Урок по физике . Выталкивающая сила (7 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Гиляровская Людмила Васильевна, МБОУ гимназия №2

Технологическая карта урока по теме «Выталкивающая сила»

Предмет


Физика

Класс

7


Тема урока


«Выталкивающая сила»


Педагогические цели урока



4. Цель урока: создание условий для:


1) формирования у учащихся понятие «выталкивающая сила», получить первые представления о ней и законе Архимеда, явлении, которое характеризуется данным понятием, способах измерения выталкивающей силы, ее связи с другими понятиями.


2) формирование у учащихся умений планировать, проводить эксперимент, делать выводы.

3) совершенствования навыков работы с приборами

4) формирования личностных результатов . познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода

Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Задачи урока



Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;

приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;

применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Выводить формулу для определения выталкивающей силы;

указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;

работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы;

Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;

определять выталкивающую силу;

работать в группе

Тип урока


Урок - исследование

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

понимание:

  • физических терминов: тело, вещество

  • способность объяснять физические явления: давление жидкостей, газов

  • смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Архимеда

  • принципов действия динамометра, весов,

умение:

  • пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;

  • находить связь между физическими величинами: проводить наблюдения физических явлений;

  • измерять физические величины: силу, силу Архимеда,

  • использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

владение:

  • экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения, , силы Архимеда от объема вытесненной телом воды,

  • силы Архимеда,





Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

    • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

    • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.


Личностные результаты при обучении физике:

  • Сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры.

  • Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

  • Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода

  • Формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

Метапредметные результаты при обучении физике:

Овладение навыками:

  • самостоятельного приобретения новых знаний;

  • организации учебной деятельности;

  • постановки целей;

  • планирования;

  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Овладение умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Понимание различий между:

  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;

  • теоретическими моделями и реальными объектами.

Овладение универсальными способами деятельности на примерах:

  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • разработки теоретических моделей процессов и явлений.

Формирование умений:

  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;

  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.

  • Освоение приемов действий в нестандартной ситуации, овладение эвристическими методами решения проблем.

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Условия реализации урока


Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


http://www.fizika.ru - электронные учебники по физике.

http://class-fizika.narod.ru - интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные м/м пособия к урокам.

http://fizika-class.narod.ru - видеоопыты на уроках.

http://www.openclass.ru -цифровые образовательные ресурсы.

http://www.proshkolu.ru библиотека – всё по предмету «Физика»







Учебник А.В Перышкин. Физика-7 – М.: Дрофа, 2012.

В.И. Лукашик Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2009.

Электронные ресурсы:



Динамометр, тело на нити, отливной сосут с водой, сосуд для сбора воды, два тела одинаковой массы, но разного объема и т.д.

Для каждой группы свое оборудование



Основные понятия

Выталкивающая сила

Форма проведения урока

Экспериментальная работа по группам

Этапы урока

  1. Формулирование темы , цели, задач урока. (7 мин )

  2. Определение групп и определение задания для каждой группы, оборудования, формы отчета. (8 мин )

  3. Работа в группах: планирование эксперимента, выполнение, вывод. (10 мин )

  4. Отчет о проделанной работе, ответы на вопросы. (10 мин )

  5. Оформление на доске и в тетрадях опорного конспекта по материалу урока(10 мин )




этап урока

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты


Предметные

УУД

Помощь в формулировки целей, задач, планирование эксперимента, формы отчета, выполнение эксперимента.



Задача 1: охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.



Задание 1.

Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в мензурку, а затем быстро отпустить? Проделайте эксперимент несколько раз.

Оборудование: мензурка с водой, карандаш.

Задание 2.

Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость.

Оборудование: стакан с водой, груз на пружине, линейка.

Задача II: Узнать способы определения выталкивающей силы.

Задание 3.

Определите вес тела в воздухе и вес этого же тела в воде. Сравните результаты. Найдите выталкивающую силу.

Оборудование: стакан с водой, груз, динамометр.

Задание 4.

Сравните вес вытесненной телом воды с разностью его веса в воздухе и в воде.

?

Оборудование: динамометр, тело на нити, отливной сосут с водой, сосуд для сбора воды.

По задаче II подводится вывод: F выт можно измерить находя разность веса тела в воде и в воздухе; F выт равна весу вытесненной жидкости.





Задача III: раскройте связь данного понятия с другими.

Задание 5.

Сравните разности весов двух тел одинаковой массы, но разного объема в воздухе и в воде. Сделайте вывод: зависит ли величина выталкивающей силы от объема погруженного в жидкость тела; если зависит, то как.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинаковой массы, но разного объема.

Задание 6.

На коромысле рычажных весов уравновешены два подвешенных снизу одинаковых груза. Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с водой?

Оборудование: рычажные весы, два одинаковых груза на нитях, два стакана с водой, два стакана с раствором соли.

Задание 7.

Сравните разности весов в воздухе и в воде двух тел одинакового объема, но разной массы. Сделайте вывод о том, зависит ли и как именно выталкивающая сила от массы погруженного тела.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела одинакового объема, но разной массы.

Задание 8.

Исследуйте: изменится ли выталкивающая сила (т.е. разность веса тела в воде и в воздухе) с изменением глубины погружения?

Оборудование: мензурка с водой, тело на нити, динамометр.

Задание 9.

Изучите: изменится ли выталкивающая сила (т.е. разность веса тела в воде и в воздухе), если будет меняться положение тела в воде, но при этом сохранится глубина погружения?

Оборудование: стакан с водой, тело на нити, динамометр.

Задание 10.

Имеются два тела одинаковой массы и объема, но разной формы. Сравните выталкивающие силы для них (т.е. разность веса тела в воде и в воздухе) при погружении в одну и туже жидкость. Сделайте вывод.

Оборудование: стакан с водой, динамометр, два тела равных масс и объемов, но разной формы.



Достоинства урока: активное участие самих учеников в освоении нового материала; многократное повторение решаемых проблем, соответствие выполняемых заданий и последовательности выступлений групп логике раскрытия изучаемого материала, которая созвучна как структуре знания, так и методу физического исследования.


Формулировка целей, задач, планирование эксперимента, формы отчета, выполнение эксперимента.







Ответьте на вопрос: «Почему наблюдается такая картина?»





Опишите то, что вы увидели.





По итогам обсуждения делается вывод: F выт. возникает, когда тело погружается в жидкость; направлена вертикально вверх.

















Для этого:

  1. Найдите вес тела в воздухе,

  2. Погрузите тело в воду и определите его вес в воде.

  3. Вытесненную телом воду соберите в сосуд и определите ее вес,

  4. Проведите сравнение.

Ответьте на вопросы. Не подсказывает ли вам данный опыт способ нахождения величины выталкивающей силы?

В чем он заключается? Как еще можно определить вес вытесненной телом воды







Нарушится ли равновесие, если грузы опустить в стаканы с раствором соли? Опишите увиденное, объясните явление



























Обсуждение полученных результатов 5 и 6 позволяют сделать вывод о том, что выталкивающая сила зависит от объема погруженного тела и плотности жидкости.































Обсуждение полученных результатов 7-10 позволяют сделать вывод: выталкивающая сила не зависит от плотности вещества тела, глубины погружения, положения тела и его формы.

В ходе подведения итогов по задаче III формулируется общий вывод о связи выталкивающей силы с другими параметрами.

В тетрадях учащихся пишется опорный конспект по материалу урока.

Урок заканчивается кратким рассказом по конспекту, выделением того, что нового узнали учащиеся на занятии.


Наблюдение зависимости действия выталкивающей силы от различных параметров и её измерение.

Развитие интеллектуальных и творческих способностей:

- разрешать учебную проблему при введении понятия выталкивающей силы.

Применение полученных знаний и умений для решения практических задач :

- определять цену деления измерительного прибора;

Знать смысл физических законов: закон Архимеда. Уметь пользоваться приборами.

-

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы. . Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Уметь оценивать степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия. Строить логичное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Уметь выбирать адекватные задаче программно- аппаратные средства и сервисы

Коммуникативные УУД:

приводить аргументы, подтверждая их фактами. Учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Различать в письменной и устной речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы, факты), гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Межпредметные результаты

  • организации учебной деятельности;

  • постановки целей;

  • планирования;

  • самоконтроля и оценки результатов своей деятельности.

Понимание различий между:

  • исходными фактами и гипотезами для их объяснения;

  • выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

Формирование умений:

  • воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах;

  • анализировать и преобразовывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

  • выявлять основное

  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать правоту другого человека на иное мнение.

  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.



Этап урока (название, время, цель)

  1. Формулирование темы , цели, задач урока. (7 мин )

  2. Определение групп и определение задания для каждой группы, оборудования, формы отчета. (8 мин )

  3. Работа в группах: планирование эксперимента, выполнение, вывод. (10 мин )

  4. Отчет о проделанной работе, ответы на вопросы. (10 мин )

  5. Оформление на доске и в тетрадях опорного конспекта по материалу урока(10 мин )