Рабочая программа для надомного обучения по географии География Материков и Океанов (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Пояснительная записка к рабочей программе по географии.

Ступень обучения - основное общее образование.

Класс – 7.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ №1089 от 05. 03. 2004 года «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, на основе примерной программы по географии, учебника : Коринская В.А., Душина И.В., Щенёв В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011.-319 С., в соответствии с обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

Курс географии материков и океанов - это второй по счёту школьный курс географии. Этот предмет входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». Курс географии материков и океанов формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, о закономерностях развития природы, размещении населения , об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание программы


ВВЕДЕНИЕ (4 ч)

Что изучают в курсе «География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы Земли от деятельности человека. Практическое значение географических знаний.

Как люди открывали и изучали Землю. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Современные географические исследования.

Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу и содержанию.

Практические работы.

1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, справочниками, словарями и др.); составление по ним летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи.

2. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах, координат различных точек.



Раздел I. Главные особенности природы Земли (9 ч)

Тема1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы и теории происхождения выступов материков и впадин океанов. Материковая и океаническая земная кора. Плиты литосферы. Карта строения земной коры, способы ее чтения. Сейсмические пояса Земли.

Рельеф земной поверхности. Разнообразие рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов. Закономерности размещения крупных форм рельефа.

Практическая работа.

Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение об изменении расположения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).


Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Распределение температуры воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Климатообразующие факторы. Воздушные массы. Климатические пояса Земли.

Практическая работа.

Сравнительное описание по климатической карте основных показателей климата двух климатических поясов (по выбору учащихся).


Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН -ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ ГИДРОСФЕРЫ

Роль океана в жизни Земли. Происхождение вод Мирового океана. Соотношение вод суши и Мирового океана. Свойства океанических вод. Водные массы. Схема поверхностных течений в океане. Льды. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Практическая работа.

Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально-аквальных природных комплексов.


Тема 4. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы суши и океана, их строение и разнообразие.

Природная зональность. Широтная зональность. Высотная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа.

Анализ схем круговоротов веществ и энергии.


Тема 5. ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ. СТРАНЫ МИРА

Расселение человека по материкам. Главные области расселения. Карта народов и плотности населения. Основные виды хозяйственной деятельности, их влияние на природные комплексы. Комплексные карты. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа.

Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и в настоящее время.


Раздел II. Океаны и материки (52 ч)


Тема 1. ОКЕАНЫ: ТИХИЙ, ИНДИЙСКИЙ, АТЛАНТИЧЕСКИЙ, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ

Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Влияние хозяйственной деятельности че
века на природу океанов.

Практические работы.

1. Изображение на контурной карте шельфовых зон океанов и видов хозяйственной деятельности на них, а также маршрутов научных, производственных, рекреационных экспедиций по акваториям одного из океанов (по выбору).

2. Сравнительная характеристика природы двух океанов (по выбору).


Тема 2. ЮЖНЫЕ МАТЕРИКИ

Географическое положение. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа климата и внутренних вод. Сходство в расположении природных зон. Карта почв мира.


Тема 3. АФРИКА

Географическое положение. Океаны и моря у берегов Африки; их влияние на природу материка. История исследования.

Особенности природы. Рельеф материка. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых.

Климат. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типичные для них погоды.

Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата. Основные речные системы. Озера. Значение рек и озер в жизни населения.

Природные зоны. Почвы природных зон, характерные представители растительного и животного мира зон. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы.

1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Определение географического положения материка.

2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождении полезных ископаемых.

3. Оценивание климатических условий жизни одного из народов на основе сопоставления ареала его распространения с данными климатограмм и описанием климата этого района.

4. Определение причин разнообразия природных зон материка.


Народы и страны. Гипотеза об африканском хождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление материка на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Западная и Центральная Африка (Нигерия), Восточная Африка (Эфиопия), Южная Африка (Южно-Африканская Республика).

Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы, природные богатства. Различия между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов), религия.

Основные виды хозяйственной деятельности, изменения в природе в результате этой деятельности.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа.

Описание по картам атласа природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.


Тема 4. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ

Австралия. Географическое положение. Океаны и моря у берегов Австралии, их влияние на природу материка. История открытия.

Особенности компонентов природы континента (рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, своеобразие органического мира). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменение природы человеком. Меры по охране природы.

Население Австралии. Особенности материальной и духовной культуры аборигенов и англо-австралийцев.

Австралийский Союз. Виды хозяйственной деятельности и их различия в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии.

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Практические работы.

1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов.

2. Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения.


Тема 5. ЮЖНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания материка. Влияние океанов, омывающих материк, на его природу. История открытия и исследования материка.

Особенности природы. Строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры. Проявление рельефообразующих процессов в настоящее время.

Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды. Характер течения и режима рек. Амазонка — величайшая река планеты.

Своеобразие органического мира континента. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения. Заповедники материка. Стихийные природные явления. Проблемы Амазонии.

Практические работы.

1. Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки. 2. Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек.

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Особенности размещения населения. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта.

Деление континента на крупные части: Восточная часть и Андийская область. Крупные страны каждого из регионов. Особенности географического положения (Бразилии, Аргентины, Перу), их природы и природных богатств. Население этих стран, основные виды хозяйственной деятельности.

Практическая работа.

Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).


Тема 6. АНТАРКТИДА

Географическое положение. Арктика и Антарктика. Открытие и исследование Антарктиды. Особенности природы: ледниковый покров, подледный рельеф, климат, органический мир. Современные исследования Антарктики.

Практическая работа.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.


Тема 7. СЕВЕРНЫЕ МАТЕРИКИ

Общие особенности географического положения и природы материков (общие черты рельефа, древнее оледенение, общее в климате и природных зонах).


Тема 8. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны; их влияние на природу материка. Открытие и исследование Северной Америки.

Особенности природы. Строение поверхности континента в связи с историей его формирования, роль оледенения в формировании рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Факторы формирования климата. Влияние на климат состояния подстилающей поверхности. Климатические пояса и типичная для них погода.

Основные речные и озерные системы. Характер течения и режим рек.

Особенности проявления зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Высотная поясность в Кордильерах. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка. Степень изменения природы человеком.

Практическая работа.

Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.


Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные народы. Особенности размещения населения. Формирование политической карты. Страны Северной Америки. Краткая характеристика Канады и США.

Практическая работа.

Составление проекта возможного путешествия по одной из стран континента с обоснованием его целей, оформлением картосхемы маршрута, описанием современных ландшафтов и различий в характере освоения территории по линии следования.


Тема 9. ЕВРАЗИЯ

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы. Рельеф Евразии и его отличия от рельефа других материков. Этапы формирования рельефа. Основные формы рельефа. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Климаты Евразии в сравнении с климатами Северной Америки. Климатообразующие факторы и их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков. Разнообразие климатов, климатические пояса и типичные для них погоды. Влияние климата на хозяйственную деятельность населения.

Внутренние воды, распределение их по территории в зависимости от рельефа и климата. Крупнейшие речные и озерные системы. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. Изменение состояния водоемов под влиянием хозяйственной деятельности.

Проявление на материке широтной зональности и высотной поясности. Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Особенности природы зон континента. Высотные пояса в Альпах и Гималаях. Изменение природы материка под влиянием хозяйственной деятельности. Современные антропогенные природные комплексы. Крупнейшие заповедники.

Практические работы.

1. Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

2. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.


Народы и страны. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие народы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, ее обусловливающие. Этапы формирования политической карты континента. Современная политическая карта Евразии.

Крупные регионы Евразии и входящие в их состав страны. Общие черты природы и природных богатств всего региона и отдельных стран. Главные особенности населения (язык, быт, традиции).

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической обстановкой.

Зарубежная Европа. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Германия).

Страны Восточной Европы. Страны Южной Европы (Италия).

Зарубежная Азия. Страны Юго-Западной Азии, страны Центральной Азии. Страны Восточной Азии (Китай, Япония).

Страны Южной Азии (Индия). Страны Юго-Вточной Азии (Индонезия).

Практические работы.

1. Обозначение на контурной
карте стран, сгруппированных по различным признакам.
2. Составление по картам и другим источникам описания
одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной
Азии.



Раздел III. Географическая оболочка — наш дом (3 ч)

Тема 1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ОБОЛОЧКИ

Важнейшие закономерности географической оболочки. Исторические и современные факторы формирования природных комплексов.


Тема 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

Значение природных богатств для человека. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью населения. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Практические работы.

1. Работа на местности по выявлению природных комплексов, образование которых обусловлено различиями в строении рельефа, в получении тепла и влаги, а также степени антропогенного воздействия.

2. Составление простейшего плана местности, на котором изучаются природные комплексы.




Рабочая программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений 6 – 11 классы. География материков и океанов. 7 класс. Автор И.В.Душина. Москва. Дрофа. 2011 год.

Цели данной рабочей программы :

- создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие её природы и населения, ознакомить их со странами и народами;

- сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;

- раскрыть закономерности землеведческого характера, с тем чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определённый порядок, связь явлений, что будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни людей.

Задачи данной рабочей программы, сформулированные в соответствии с государственным образовательным стандартом :

1. Образовательные : формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях ( от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира..

2. Развивающие: развитие познавательных интересов, познания характера, сущности и динамики главных природных, экологических и иных процессов; развитие аналитического мышления, умения делать выводы, доказывать, защищать свои идеи,

применение географических знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; развитие умений использовать ИКТ для поиска, интерпретации, демонстрации различных географических данных.

Воспитательные : воспитание любви к своей местности, природе; формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде; воспитании у учащихся понимания общественной потребности в географических знаниях.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу:


9


3

Раздел 2. Океаны и материки.

52

11

Раздел 3. Географическая оболочка – наш дом.

3

3





Итого: 68 ч.




Итого: 18 ч.


Образовательные технологии:

- дифференцированное обучение;

- проблемное обучение;

- индивидуальное обучение;

- разноуровневое обучение;

- использование ИКТ;

- здоровьесберегающие технологии;

- игровая технология (дидактическая игра)


Программное и учебно-методическое оснащение учебного плана :

























Региональный компонент

Компонент образовательного учреждения





7


0,5




Программа для общеобразовательных учреждений по географии. География материков и океанов. 7 класс (68 ч, 2 ч в неделю). Автор И.В.Душина. М.: Дрофа, - 2011. – 62 С.


1. География материков и океанов. Атлас. 7 класс. М.: Дрофа, - 2011.– 56 С.

2. Контурные карты по географии материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, - 2011.-16 С.

3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа,-2011.-319 С.

4. Гвоздецкий Н.А., Игнатьев Г.М., Михайлова Л.А. Хрестоматия по физической географии. М.: Просвещение,-1989.-523 С.


1. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. В.: Учитель-АСТ,-2011.-132 С.

2. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии (к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов). М.: ЭКЗАМЕН,-2011.-157 С.






Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в год- 18

часов, в неделю- 0,5 часа; количество практических работ в год- 7.

Основные формы организации учебного процесса : урок, беседа, практикум, дидактическая игра, викторины; самостоятельная работа с книгой, домашняя работа с книгой (устная и письменная), фронтальная и индивидуальная работа , использование Икт, творческие задания (защита проектов, моделирование процессов и объектов).

Преобладающие формы текущего контроля ЗУН: тестирование, практические работы, географические диктанты, работа с контурными картами и картами атласа, презентации, самостоятельные работы, индивидуальный опрос.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по крупным разделам и темам курса, а также последовательность их изучения. Она предусматривает использование на уроках географии ТСО, таких как видеомагнитофон, компьютер и др.


































Учебно-тематический план:

Лабораторные

Занятия (опыты)

Экскурсии

Контрольные работы

1


2




3




4








5





6




7







8


9




10



11



12




13



14





15




















1



1



2





3





2




1







2


3




4



5



6




7



3





1











Введение


Раздел 1.

Главные особенности природы Земли.

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли.


Тема 2. Атмосфера и климаты Земли.

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы.


Тема 3. Освоение Земли человеком. Страны мира.


Раздел 2. Океаны и материки.


Тема 1. Океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый.


Тема 2. Африка


Тема 3. Австралия и Океания.


Тема 4. Южная Америка.


Тема 5. Антарктида


Тема 6 Северная Америка.


Тема 7. Евразия.


Раздел 3. Географическая оболочка наш дом.


Тема 1. Взаимодействие природы и общества.



1


3




1




1






1





11


1







2


1




1



1



2




3



3





3






















1















1




4




1







1


1














1



2





2

































































































































































































































































В соответствии с требованиями, установленными Государственным образовательным стандартом, учебной программой, на базе которой разработана рабочая программа, учащиеся, окончившие курс «География материков и океанов»», должны:

1.Оценивать и прогнозировать:

- по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;

- изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;

- природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;

- основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран


2. Объяснять:

- особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;

- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;

- особенности расового и этнического состава населения;

- различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;

- различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;

- особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;

- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

- понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.


3. Описывать:

- основные источники географической информации;

- географическое положение объектов (по карте);

- существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);

- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;

- объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;

- особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4. Определять (измерять): географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.); вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.


5. Называть и (или ) показывать:

- важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;

- типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;

- факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

- основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;

- ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;

- природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

.


Основная учебная литература:

1. География материков и океанов. Атлас. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 56 С.

2. Контурные карты по географии материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 16 С.

3. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, – 2011. - 319 С.

Дополнительная литература:

1. Гвоздецкий Н.А., Игнатьев Г.М., Михайлова Л.А. Хрестоматия по физической географии. М.: Просвещение, - 1989. – 523 С.

2. Головкин Б.Н., Минин А.А. Чудеса живой природы. Атлас. М.: РОСМЭН, - 2005. – 70 С.

3. Горбунов Е.Л. Физическая география Тульской области. Т.: Пересвет», - 2002. - 222 С.

4. Марченко Н.А., Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6 – 10 классы. М.: АЙРИС-ПРЕСС, - 2008 .-303С.

5. Миллер И.Д. Птицы Тульской области и их изучение в школе. Т.: Тульский государственный педагогический институт им. Л.Н.Толстого, - 1991. -113 С.

6. Мирутенко М.В. География. Краткий справочник школьника. 6 -10 классы. М.: Дрофа, - 2008. – 159 С.

7. Мирутенко М.В. Школьная энциклопедия. География. М.: Дрофа, - 2004. – 285 С.

8. Чекулаева Е.О. Великие и знаменитые столицы мира. М.: АСТ АСТРЕЛЬ, - 2003 – 350 С.


Основная литература:

1. Воробцова Т.Н. География. 7 класс. Поурочные планы по учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов. В.: Учитель – АСТ, - 2011. - 132 С.

2. Евдокимов В.И. Сборник заданий и упражнений по географии (к учебнику Коринской В.А. и др. География материков и океанов). М.: ЭКЗАМЕН, - 2011. – 157 С.

3. Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии. М.: Просвещение,-2006. -63С.

Дополнительная литература.

1. Барабанов В.В., Дюкова С.Е., Чичерина О.В. Справочные материалы по географии. М.: АСТ Астрель, - 2004. –367 С.

2. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. М.: Флинта. Наука, - 2008 . – 198 С.

3. Дюкова С.Е., Петрова Н.Н., Чичерина О.В. Тесты. География 6 – 7 классы. М.: Дрофа, - 2010. – 191 С.

4. Климанов В.В., Климанова О.А. География в цифрах. 6 – 10 классы. Справочное пособие М.: Дрофа, - 2011. – 125 С.

5. Петрова Н.Н. Тесты по географии. 6 – 10 классы. М.: Дрофа, - 2011. – 112 С.

6. Румынина Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6 – 10 классы. М.: Школа – Пресс, - 2009. – 142С.

7. Уорд Б. Иллюстрированная энциклопедия для любознательных. М.: РОСМЭН, -. 2005. – 95 С.