Рабочая учебная программа по курсу Экономическая теория для неэкономических направлений бакалавриата

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН


ФЕРГАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Регистрация:

«УТВЕРЖДАЮ»

__________________

«____» ________2016 г.

_______________

Проректор по учебной работе

Аноров Р.А.

«___» августа 2016 г.





УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по курсу “Экономическая теория”


Область знаний:

300 000

Производственно-техническая

Область образования:

320 000

Технология производств


5320400

Химическая технология

(по видам производств)



Вид занятия

Общее количество часов

Лекции

36

Семинарские /практические занятия

36

Самообразование

44

Итого:

116










Фергана 2016

Программа разработана на основе ГОСТа и типовой учебной программы, разработанной Ташкентским государственным экономическим университетом, утвержденной Приказом Министра МВ и ССО Республики Узбекистан №26 от 22 января 2016 года Приложение №26 (регистрация ВД-5230100-3.01 от 09.01.2016 г.) и учебного плана направления высшего образования 5320400 “Химичекая технология” (по видам производств), утвержденного 16 апреля 2016 года.



Составитель: к.э.н., доцент Курпаяниди К.И.


Рецензент: д.э.н., профессор Исманов И.Н.



Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена на научно- методическом семинаре кафедры “Экономика” 26 августа 2016 года Протокол №1.



Заведующая кафедрой: доц. Давлятова Г.М


Рабочая учебная программа одобрена и рекомендована к утверждению Ученым Советом института на Совете факультета “Управление в производстве» от 27 августа 2016 года, Протокол №1.



Председатель совета: Ёрматов И.Т.


СОГЛАСОВАНО”


Заведующий кафедрой

Химическая технология”: Раҳмонов О.К.






СОГЛАСОВАНО:

Начальник учебно-методической части: Мамажонов А.





Утверждена решением Ученого Совета института 29 августа 2016 г., Протокол № 12 .

Введение


Рабочая учебная программа дисциплины «Экономическая теория» направлена на усвоение экономических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение экономическими понятиями и категориями, которые отражают объективные экономические процессы, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений в системе национальной экономики.

Рабочая учебная программа дисциплины «Экономическая теория» разработана на основе ГОСТа и типовой учебной программы, разработанной Ташкентским государственным экономическим университетом, утвержденной Приказом Министра МВ и ССО Республики Узбекистан №26 от 22 января 2016 года Приложение №26 (регистрация ВД-5230100-3.01 от 09.01.2016 г.) и учебного плана направления высшего образования 5320400 “Химичекая технология” (по видам производств).

Изучение дисциплины «Экономическая теория» способствует формированию системы знаний о субъектах экономики, явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Рабочая учебная программа включает в себя организационно-методический раздел дисциплины; объем дисциплины, виды учебной работы и формы контроля в соответствии с учебным планом направления; тематический план дисциплины; содержание дисциплины; планы семинарских (практических) занятий; учебно-методические материалы по дисциплине; формы текущего, промежуточного и итогового контроля; задания для курсовой и самостоятельной работы студентов с указанием её содержания, объема в часах по неделям, сроков и форм контроля, графика научно-исследоватеьской работы.


  1. Цель и задачи курса экономическая теория


Цель дисциплины «Экономическая теория» — сформировать у студентов экономический образ мышления и осмысления закономерностей и явлений, происходящих в экономике Республики Узбекистан и мирового хозяйства, развить потребности в получении экономических знаний, овладение умением осмысливать, систематизировать и анализировать экономическую информацию, применение полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач.

Задачи дисциплины. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа экономических ситуаций и закономерностей поведения хозяйственных субъектов в условиях конкурентоспособной рыночной экономики, ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и объемов выпуска. Приобретение практических навыков анализа движения цен и денежной массы, решения проблем, связанных с подъёмами и спадами циклического характера. Понимание содержания и сущности мероприятий в области бюджетно-налоговой, кредитно-денежной и инвестиционной политики, политики в области занятости, доходов. Ознакомление с текущими экономическими проблемами Республики Узбекистан и мира.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения содержания дисциплины «Экономическая теория» выпускник должен обладать следующими компетенциями:

а) общекультурными

  • стремлением работать на благо общества;

  • знанием законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умением анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;

  • способностью представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, находить компромиссные и альтернативные решения;

  • способностью к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

б) профессиональными компетенциями:

организационно-управленческая деятельность:

  • умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов;

информационно-методическая деятельность:

  • умением определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

  • умением применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической среды деятельности государственных и муниципальных организаций, предприятий и учреждений, и некоммерческих организаций.

В результате освоения содержания дисциплины «Экономическая теория» студент должен:

Знать:

  • основы конкурентоспособной рыночной экономики;

  • культуру экономического мышления, основанного на глубоком знании отечественной и зарубежной экономической истории, и теории;

  • основы теории спроса и предложения;

  • формы международной кооперации и перелива капиталов;

  • основные макроэкономические показатели и принципы их расчета.

Уметь:

  • применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;

  • анализировать основные экономические события в своей стране и за ее пределами, находить и использовать информацию, необходимую для ориентирования в основных текущих проблемах экономики.

Владеть навыками:

  • анализа состояния спроса и предложения;

  • подсчета микро и макроэкономических показателей;

  • анализа конъюнктуры национального рынка;

  • проведение исследований макроэкономических проблем инфляций и безработицы.


3. Связь учебной дисциплины «Экономическая теория» с другими предметами учебного плана и методической приемственности


Дисциплина «Экономическая теория» базируется на знаниях, полученных в рамках школьного курса «Основы экономических знаний», соответствующих дисциплин среднего специального профессионального образования.

«Экономическая теория» входит в перечень обязательных дисциплин базовой части и соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

Вместе с тем экономическая теория в своем развитии опирается на конкретные экономические науки. Экономическая теория по методам исследования находится в тесной связи и с другими общественными науками (философией, историей, правоведением, социологией, политологией).


4. Место предмета в производстве


Дисциплина «Экономическая теория» относится к числу фундаментальных экономических дисциплин, изучение которой позволит приобрести знания для понимания сути структурных и институциональных преобразований в национальной экономике Узбекистана и сформировать экономический способ мышления и практические навыки для интерпритации принятия управленческих решений как на макроэкономическом, так и микроэкономических уровнях. Что играет значительную роль в развитии конкурентспособного производственного сектора экономики Узбекистана.


5. Применение новых информационных и педагогических технологий в

процессе изучения предмета


Эффективное преподавание предмета «Экономическая теория» предусматривает использование в учебном процессе новых педагогических технологий, технических средств, раздаточных материалов и наглядных пособий.

При чтении лекции предусматриваются такие интерактивные формы как проблемная, авторская, бинарная, визуальная и т.д., при проведении семинарских (практических) занятий рекомендуется использование таких методов обучения как обучение сообща, инсерт, кластер, синквейн, Венн диаграмма и др.

Взаимодействие преподавателя с обучающимися (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность обучающихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий - дидактических систем:

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное).

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

  • традиционная классическая аудиторно-урочная (позанятийная) система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

  • групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным студентам в качестве репетитора;

  • программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

6. 1. Содержание курса и распределение учебного времени по видам аудиторных занятий


Всего

аудиторных часов

В том числе

Лекций


Семинарских/практических

занятий

Самообразования

Предмет и метод экономической теории

4

2

2

2

Процесс производства и его результаты

4

2

2

2

Социально-экономические системы и отношения собственности

4

2

2

2

Развитие товарно-денежных отношений – основа возникновения и

4

2

2

2

Содержание и функционирование конкурентно способной рыночной экономики. Особенности становления рынка в Узбекистане

4

2

2

2

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4

2

2

2

Предпринимательская деятельность её виды, предпринимательский капитал и его оборот

4

2

2

2

Издержки и прибыль предприятия (фирмы).

4

2

2

2

Заработная плата и трудовые отношения

4

2

2

2

Аграрные отношения и агробизнес

4

2

2

2

Национальная экономика и ее макроэкономические параметры. Валовой национальный продукт и системы национальных счетов.

4

2

2

2

Экономический рост и национальное богатство

4

2

2

2

Цикличность экономики и макроэкономическая нестабильность

4

2

2

4

Финансовая система и финансовая политика

4

2

2

4

Денежная система. Банки и их роль в рыночной экономике

4

2

2

2

Экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики

4

2

2

2

Мировое хозяйство и его эволюция

4

2

2

4

Мировой рынок. Валютно-кредитные отношения.

4

2

2

2

Итого по курсу

72

36

36

44



6.2. Структура и содержание лекционных и практических (семинарских) занятий

Наименование темы
Структура и содержание темы
Лекция
Практика

Методы педагогических и информационных технологий





Предмет и метод экономической теории

1.Цель, задачи и структура учебного предмета.

2.Экономика и её главный вопрос.

3.Социально-экономические потребности, их состав и виды.

4.Развитие экономической теории как науки.

5. Предмет экономической теории.

2

2

Лекция – визуализация, техники: блиц-опрос, фокусирующие вопросы, «думай – работай в паределись», техника «да - нет».

Процесс производства и его результаты

1.Экономическое содержание процесса производства

и его факторы.

2.Общие и конечные результаты производства.

3.Закон экономии времени. Эффективность производства и её показатели.

4.Общая оценка ресурсного потенциала Узбекистана.

2

2

Лекция - визуализация, прямой мозговой штурм, техники:

блиц-опрос, «думай - работай в паре – делись», графические органайзеры: концептуальная таблица, кластер.

Социально-экономические системы и отношения собственности

1. Различные подходы к познанию этапов общественного развития.

2.Понятие социально-экономической системы. Модели экономических систем.

3.Сущность отношений собственности.

4.Многообразие форм собственности в условиях рыночной экономики.

2

2

Лекция, метод «обучение сообща», техники: инсерт, презентация, блиц-опрос, графические органайзеры: таблицы, структурно-логические схемы

Развитие товарно-денежных отношений – основа возникновения и

функционирования рыночной экономики

1.Товарная форма организации общественного производства.

2. Товар и его свойства.

3. Закон стоимости и его функции.

4.Возникновение, сущность и функции денег.

2

2

Лекция-визуализация, мозговой штурм, дискуссия, обучение сообща, техники: блиц-опрос, беседа, презентация.

Содержание и функционирование конкурентно способной рыночной экономики. Особенности становления рынка в Узбекистане

1.Сущность и основные черты рыночной экономики

2.Социально ориентированная рыночная экономика Узбекистана

3.Принципы перехода к рынку в Узбекистане

2

2

Лекция – визуализация, техники: блиц-опрос, техника «да-нет», фокусирующие вопросы.

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

1.Экономическое содержание спроса и предложения.

2.Соотношение спроса и предложения, рыночное равновесие.

3.Эластичность спроса и предложения.

4.Теория потребительского поведения.

2

2

Лекция, конференция, дискуссия, техника презентации.

Предпринимательская деятельность её виды, предпринимательский капитал и его оборот

1.Сущность предпринимательской деятельности и ее основные формы.

2.Акционерное общество и акционерный капитал.

3.Предпринимательский капитал, стадии его кругооборота

и функциональные формы.

2

2

Лекция, «опрос экспертов», техники: инсерт, блиц-опрос.

Издержки и прибль предприятия (фирмы).


1.Издержки производства и их виды.

2.Денежная выручка и прибыль предприятия.

3.Факторы, влияющие на прибыль.


2

2

Лекция - визуализация, прямой мозговой штурм, техники:

блиц-опрос, «думай - работай в паре – делись», «Перепутанные термины»

Заработная плата и трудовые отношения

1.Экономическое содержание заработной платы.

2.Формы заработной платы

2

2

Лекция, «обучения сообща»; техники: Инсерт, блиц-опрос, презентация, графический органайзер

  1. 108

Аграрные отношения и агробизнес

1.Аграрные отношения и их особенности в рыночной

системе.

2.Рентные отношения. Формы земельной ренты.

3. Рынок земельных ресурсов. Цена земли.

4.Агропромышленная интеграция. Агробизнес.

2

2

Лекция, проблемный метод, мозговой штурм, дискуссия, обучение сообща, техники: блиц-опрос, презентация.

Национальная экономика и ее макроэкономические параметры. Валовой национальный продукт и формы его движения

1. Национальная экономика и ее макроэкономические параметры.

2.Экономическое содержание национального продукта и формы его движения.

3.Система национального счетоводства и соотношение ее основных показателей.

4.ВНП как показатель общественного благосостояния, проблемы его распределения.

2

2

Лекция, «обучения сообща»; техники: Инсерт, блиц-опрос, презентация, графический органайзер

Экономический рост и национальное богатство

1.Экономический рост и общественный прогресс.

2.Факторы экономического роста

3.Современный тип экономического роста

4. Национальное богатство и его структура.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Цикличность экономики и макроэкономическая нестабильность

1.Циклический характер общественного воспроизводства.

2. Фазы экономического цикла.

3.Структурные кризисы и структурные перестройки.

4.Особенности проявления и пути преодоления кризисных

явлений в экономике Узбекистана.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Финансовая система и финансовая политика

1. Финансы и финансовая система

2. Государственный бюджет.

3. Налоги и их функции. Налоговая система в Узбекистане.

4. Финансовая политика государства при переходе к рыночной экономике

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Денежная система. Банки и их роль в рыночной экономике

1.Денежное обращение и денежные системы. Денежные агрегаты.

2.Кредитные отношения. Виды кредита.

3.Банки и банковская система Республики Узбекистан.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Экономическая роль государства в регулировании рыночной экономики

1. Необходимость и сущность регулирования экономики.

Различные модели регулирования экономики.

2. Экономическая роль и функции государства в рыночной экономике.

3.Укрепление экономических функций местного самоуправления.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Мировое хозяйство и его эволюция

1. Образование, этапы становления и основные черты мирового хозяйства.

2. Международное разделение труда и интернационализация

производства.

3.Процессы глобализации и формирование геоэкономики.

4. Роль НТП и транснационального капитала в интернационализации экономики.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций.

Мировой рынок.Международные валютно-кредитные отношения

1. Мировой рынок и международная торговля.

2.Международные валютные системы.

3.Мировой рынок ссудных капиталов.

4.Сотрудничество Республики Узбекистан с международными финансовыми организациями.

2

2

Лекция, дискуссия, техника презентаций

Итого по курсу

36

36



7. Тематика докладов, презентаций, эссе для самообразования

На самостоятельную работу студентов отводится 44 часа.

Организационными формами проведения самостоятельной работы являются:

[pic] самостоятельное освоение некоторых тем на основе изучения новых источников (Организационными формами проведения самостоятельной работы являются:

[pic] самостоятельное освоение некоторых тем на основе изучения новых источников (учебников, учебных пособий, монографий, авторефератов диссертаций, научных статей, материалов сети Интернет);

[pic] подготовка научно-исследовательских работ по заданной теме;

[pic] подготовка к практическим занятиям;

[pic] подготовка и защита перед аудиторией презентации по теме;

[pic] подготовка и написание эссе по заданной теме;

[pic] подготовка и защита доклада;

[pic] подготовка, написание и опубликование в открытой печати научных статей, тезисов докладов для научно-практических конференций;

[pic] другие формы самостоятельного образования.


Индивидуальное задание для самообразования

Цель выполнения индивидуального задания написание научно-исследовательской работы - обучение студентов применению теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплины, самостоятельному формулированию выводов и рекомендаций по их реализации, а также выработке навыков подбора и анализа необходимой специальной и научной информации. Кроме того научно-исследовательская работа позволяет оценить уровень подготовки студента по данной учебной дисциплине, а также определить, насколько глубоки знания рассматриваемой темы.

Научно - исследовательская работа оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к подготовке и оформлению рефератов,контрольных, курсовых работ.

В случае, когда студент :

  1. участвует в Республиканских научно-практических конференциях и опубликовывает в соответствующих сборниках две и более статей или тезисов по разделам настоящего курса;

  2. участвует в Международных научно-практических конференциях и публикует в соответствующих сборниках одной и более статей или тезисов по разделам настоящего курса;

  3. публикует научную статью или тезисы в научных периодических изданиях (журналы, вестники, Интернет ресурсы и др.);

  4. участвует с проектом в региональном отборочном туре конкурса “Юрт келажаги”

то он полностью освобождается от выполнения всех заданий по самообразованию и получает максимальный балл .

В случае выполнения пункта III- студент получает максимальный балл по сумме текущего контроля.


Тематика самостоятельных (индивидуальных) работ [link] Тематика самостоятельных работ может изменяться в зависимости от уровня подготовленности студентов