План-конспект урока в 9 классе по теме Электромагнитная индукция

Тема урока. Явление электромагнитной индукции.

Цели урока: 1) уяснить с учащимися физический смысл явления электромагнитной индукции; 2) воспитание умения коллективной деятельности; 3) развитие умения высказывать свою точку зрения

Оборудование: гальванометр, провода, магниты, два проволочных мотка, две катушки, сердечник,источник тока, ключ. На экране высказывание «Превратить магнетизм в электричество» М.Фарадей

Ход урока

1. Организационный момент.

2. О цели урока. Учитель: «Ребята, я хочу сегодняшний урок назвать уроком «осмысления-размышления». Попытайтесь объяснить, как вы понимаете эти слова? Что это мы будем делать сегодня на уроке?» Учащиеся высказывают свои предположения. «Обобщая всё сказанное вами, я скажу просто « Вы будете сами делать экспериментально открытие, осмысливать его и, размышляя, докопаетесь до истины. Будете работать в группах. Вы видите на экране высказывание великого английского физика Майкла Фарадея. «Превратить магнетизм в электричество» Вот такую задачу он поставил перед собой в 1821 году . Эту же задачу я ставлю перед вами. Делимся на три группы (по 4-5 человек) . Перед каждой группой на столах оборудование. ( в двух группах гальванометр, моток медного провода, магнит, в третьей две катушки с сердечником, источник тока, провода , ключ). Итак, вам нужно превратить магнетизм в электричество, но для начала вспомните, кто и как превратил электричество в магнетизм? И выберите в группе руководителя, который выступит с отчетом и обобщением всех ваших высказываний.

3. Работа в группах. Обучающиеся проводят эксперименты, спорят, высказывают свои точки зрения, делают записи, схемы опытов, выводы, составляют подробный отчет.

4. Отчет руководителей групп. 1-я и 2-я группы - электрический ток возникает при введении магнита внутрь проволочного мотка и выведении магнита из мотка, и, наоборот, магнит покоится-проволочный моток надевается на магнит или снимается с него- в эти моменты стрелка гальванометра отклоняется! 3-я группа выполнила более сложную задачу (ведь магнита нет!). Догадались (только изучали опыты Эрстеда: вокруг проводника стоком образуется магнитное поле, значит по одной катушке надо пропустить ток...)!

5. Объявление темы урока «Электромагнитная индукция». Даём определение. Сначала простое «Превращение магнетизма в электричество называется электромагнитной индукцией! А теперь по-научному «Явление возникновения электрического тока в замкнутом проводнике, который либо покоится в переменном магнитном поле, либо движется в постоянном так что число линий магнитного поля меняется». Запись в тетрадь определения, зарисовка схем опытов.

6. Закрепление. Учитель: Ребята, вы быстро превратили магнетизм в электричество, потому что само оборудование дало вам подсказку. Как вы думаете, почему Майкл Фарадей так долго (10 лет) шел к этому открытию?(ученики рассуждают, высказывают свои предположения, спорят) А теперь давайте подумаем, каково значение этого открытия? Демонстрация генератора переменного тока! Выступление ученика с сообщением о видах электростанций.

7. Итог урока. Задание на дом.