Рабочая программа по внеурочной деятельности «Живое прошлое» для 6 класса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Владыкинская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»


«Рассмотрено»

Руководитель МГ

___________/

Протокол №1 от «____»_____2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МОУ «Владыкинская сош»

___________/ ./

«_______»_________2016 г.

«Утверждено»

Директор МОУ «Владыкинская сош»

____________/ ./

Приказ №_____от

«______» ___________2016 г.







Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Живое прошлое»

для 6 класса


учителя I квалификационной категории

Шарифовой Ольги Васильевны






Принято на заседании

педагогического совета

протокол №1

от «___»______2016 г.



с.Владыкино

2016 -2017 учебный год

Пояснительная записка

Министерство образования и науки Российской Федерации ставит перед педагогами важную задачу перехода к «новой школе», школе, которая может подготовить выпускников способных решать проблемы самоопределения, обладающих экологическим мышлением.

Следовательно, необходимо особое внимание уделить внеурочной деятельности, именно внеурочная деятельность предполагает неформальное общение педагогов и обучающихся, даёт возможность для реализации особенностей детей, развития их индивидуальности. Данная программа помогает детям раскрыть таланты, открыть перспективы для будущего развития личности, дать возможность каждому ученику самоутвердиться.

Цель нашей работы, как педагогов – формировать личность, обладающей экологическим сознанием, на основании которого развивается экологическое мышление и мировоззрение, реализуется в виде совокупности конкретных действий и поступков обучающихся, связанных с воздействием на природное окружение.

Программа внеурочной деятельности по экологии «Живое прошлое» рассчитана на учащихся 6 класса.

Актуальность.

Введение внеурочной деятельности особенно актуально сейчас, когда многие дети не умеют занять себя в свободное от уроков время. Важно показать, что познавать реальный мир не менее интересно, чем, например, виртуальный.

Важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, т. е. не только использовать природные ресурсы, но и сохранять и возобновлять.

Для этого необходим новый этап образования – экологическое образование, в результате которого значительно повысится уровень экологической культуры.

Цель программы – формирование основ экологической грамотности через исследовательскую деятельность .

Задачи:

  1. Сформировать экологические понятия.

  2. Развивать умения ухода за растениями.

  3. Сформировать умения прогнозировать и моделировать свои действия в различных экологических ситуациях.

  4. Сформировать навыки поиска, обработки и представление информации.

  5. Прививать любовь к природе, родному краю, Родине.

  6. Сформировать умение критически мыслить.

Формы организации занятий:

Акция, встреча, демонстрация, диспут, игра, проект, круглый стол, коллективно-творческое дело, журнал, трудовой десант, экскурсия.

Формы контроля: Анализ, анкетирование, выставка, собеседование.

Принципы реализации программы:

  1. Научность;

  2. Доступность;

  3. Целесообразность;

  4. Наглядность.

Планируемые результаты обучения

Обучающиеся смогут:

  • раскрывать содержание понятий экология, экологическая культура;

  • обеспечивать уход за растениями в учебном кабинете;

  • прогнозировать воздействие факторов на окружающую среду;

  • смоделировать экологическую ситуацию;

  • приводить до трёх примеров негативных факторов окружающей среды;

  • аргументировать позицию в отношении поступках других людей к окружающей среде;

  • взаимодействовать в группах;

  • находить необходимую информацию на различных носителях;

  • демонстрировать результаты своей работы;

  • соблюдать правила поведения в природе.

Учебно-тематический план программы "Живое прошлое".

1.Вводное занятие - 2 ч.

Теоретическая часть: Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

2. Гербарий растительности - 6 ч.

Теоретическая часть: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария.

Практическая часть.   Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев.

3. Определители флоры и фауны - 4 ч.

Теоретическая часть: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.

Практическая часть. Работа с определителем. Написание реферата по результатам экскурсий.

Экскурсии. В парк, на луг, к водоему. Работа с определителями флоры.

4.Живое прошлое Саратовского края. – 4 ч.

Теоретическая часть: Знакомство с основными понятиями геохронологии. Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. Ископаемые позвоночные. Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Кайнозойская эра.

Практическая часть: написание реферата на тему «Живое прошлое Саратовского края».

5. Редкие и исчезающие виды флоры Саратовской области. - 14 ч.

Теоретическая часть: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Красная книга. Виды растений Саратовской области, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры Саратовской области.

Практическая часть.   Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам. Изучение Красной книги Саратовской области. Составление карты ареалов редких видов животных и растений. Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Саратовской области".

6. Особо охраняемые территории родного края. - 6 ч.

Теоретическая часть: Охраняемые территории Саратовской области, причины их организации и значение.

Практическая часть.  Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Работа с Красной книгой.

7.Экологические факторы и среды жизни организмов. - 8 ч.

Теоретическая часть: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Биологические ритмы. Растения-индикаторы. Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания.

Практическая часть.  Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Составление индивидуальных биологических ритмов. Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к влажности". Работа с атласами, зоогеографическими картами. Знакомство с растениями - индикаторами. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Решение экологических задач. Работа со справочной литературой. Написание рефератов: "Наблюдение за растениями - индикаторами".

Исследовательская работа. Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Экскурсии. В парк. Наблюдение за растениями - индикаторами. Жизненные формы растений.

Календарно – тематическое планирование внеурочного курса

«Живое прошлое»

Краткая история экологии. Предмет экологии, структура экологии.


1




Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.


Личностные УУД

мотивация учения.

Метапредметные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

2

Работа со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Пр. работа



1


  1. Гербарий растительности. (6 ч.)

3

Понятие о гербарии. Беседа

1




Предметные

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.



Личностные УУД уметь находить ответ


Коммуникативные УУД

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

4

Классификация гербариев. Демонстрация

1


5

Методика и правила сбора растений. Демонстрация

1


6

Знакомство с гербариями Беседа.

1


7

Изготовление папки для гербария. Круглый стол

1


8

Изготовление гербариев. Акция

1


  1. Определитель флоры и фауны 4 ч.

9

Понятие об определителе флоры и фауны. Журнал

1





Предметные УУД

умение определять понятие, строить логическое рассуждение, умозаключения, делать выводы.


,Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности

10

Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. Пр. работа

1


11

Работа с определителем.

Пр. работа

1



12

Работа с определителями видового разнообразия флоры парка, луга. Экскурсия

1


  1. Живое прошлое Саратовского края (4ч)

13

Основные понятия о геохронологии. Беседа

1






Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные УУД

мотивация учения.


14

Ископаемые беспозвоночные животные и ископаемые растения. .Ископаемые позвоночные. Беседа

1



15

Ранняя история Земли. Палеозойская эра. Мезозойская эра. Круглый стол.

1



16

Кайнозойская эра. Практическая работа

1



  1. Редкие и исчезающие виды флоры Саратовской области. (5 ч.)

17

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Беседа

1








Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.




Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).

Познавательные

поиск и выделение информации; установление причинно-следственных связей; моделирование.


Личностные УУД

уметь находить ответ

18

Красная книга. Виды растений Саратовской области, занесенных в Красную книгу. Составление карты ареалов редких видов растений. Коллективно-

творческое дело

1


19

Знакомство с реликтовыми, эндемичными, редкими и исчезающими видами растений края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Беседа, проект

1


20

Написание реферата "Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры Саратовской области".

Круглый стол

1


21

Охрана растений родного края. Творческий отчёт

1


  1. Особо охраняемые территории родного края. (6 ч.)

22

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Беседа

1





Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.






Регулятивные УУД

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Личностные УУД

мотивация учения.


23

Классификация заповедников. Заповедники Саратовской области. Проект

1



24

Работа с зоогеографическими картами заповедников. Беседа

1


25

Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой. Беседа

1


26

Работа с Красной книгой Саратовской области (флора и фауна заповедников и национального парка) Проект

1


27

Флора и фауна заповедников и национального парка Творческий отчёт

1


  1. Экологические факторы и среды жизни организмов. (8 ч.)

28

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы. Круглый стол

1





Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.


Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.





Коммуникативные

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Личностные УУД

формирование основ гражданской идентичности личности Метапредметные УУД

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

29

Биологические ритмы.

1


30

Растения-индикаторы. Игра

1


31

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Беседа

1


32

Работа с определителями растений "Выделение экологических групп растений по отношению к освещению". Беседа

1


33

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Творческий отчёт

1


34

Наблюдение за растениями индикаторами. Жизненные формы растений. Беседа

1


35

Правила поведения в лесу.Наказ

1







Лист корректировки учебного материала







Список литературы

  1. В.В.Балабанова. Биология. Экология. Здоровый образ жизни. Волгоград, 2006г.

  2. В. П.Зверев. Экологические игры. Москва, "Просвещение", 2001г.

  3. И.Д.Зверев. Практические занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 1996г.

  4. А.С.Литвинович, С.В.Дегбер Пойми живой язык природы. Воронеж, 2006г.

  5. И.П.Шипунова. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Новосибирск, 1995

  6. Т.Б.Шипунова, С.А.Пивоварова. Занятия по экологии. Москва, "Просвещение", 2005г

  7. Г.Б. Шенкевич Программа кружка «Живое прошлое» Фестиваль педагогических идей. 2013г.


































ПРИЛОЖЕНИЯ


Проекты:

1) Флора и фауна Хвалынского национального парка.

2) Классификация заповедников. Заповедники Саратовской области.

3) Растения Ртищевского района, занесённые в Красную книгу.