Этапы работы с учащимися по изготовлению самодельных приборов по физиике

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Этапы работы с учащимся по изготовлению самодельных приборов

  1. Подготовительный:

обсуждение темы научно-исследовательской работы, определения её цели и задач.

  1. Организационный:

подбор литературы, знакомство с различными методами проведения научного эксперимента, направление деятельности учащего, помощь в составлении плана организации своей научно-исследовательской деятельности, в изготовлении самодельных приборов, в обработке полученных результатов.

  1. Курирование научно-исследовательской работы:

выполнение практической части и оформление работы, консультирование, коррекция на различных этапах выполнения научно-исследовательской работе.

  1. Подготовка к выступлению на НПК идёт подготовка  работы согласно требованиям к оформлению работ конкретной конференции, подготовка выступлений, опытов, презентаций с использованием мультимедийного проектора. Многократное прослушивание выступления ученика, помощь при составлении выступления, задаю вопросы по выступлению. В свою очередь у учащегося формируется умение грамотно докладывать о своём исследовании, держаться перед аудиторией, отвечать на вопросы, доказывать свою точку зрения, опираясь на глубокие знания материала по своей научной проблеме.

Затем предлагаю выступить в узком кругу, а затем в расширенной аудитории перед учащимися класса, школы. После выступления учащиеся обсуждают, анализируют работы, дают рекомендации, задают возникшие у них вопросы.

  1. Участие в НПК на муниципальном уровне.

На этом этапе ученик уже имеющие положительный опыт научно-исследовательской деятельности, выступают с материалом своих работ перед учащимися других классов при изучении соответствующих тем на уроках физики и астрономии.

  1. Участие в НПК на региональном уровне

доработка научно-исследовательской работы с учетом рекомендаций и пожеланий жюри муниципального уровня.

Результатом нашей совместной работы, при консультировании и поддержки родителей, которые имеют педагогический стаж более 20 лет и оба закончили физический факультет, стало участие в НОУ с работой «Удивительное рядом или изготовление самодельных приборов в домашних условиях», где Адамов Егор стал лауреатом ХLIV-ой региональной научно-практической конференции школьников и учащейся молодежи Омской области. В настоящее время он выпускник средней (полной) общей школы и в этом году сдавал физику формате в ЕГЭ. Свое дальнейшее обучение он видит в техническом вузе.

К наиболее значимой и интересной информации для себя он выявил: вопросы истории из жизни ученых, их способы решения поставленных задач, а также приобретение практических навыков при изготовлении самодельных приборов.

Безусловно, успехи на НПК являются серьёзным подтверждением способности школьников, и для многих это становится началом профессионального становления.

Подчеркивая важность работы по изготовлению приборов и роль этого процесса в развитии познавательных интересов, следует иметь в виду, что основной интерес заключается не в обладании готовой истиной, а в поисках истины, в творческом преодолении трудностей на пути к овладению истиной.

Свое выступление на научно-практической конференции, Егор заканчивал следующими словами.

Работа по изготовлению самодельных приборов очень важна как средство воспитания, как основа привития мне трудовых навыков, как средство развития конструкторских и творческих способностей. Работа над изготовлением приборов увлекает настолько, что ей посвящаешь все свое свободное время. Но в данном случае главное заключается в другом: увлекаясь приборами и опытами, часто демонстрируя их действие, рассказывая об устройстве и принципе действия своим товарищам, я прохожу своеобразное испытание на пригодность к учительской или инженерной профессии. Кроме этого, в процессе изготовления прибора, а тем более при его демонстрации перед классом или всей школой я получаю массу положительных эмоций. Действительно, если цель деятельности достигнута - прибор изготовлен и работоспособен, то возникает так называемая ситуация успеха, что делает меня более уверенным в своих силах, подбадривает на новые усилия.