы

«География», 8 класс
(68 часов в год, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Россия в мире (4 часа)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Госу­дарственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Мест­ное время. Поясное время. Декретное время. Летнее вре­мя. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Гео­графический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России. 
Формирование территории России. Заселение террито­рии России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России.  

Раздел 2. Россияне  (11 часов)
Население России. Воспроизводство населения. Естест­венный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности насе­ления. Демографический кризис. Демографические поте­ри. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демо­графическая ситуация. Половозрастная структура населе­ния России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресур­сы. Экономически активное население. Безработные. Тру­довые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Ре­лигии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плот­ность населения России. Роль крупных городов в размеще­нии населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружа­ющую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Раздел 3.
 Природа (16 часов)
История развития земной коры. Геологическое лето­счисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха склад­чатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структу­ры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с текто­ническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Мно­голетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ис­копаемых. Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Пря­мая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиа­ционный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезо­нам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над тер­риторией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмо­сферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат. России ее географического положе­ния. Климатические особенности зимнего и летнего сезо­нов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Клима­тические особенности России. Климат своего региона. Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяй­ство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажне­ния. Учет климатических условий в жилищном строитель­стве. Неблагоприятные климатические явления.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Ат­лантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное зна­чение морей. Экологические проблемы морей.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупней­шие реки России. Использование рек в хозяйственной де­ятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России. Болота. Распространение болот. Верхо­вые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Лед­ники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от гор­ной породы. Строение почвы. Механический состав и структура почвы.
Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное ис­пользование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Раздел 4. Хозяйство (17 часов )

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Понятия «отрасль хозяйства» и «меж­отраслевой комплекс».
Топливно-энергетический комплекс. Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.
Нефтяная и газовая промышленность. Особенности раз­мещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения.
Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Разме­щение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники за­грязнения окружающей среды.
Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Осо­бенности размещения предприятий черной и цветной ме­таллургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического произ­водства на состояние окружающей среды и здоровье чело­века.
Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы раз­вития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.
Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хо­зяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической про­мышленности с другими отраслями. Воздействие химичес­кой промышленности на окружающую среду. Пути реше­ния экологических проблем.
Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Цел­люлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопро­мышленного комплекса.
Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы Рос­сии. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделыва­ния технических культур. Животноводство. Особенности животноводства России
Пищевая промышленность. Состав пищевой промыш­ленности. Связь пищевой промышленности с другими от­раслями. Легкая промышленность. История развития лег­кой промышленности. Проблемы легкой промышленности.
Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Сме­на транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь раз­личных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта своей местности.
Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды ус­луг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельс­кой местности. Территориальная система обслуживания.

Раздел 5. Природно-хозяйственные зоны  (10 часов)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «при­родная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специа­лизация сельского хозяйства. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с се­вера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны Рос­сии» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяй­ственной деятельности людей в разных природных зонах.
Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического поло­жения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.
Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколист­венных лесов. Россия — лесная держава. Особенности та­ежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны сме­шанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ре­сурсов России.
Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.
Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жите­лей полупустынь. Оазис.
Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная пояс­ность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Раздел 6. Наше наследие (10 часов)
Территориальная организация общества. Этапы разви­тия территориальной организации общества.
 Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Террито­риальный комплекс. Природно-территориальные и социаль­но-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.
Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Ви­ды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

.
Календарно-тематическое планирование 5 класса



урока

Тема раздела и урока

Кол-во часов

План

факт


Введение (1 ч).




1

Что такое география и как мы ее будем изучать

1




Раздел 1. Развитие географических знаний о Земле (5 ч).




2

Как люди открывали Землю

1



3

Как начиналась эпоха Великих географических открытий

1



4

Как продолжались открытия материков

1



5

Когда на Земле не осталось неоткрытых мест

1



6

Источники географической информации

1




Раздел 2. Планета Земля (3)




7

Как устроена солнечная система

1



8

Движение Земли

1



9

Солнечный свет на Земле

1




Раздел 3. План и карта (10)




10

Ориентирование на местности

1



11

Условные знаки и масштаб

1



12

Измерение расстояния с помощью масштаба

1



13

Неровности земной поверхности на плане и карте

1



14

Определение сторон горизонта по Солнцу и звездам. Как составить план местности

1



15

Географическая карта Свойства географической карты.

1



16

Градусная сетка

1



17

Географические координаты

1



18

Географическая широта. Географической долготы

1



19

Решение практических задач по плану и карте

1




Раздел 4. Человек на Земле (3)




20

Как люди заселяли Земля

1



21

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

1



22

Многообразие стран мира.

1




Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (12)




23

Земная кора – верхняя часть литосферы

1



24

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1



25

Движение земной коры

1



26

Вулканизм. Типы вулканов. Гейзеры

1



27

Рельеф Земли. Равнины

1



28

Рельеф Земли. Горы. Описание по карте гор и равнин по плану

1



29

Проектное задание «Скульптурный портрет планеты»

1



30

Литосфера и человек

1



31

Влияние человека на литосферу

1



32

Обобщающий урок «Литосфера»

1



33

Охрана земных недр

1



34

Повторение. Работа с картами

1







Календарно-тематическое планирование 6 класса

урока

Тема раздела и урока

Кол-во часов

план

факт


Раздел 1. Гидросфера – водная оболочка Земли (13)




1

Состав и строение гидросферы

1



2

Мировой океан. Жизнь в океане

1



3

Мировой океан. Что такое острова и полуострова. Как устроено дно океана

1



4

Решение практических задач по карте

1



5

Воды Океана. Почему вода в океане соленая. Везде ли соленость одинакова

1



6

Воды океана. Температура воды в океане. Движение воды в океане

1



7

Реки – артерии Земли. Как устроены реки

1



8

Реки – артерии Земли. По каким «правилам» живет река. Как «работают реки»

1



9

Озера и болота

1



10

Практическое задание. Описание озер по карте

1



11

Подземные воды и ледники

1



12

Гидросфера и человек.

1



13

Охрана гидросферы

1




Раздел 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли (13 часов)







14

Состав и строение атмосферы

1



15

Тепло в атмосфере. Что мы знаем о температуре воздуха

1



16

Практическая работа. Определение средней суточной температуры воздуха

1



17

Тепло в атмосфере. Почему утром и вечером холоднее. Почему в тропиках теплее, чем на полюсе

1



18

Атмосферное давление

1



19

Ветер

1



20

Что такое муссон. Как строят розу ветров

1



21

Влага в атмосфере. Что происходит с водой в атмосфере. Влажность и сухость воздуха.

1



22

Влага в атмосфере. Как образуются облака. Осадки

1



23

Погода и климат

1



24

Наблюдение за погодой. Карты погоды.

1



25

Изучаем информацию о погоде

1



26

Атмосфера и человек

1




Раздел 3. Биосфера – живая оболочка Земли (3 часа)





27

Биосфера – земная оболочка

1



28

Почвы

1



29

Биосфера – сфера жизни

1




Раздел 4. Географическая оболочка (5 часов)





30

Географическая оболочка Земли

1



31

Размещение природных комплексов на Земле

1



32

Природные зоны Земли

1



33

Культурные ландшафты

1



34

Практическая работа. План участка культурного ландшафта.

1











Календарно-тематическое планирование 7 класса





урока

Тема раздела и урока

Кол-во часов

План

Факт


Раздел 1. Ведение (3)




1

Как мы будем изучать географию в 7 классе

1



2

Учимся с «Полярной звездой». Получаем информацию, изучая фотографии

1



3

Географические карты

1




Раздел 2. Население Земли (5 часов)

1



4

Народы, языки и религии

1



5

Города и сельские поселения

1



6

Изучаем население по картам и диаграммам

1



7

Страны мира

1



8

Тест на тему «Население Земли»

1




Раздел 3. Природа Земли (13 часов)




9

Развитие земной поверхности.

1



10

Земная кора на карте

1



11

Природные ресурсы земной коры

1



12

Температура воздуха на разных широтах.

1



13

Давление воздуха и осадки на разных широтах

1



14

Общая циркуляция атмосферы

1



15

Климатические пояса и области Земли

1



16

Океанические течения

1



17

Реки и озера Земли

1



18

Учимся с «Полярной звездой». Ищем информацию в Интернете

1



19

Растительный и животный мир Земли

1



20

Почвы

1



21

Тест на тему «Природа Земли»

1




Раздел 4. Природные комплексы и регионы (5 часов)





22

Природные зоны Земли.

1



23

Океаны. Особенности природы Тихого и Северного Ледовитого океанов

1



24

Океаны. Особенности природы Атлантического и Индийского океанов

1



25

Материки

1



26

Как мир делится на части и как объединяется

1




Раздел 5. Материки и страны (42 часа)





27

Африка. Образ материка

1



28

Африка в мире

1



29

Африка путешествие. От Касабланки до Триполи. Сахара. От Томбукту до Лагоса

1



30

Африка путешествие

1



31

Египет

1



32

Учимся с «Полярной звездой». Разрабатываем проект

1



33

Австралия. Образ материка

1



34

Австралия. Путешествие

1



35

Антарктида

1



36

Южная Америка. Образ материка.

1



37

Южная Америка. Особенность климата

1



38

Латинская Америка в мире

1



39

Южная Америка. Путешествие. Природные зоны

1



40

Южная Америка. Путешествие

1



41

Бразилия

1



42

Северная Америка. Образ материка

1



43

Англо-Саксонская Америка

1



44

Северная Америка. Путешествие. Страны и занятия населения

1



45

Северная Америка. Путешествие

1



46

Соединенные Штаты Америки

1



47

Евразия. Образ материка

1



48

Евразия. Климат

1



49

Европа в мире

1



50

Европа. Путешествие. Природные зоны

1



51

Европа. Путешествие

1



52

Германия

1



53

Франция

1



54

Великобритания

1



55

Азия в мире

1



56

Азия. Путешествие. От пролива Босфор до Ташкента

1



57

Азия. Путешествие. От Ташкента до Владивостока

1



58

Китай

1



59

Индия

1



60

Итоговое обобщение по северным материкам

1



61

Учимся с «Полярной звездой». Проект «Традиции и обычаи народов мира»

1



62

Россия в мире

1



63

Россия – многонациональное государство

1



64

Природные ресурсы России.

1



65

Итоговый тест «Материки и страны»

1



66

Итоговое обобщение «Население Земли».

1



67

Итоговое обобщение «Природа Земли»

1



68

Итоговое обобщение «Природные комплексы и регионы»

1







Календарно-тематическое планирование 8 класса





урока

Тема раздела и урока

Кол-во часов

План

Факт


Раздел  1Россия в мире (4 часа)




1

Мы и наша страна на карте мира

1



2

Наша страна на карте часовых поясов

1



3

Как ориентироваться по карте России

1



4

Формирование территории России

1




Раздел 2Россияне (11 часов)




5

Воспроизводство населения

1



6

Численность населения

1



7

Миграция населения

1



8

Наш «демографический портрет»

1



9

Россияне на рынке труда

1



10

Мозаика народов мира

1



11

Размещение населения

1



12

Расселение и урбанизация

1



13

Города и сельские поселения

1



14

Урок – обобщение темы «Россияне»

1



15

Тест «Россияне»

1




Раздел 3. Природа (16 часов)




16

Геологическая история

1



17

Рельеф. Тектоническая основа

1



18

Рельеф. Структура поверхности

1



19

Как осваивают россияне свой участок земной поверхности

1



20

Солнечная радиация

1



21

Атмосферная циркуляция

1



22

Зима и лето в нашей северной стране

1



23

Изучаем карту климатических поясов России

1



24

Как мы живем и работаем в нашем климате

1



25

Наши моря

1



26

Наши реки

1



27

Где спрятана вода

1



28

Водные дороги и перекрестки

1



29

Учимся с «Полярной звездой». Решаем проблему преобразования рек

1



30

Почва – особое природное тело

1



31

Почва – основа сельского хозяйства

1




Раздел 4. Хозяйство  (17)




32

Развитие хозяйства

1



33

Особенности экономики России

1



34

Составление схемы «Виды предприятий по формам деятельности»

1



35

ТЭК. Угольная промышленность

1



36

Нефтяная и газовая промышленность

1



37

Электроэнергия.

1



38

Металлургия

1



39

Машиностроение

1



40

Химическая промышленность

1



41

Растениеводство

1



42

Животноводство

1



43

Учимся с «Полярной звездой». Агропромышленный комплекс. Заполнение таблиц

1



44

Сухопутный транспорт

1



45

Водный и воздушный транспорт. Транспортные узлы

1



46

Сфера услуг

1



47

Учимся с «Полярной звездой». Сферы обслуживания

1



48

Обобщение темы «Хозяйство». Тест

1





Р
аздел 5. Природно-хозяйственная зона (10 часов)




49

Зональность в природе и жизни людей

1



50

Северные безлесные зоны

1



51

Лесные зоны.

1



52

Степи и лесостепи

1



53

Южные безлесные зоны.

1



54

Субтропики. Высотная поясность в горах

1



55

Пр. работа. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах

1



56

Пр. работа «Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий»

1



57

Пр. работа «Описание природно-хозяйственной деятельности своей местности»

1



58

Обобщение темы «Природно-хозяйственная зона»

1




Раздел 6. Наше наследие (10)




59

Территориальная организация общества

1



60

«Все связано со всем»

1



61

Что мы оставим потомкам

1



62

Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России- наш нравственный долг»




63

Всемирное природное и культурное наследие

1



64

Повторение темы «Россия в мире». Тест

1



65

Повторение темы «Природа России»

1



66

Повторение темы «Природные зоны России, природно-хозяйственные зоны России»

1



67

Повторение темы «Хозяйство»

1



68

Итоговая контрольная работа

1







Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

  3. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Алексеева. – М.: Просвещение, 2014.

  4. Николина В.В. География: 5-6 кл.: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2014.

  5. Николина В. В., Липкина Е. К. География. Проекты и творческие работы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

  6. Географический атлас. 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

  7. Контурные карты, 5 класс. – М.: Дрофа, изд-во «ДИК», 2014.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/

  9. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/

  10. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru

  11. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru

  12. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. [link]

  13. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

  14. Электронное приложение к учебнику «География. 5-9 классы. «Полярная звезда»