Конспект урока 11 класс (девушки) Физическое воспитание в Древней Греции

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект

урока физической культуры в 10 классе (девушки).

Тема урока: «Физическое воспитание в Древней Греции».

Задачи урока:

  1. Дать представление о системе воспитания в Древней Греции;

  2. Научить исполнению греческого танца «Сиртаки»;

  3. Способствовать развитию двигательных качеств, посредством выполнения комплекса ритмической гимнастики;

  4. Воспитание музыкальности, эстетичности, чувства прекрасного.

Инвентарь, ТСО: музыкальный центр, видеоаппаратура, гимнастические коврики, гантели, гимнастические скамейки, скакалки, секундомер.

Построение, приветствие (звучат греческие мелодии). Учащиеся размещаются на гимнастических скамейках (скамейки расположены полукругом в виде амфитеатра). Учитель обращается к девушкам со следующими словами: «Уже по началу нашего урока, по первым звукам музыки вы, наверное догадались, что урок сегодня необычный. Мы попытаемся объединить в нём два различных предмета – физическую культуру и историю. Тема нашего урока «Физическое воспитание в Древней Греции». Рассказ учителя (приложение к уроку №1).

Учитель: «Древние греки применяли весьма разнообразные физические упражнения: бег. Прыжки, кулачный бой, борьбу, метание; упражнения с палками, мячами, со скакалкой и др. В качестве разминки я предлагаю вам комплекс общеразвивающих упражнений со скакалкой:

1.И.п. - скакалка, сложенная вчетверо внизу

1. – подняться на носки, скакалка вверх

2. – опуститься на полную стопу, скакалка за голову

3. – счёт 1

4. – и.п.

2.И.п. – стойка ноги врозь, скакалка в согнутых руках перед грудью

1. – наклон вправо, скакалка вверх

2. – и.п.

3–4 - тоже влево

5. - поворот туловища направо

6. –и.п.

7-8 – тоже налево

3.И.п. – скакалка внизу

1. – присед, скакалка вперёд

2. – и.п.

3. – присед, скакалка вверх

4. – и.п.

4.И.п. – скакалка вперёд

1. – перемах левой ногой через скакалку

2. – выпад левой

3-4 – перемах левой в и.п.

5-8 – то же с правой

5.И.п. – стойка ноги врозь, скакалка в согнутых руках перед грудью

1. – наклон прогнувшись, скакалка вперёд

2. – наклон, коснуться скакалкой пола

3. - наклон прогнувшись, скакалка вперёд

4. – и.п.

6.И.п. – лёжа на спине, скакалка вперёд

1. – перемах согнутых ног через скакалку

2. – выпрямить ноги, лечь бёдрами на скакалку

3. – перемах согнутых ног через скакалку назад

4. – и.п.

7.И.п. – лёжа на полу, скакалка вверх

1–2 – прогнуться, скакалка за голову

3-4 – и.п.

8. Прыжки на двух, вращая скакалку вперёд.

Перестроение в круг.

5 минут











6 – 8 раз





6 – 8 раз







8 – 10 раз





6 – 8 раз





8 – 10 раз





8 – 10 раз





8 – 10 раз



25 – 30 прыжков

2. Основная часть 25 минут.

Обучение танцу «Сиртаки» (приложение №2)

Использование музыки греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Учитель: «Как известно женщины не допускались на Олимпийские игры Древней Греции, но существовали соревнования, где в силе, быстроте и ловкости состязались только представительницы слабого пола. Эти игры устраивались в честь богини Геры. Поэтому так и назывались – гереи. Сейчас мы с вами проведём тренировку для подготовки к таким состязаниям».

Комплекс ритмической гимнастики (видеокассета «Шейпинг класс» №8).

Девушки раскладывают гимнастические коврики напротив телеэкрана. Выполнение комплекса упражнений за инструктором, глядя на экран. Учитель исправляет ошибки в индивидуальном порядке по ходу выполнения.

  1. Упражнения в положении стоя;

  2. Упражнения в положении лёжа;

  3. Упражнения с гантелями,

  4. Заминка.

Пульсовый контроль.

8 - 10 минут











6 минут

6 минут

2 минуты

1 минута

3. Заключительная часть 5 минут.

Обучение приёмам самомассажа.

Учитель: «Древние греки оставили нам в наследие ещё один вид искусства – искусство самомассажа. Массаж был известен задолго до античных времён, но именно древнегреческие врачи систематизировали приёмы массажа, объяснив их лечебное воздействие на организм человека. Основоположником применения массажа как лечебного средства считают врача Древней Греции – Гиппократа. Это ему принадлежит изречение: «Врач должен быть опытен во многих вещах и, между прочим, в массаже». Массаж применяется не только в медицине, но и быту, спорте, его внедряли в школе и армии. Массаж стали применять как средство сохранения и восстановления работоспособности. Именно такой метод массажа предлагается вам сегодня.

Поглаживание и разминание ладоней, мышц рук, груди, живота, спины, ног. От периферии к центру (приложение №3).

Пульсовый контроль.

Построение, подведение итогов. Домашнее задание (овладение приёмами самомассажа). Организованный уход.














Приложение №1

Древняя Греция – страна, объединявшая множество рабовладельческих городов – государств. В истории Греции особое значение имели два полиса – Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено. С одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой – особенностями развития данной страны.

Физическое воспитание в Спарте.

Целью спартанской системы воспитания было подготовить из детей спартиатов воинов, стойких и закалённых, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорождённых и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть).

Малышей, как правило, воспитывали матери с помощью кормилиц – рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей. Закаляли их, прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. Возможные в будущих военных походах.

В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения – агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием занимались люди, специально выделенные государством. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копьё, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и быть к ним беспощадными. Их главное занятие – физический труд. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счёту. Особое внимание уделялось развитию у детей умения чётко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь).

Девочки воспитывались дома, но и в их воспитании на первом месте было физическое развитие, военная подготовка, приучение их управлять рабами. Когда мужчины уходили на войну, женщины сами охраняли свой город и держали в повиновении рабов. Девушки участвовали в общественных праздненствах и спортивных состязаниях.

Воспитание и школа в Афинах.

Воспитанию детей и юношества в Афинах придавалось большое значение. Афиняне стремились при этом к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов. До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы, где они получали разностороннее образование. В 13 – 14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. Богатые рабовладельцы Афин отдавали своих детей в гимнасии (позже - гимназии), где они изучали философию, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, где в течении двух лет продолжалась их физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома – в гинекее.

Наиболее высокий уровень развития физическое воспитание в Древней Греции получило в период от776г. до нашей эры до 394 г. нашей эры. Греки ввели систематические занятия молодёжи физическими упражнениями как государственную повинность и достигли благодаря этому высокого совершенства не только телесного, но и духовного развития человека.



























































Приложение №2

Танец «Сиртаки» (Sirtaki).

В основу танца Сиртаки легли движения народного греческого танца с одноимённым названием. Танец Сиртаки танцуется в общем кругу. Существует множество вариантов исполнения данного танца. Приведённая вариация рекомендуется к изучению как наиболее простая и удобная к исполнению в кругу.

Музыкальный размер 4/4. Вариация занимает 8 тактов для исполнения их в медленной части танца и 3/2 такта (6 счётов) для исполнения их быстрой части танца.

Аббревиатура:

ИП – исходное положение; К – кавалер, партнёр; Д – дама, партнёрша;

ЛТ – линия танца; ЛН/ПН –левая /правая нога

Описание танца

ИП – танцующие становятся по кругу: К находятся во внешнем круге, Д – во внутреннем. Если танцующих мало все встают в один круг. Танцующие сплетаются руками так, чтобы образовать одну горизонтальную линию, при этом ладони лежат на плечах соседей. Танцоры смотрят прямо в центр. Ноги в 3-ьей позиции.

Медленная часть. Фигура: на месте (4 такта)

1-ый такт: Танцующие делают шаг на ПН вправо ("2), в левую сторону ("3", "4") аналогично.

2-ой такт: Танцующие делают шаг на ПН вправо ("1"), ЛН встаёт взакрест спереди на носочек ("2"). В левую сторону ("3", "4") аналогично.

3-ий такт: Танцующие делают шаг на ПН вправо ("1"). ЛН встаёт взакрест сзади на носочек ("2"). В левую сторону ("3","4") аналогично.

4-ый такт: Танцующие делают шаг на ПН вправо ("1"), батман тандю левой ногой вперёд ("2". В левую сторону ("3","4") аналогично.

Фигура: боковое движение с выпадом (2 такта).

5-6 й такты: Танцующие двигаются вправо ровно: шаг на ПН ("1"), шаг ЛН взакрест назад ("и"), шаг ПН ("2"), приставка ЛН к ПН ("и"), выпад на смягчённую ПН вправо ("3"), на счёт "4" – подняться и перенести вес на ЛН, на счёт"4и" – приставить ПН к ЛН. 6-ой такт исполняется аналогично 5-ому, но в левую сторону и с других ног.

Фигура: медленная боковая пробежка вправо и влево (2 такта).

7-8 й такты: танцующие двигаются вправо пружинным шагом: шаг на ПН ("1"), шаг ЛН взакрест назад ("и"), шаг ПН ("2"), двойной кик ЛН вправо, вперёд ("3","4"). 8-ой такт исполняется аналогично 7-ому, но в левую сторону и с других ног.

Фигуры повторяются до начала быстрой части.

Быстрая часть. Фигура: быстрая боковая пробежка (неограниченно).

3/2 такта: танцующие двигаются вправо пружинным шагом: шаг на ПН ("1"), шаг ЛН взакрест назад ("2"), шаг ПН ("3"), кик ЛН вправо вперёд ("4"), шаг влево ЛН ("5") и кик влево ("6"). Движение повторяется до конца мелодии

Приложение №3

Самомассаж. Приёмы и техника.

Приёмы самомассажа применялись очень давно. В Древней Греции и в Древнем Риме самомассаж широко применялся среди атлетов и гладиаторов. Древнегреческие врачи советовали своим пациентам использовать самомассаж при лечении различных заболеваний.

В утренние часы лучше использовать такие приёмы, как поглаживание, растирание, разминание, похлопывание, поколачивание, а вечером – поглаживание и растирание. Если вечером используется разминание, оно должно быть неглубоким; ударные приёмы в вечерние часы применять не рекомендуется.

Перед началом проведения самомассажа нужно принять душ. Во время проведения самомассажа можно использовать мазь для массажа или тальк. Перед массажем необходимо принять такое положение, при котором бы достигалось максимальное расслабление мышц массируемой области. Самомассаж нельзя делать при повышенной температуре тела, при лихорадочных, кожных, грибковых заболеваниях. Нельзя массировать в области лимфатических узлов. Не рекомендуется массировать ноги при расширенных венах. Живот можно массировать только натощак или через два часа после еды. Во время менструации, при беременности и заболеваниях желчного пузыря его массировать нельзя.

Можно разделить самомассаж на общий и локальный. При общем массаже последовательно массируются все части тела, при локальном – отдельная часть тела, например рука или нога. Локальный массаж следует проводить в течении 3-5 минут, общий -5-20 минут.

Общий самомассаж

Проводить самомассаж следует от периферии к центру по направлению к близлежащим лимфатическим узлам, которые располагаются в локтевых, коленных суставах, подмышечных впадинах и паху. Основной приём самомассажа разминание – это приём, при котором массирующая рука выполняет 2-3 фазы:

  • Фиксация, захват массируемой области;

  • Сдавление, сжимание

  • Раскатывание, раздавливание, само разминание.

Разминание – пассивная гимнастика для мышц. Широко распространено мнение, что массаж - это нечто расслабляющее. Однако массаж – это довольно большая нагрузка на организм.

Техника основных приёмов

Продольное – проводится по ходу мышечных волокон, вдоль оси мышц. Выпрямленные пальцы располагаются на массируемой поверхности так, чтобы первые пальцы обеих кистей находились на передней поверхности массируемого сегмента, а остальные пальцы (2-5) располагались по сторонам массируемого сегмента – это 1-ая фаза (фиксация). Затем кисти поочерёдно выполняют остальные 2 фазы, передвигаясь по массируемой области. Применяется на конечностях, в области таза, спины, боковых поверхностей шеи.

Поперечное – массажист устанавливает кисти поперёк мышечных волокон, чтобы первые пальцы были по одну сторону массируемого участка, а остальные – по другую. При массаже двумя руками кисти эффективнее устанавливать друг от друга на расстоянии, равном ширине ладони, и затем одновременно или попеременно выполнять все 3 фазы. Если попеременно, то одна кисть смещает мышцы, выполняя 3-ью фазу от себя, а другая в это же время выполняет 3-ью фазу к себе, т. е. разнонаправленно. Можно одной с отягощением. Применяют на спине, области таза, шейном отделе, конечностях и других областях.

Методические указания:

  • Мышцы должны быть максимально расслаблены, с удобной, хорошей фиксацией.

  • Массаж вести плавно, медленно, плавно, без рывков, до 50-60 движений в минуту.

  • Движения проводить как в восходящем, так и в нисходящем направлении, центробежном и центростремительном, без перескакивания с одного участка на другой.

  • Интенсивность массажа наращивать постепенно от процедуры к процедуре, чтобы не было адаптации (привыкания).

  • Приём начинать с места перехода мышцы в сухожилие и кисти располагать на массируемой поверхности с учётом её конфигурации.





















































[pic]

Конспект

урока физической культуры в 10 классе (девушки)

Тема урока: «Физическое воспитание в

Древней Греции»























Учитель МБОУ СОШ №15 имени М.В. Гордеева

г. Орла

Лукьянчикова И.Н.