Технологическая карта урока Градусная сетка

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Технологическая карта урока

Предмет

География

Класс

5 «А»

Тип урока/занятия

Урок «открытия» нового знания.

Технология построения урока/занятия

Технология критического мышления.

Тема

Градусная сетка

Цель

Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах

Планируемые результаты

Основные термины, понятия

Градусная сетка, параллель, меридиан

УУД

 

Личностные УУД:

Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков.

Предметные УУД:

Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.

Регулятивные УУД:

Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов».

Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им.

Познавательные УУД:

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Коммуникативные УУД:

Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе.

Организация пространства

Формы работы

Индивидуальная

Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний.

Групповая

Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала.

Работа в группах (по 4 человека): составление кластера отсчете параллелей и меридианов.

Организационная структура урока 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку,  фиксация отсутствующих

Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии

К. Самостоятельно организовать учебное место. 

Актуализация знаний


Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Пиложение)

Ключи:

В-1 В-2

1-3 1-3

2-4 2-2

3-3 3-2

4-4 4-1

5-3 5-2

 Выполняют тест

взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем

 

П. Вспоминают изученный ранее материал. 

К. Оценивают работы других.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Стадия вызова 

Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся.


- Решим кроссворд и узнаем ключевое слово темы нашего урока

(на доске начерчен кроссворд)

  1. Модель Земли – глобус

  2. Вид масштаба 1:1000 численный

  3. Величина, показывающая, во сколько раз уменьшено расстояние на карте – масштаб

  4. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости – карта

  5. Угол между направлением на север и заданным объектом – азимут.


глобу с

числ е нный

масш т аб

к арта

а зимут


- Какое слово получилось?
- Это ключевое слово  сегодняшней темы урока.
На доске появляется  слово
СЕТКА
Определение темы урока
Обсуждение вопроса:

- какие сетки вы знаете?
- о какой сетке может идти речь применительно к карте и глобусу?
Записываем число,
тему урока «Градусная сетка» и пока пишите, постарайтесь сформулировать цель нашего урока.

Что мы должны узнать и чему научиться на уроке?

Решают кроссворд и узнают ключевое слово - СЕТКА


Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении.


Совместно с учителем  происходит актуализация знаний и выяснение темы урока.

На доске появляется второе слово –

ГРАДУСНАЯ.

Тема урока определена: ГРАДУСНАЯ  СЕТКА.


Формулируют цель урока.

  1. Какие линии образуют гр. сетку, как они называются.

  2. Изучить новые термины.

  3. Научиться пользоваться гр. сеткой.


М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения.

П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты.

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Стадия осмысления

 

Организует работу учащихся.


- Вас приветствует бортовой компьютер Космической станции «Земля». За 30 минут полета вокруг Земли, нам предстоит вспомнить, что такое полюса, экватор;

узнать, что такое параллели и меридианы, чем отличаются эти линии и точки.





Активное получение информации

Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33


  1. Работа в паре по маршрутной карте, записывают новые понятия и определения в карту, отвечают на вопросы.

  2. Чтение текста с. 46 и составление кластера.


М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. 

Л. Формирование познавательных интересов и мотивов.

Р. Контролировать своё время и управлять им.

К.

Работать в паре.

Первичное осмысление и закрепление

Рефлексия

 

Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера.





  1. Заполняют таблицу в тетради. Работают в группах по 2 человека.

  2. Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов.


Экватор –0

на Север - от 0 до 90

на ЮГ - от 0 до 90


Нулевой меридиан 0 - Гринвичиский

ЗАПАДНОЕ - от 0 до 180

полушарие

ВОСТОЧНОЕ - от 0 до 180

полушарие


1 - 111 км


П.   Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов.

 Домашнее задание

Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11,

тренажер. 

Записывают домашнее задание  и слушают комментарии по выполнению. 

Р.   Слуховое и визуальное восприятие информации.

 Итоги урока

Подводит итог 

- Я узнал, что…

- У меня вызвало затруднение…

- Я научился



 Продолжают фразы



К. Обсуждение результатов наблюдений.

П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. 




























МАРШРУТНАЯ КАРТА


Шаг 1

- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.

Эти точки называются …….


Шаг 2

- На равном расстоянии от полюсов находится …….

Его длина составляет …… км.

А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.


Шаг 3

- Линии, соединяющие два полюса, называются…….

- Они показывают направление с …… на ……

- Сравним их форму на карте и глобусе:

На карте – это………

На глобусе – это …….

- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..


Шаг 4

- Как называются линии, параллельные экватору? …….

- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..

- Самая длинная параллель называется ……

- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……


Шаг 5

- Заполните таблицу в тетради «Свойства линий градусной сетки»


Меридианы

Параллели

Определение



В какие стороны горизонта направлены?



Какова длина в километрах?



Какова длина в градусах?



Какую форму имеют на глобусе?



Какую форму имеют на карте полушарий?





САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ №1

  1. Показатель, по которому можно определить во сколько раз расстояния на местности уменьшены при отображении их на карте называется

  1. Ориентир

  2. Глазомер

  3. Масштаб

  4. Планиметр

  1. Масштаб карты 1:10 000 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным

  1. В 10 раз

  2. В 100 раз

  3. В 1000 раз

  4. В 10000 раз

  1. Численный масштаб карты 1:2 500 000 соответствует именованному

  1. В 1 см 25 000км

  2. В 1 см 250 км

  3. В 1 см 25 км

  4. В 1 см 2 500 км

  1. Какой масштаб из перечисленных более крупный

  1. 1:500 000

  2. В 1 см 500 км

  3. В 1 см 50 км

  4. 1:5 000

  1. Самый древний глобус, сохранившийся до наших дней, изготовил

  1. Аристотель

  2. Птолимей

  3. М. Бехайм

  4. Меркатор

ВАРИАНТ №2

  1. Как называется масштаб, записанный в следующем виде в 1 см 150 м?

  1. Линейный

  2. Численный

  3. Именованный

  1. Масштаб карты 1:700 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным

  1. В 70 раз

  2. В 700 раз

  3. В 7 раз

  4. В 77 раз

  1. Численный масштаб карты 1:1 5 000 000 соответствует именованному

  1. В 1 см 150000 м

  2. В 1 см 150 км

  3. В 1 см 15 км

  4. В 1 см 1 500 км

  1. Какой из данных масштабов наиболее удобен для построения плана дачного участка

  1. 1:2 500

  2. 1:2 5000

  3. 1:250 000

  4. 1:2 500 000

  1. Форма материков и очертания океанов наиболее точно переданы на

  1. Карте

  2. Глобусе

  3. Плане

  4. Аэрофотоснимке