Эссе на тему Я-Учитель

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Эссе «Я-учитель»

[pic] Овчаренко Е.И. учитель русского языка МБОУ Маньково-Березовской СОШ

Почему с детишками судьбу связала

И учителем, зачем решила стать?

«Будь учителем!» - душа мне подсказала.

Видно, быть с детьми – судьба моя!







Далёкий 1987 год. Никто из моих родных, близких, друзей, учителей не сомневался, что после окончания школы продолжу свой путь в педагогическом училище. Я всегда мечтала стать учителем: в детстве - учительница для своего младшего брата, когда играли в школу; в подростковом возрасте – помощник в учёбе для одноклассников; в юношестве – участница всех школьных, районных конкурсов, мероприятий, олимпиад. Поэтому выбор был не случаен, а продиктован моим сердцем.

И вот в 1991 году, получив диплом учителя начальных классов, я приехала работать в слободу, с красивым названием Маньково-Березовская. Могла ли тогда подумать, что эта школа и слобода навсегда войдут в мою жизнь, что здесь выйду замуж, что мои дети будут учиться в этой школе.

Как сейчас помню свой первый урок. С тревогой вхожу в класс и вижу много глаз: голубых, карих, чёрных. Кто-то смотрит с интересом, кто-то с хитринкой, кто-то с удивлением. Не знаю почему, скорее от растерянности, я улыбнулась. Дети улыбнулись мне. С тех пор я никогда не пожалела, что выбрала эту профессию. А улыбка всегда со мной.

Мало иметь учительский диплом, надо владеть ещё величайшим из искусств – искусством любить детей. Я люблю детей просто потому, что они дети. Ребенок - изначально беззащитное существо, исполненное надежд, веры в светлые стороны бытия, радости открытий; душа, открытая миру. Без любви к своему делу, без любви к детям невозможно быть хорошим учителем. Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета.

Быть первым учителем – очень ответственно, ведь мы во многом моделируем судьбу каждого ребёнка: заметим искорку в его глазах, поможем, подтолкнём – и он в будущем найдёт свой путь в жизни; не увидим, пройдём мимо – и он незаметно, окольными путями будет брести по дороге жизни. Нельзя сравнивать нашу профессию с другими: подгорит хлеб у пекаря - можно выпечь другой через час или два; строитель неправильно положит кирпич - можно вымерять уровнем и всё исправить. Но только у учителя результат будет виден не сразу: не через час, не через месяц, а через несколько лет. Причём его уже нельзя исправить. Наши ошибки самые серьёзные, самые жизненные, так как они ранят душу ребёнка, заставляя его страдать. Но в большей мере детскую душу заставляет страдать равнодушие учителя, несправедливость с его стороны. Неслучайно справедливость как качество души человека дети ставят порой выше доброты. Кто такой педагог? Он, как строитель строит, но строит самое сложное и самое ценное на свете - внутренний мир настоящего человека. Он, как инженер, конструирует, разрабатывает технологию, совершенствует процесс – процесс всестороннего развития человека.

Я убеждена: несправедливый и равнодушный человек не может быть учителем. Наверное, потому и работаю учителем, несмотря на то, что есть профессии более «денежные» и менее «ответственные». И вот уже 16 лет иду по жизненному пути с замечательным творческим коллективом – своими коллегами и, конечно же, с детьми, которые с первого класса стали для меня родными.

Дефицит кадров в сельской школе открыл для меня новый путь - мне предложили работать учителем русского языка. Профессия учителя - словесника привлекает меня своей гуманностью и благородством. На мой взгляд, одна из самых необычных профессий. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше, чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Я убеждена, что если учителю не хватает времени на то, чтобы услышать каждого ребенка, дети начнут приспосабливаться – говорить то, что от них ждут. Выход вижу в открытых вопросах, в общении с ребенком на равных. Только в этом случае на моих занятиях будет настоящее общение и «взаимное» обучение.

Я стремлюсь создать такую атмосферу, такие условия, при которых детям захотелось бы узнать, открыть что-то, и они добивались бы этого. Радость успеха- это могучая сила, от которой зависит желание ребёнка быть хорошим.

В своей педагогической деятельности внедряю новые формы и средства обучения, использую интерактивные методы и преподавание строю на диагностической основе, создавая благоприятные условия для сохранения психического и физического здоровья детей.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через современные образовательные технологии, которые в системе применяю в учебном процессе, использую игровые технологии, технология интерактивного обучения, технология проектного обучения. Эти формы работы способствуют развитию интеллектуальных способностей школьников.

Я считаю, важно не просто учить предмету, а создавать условия для формирования способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании. При этом под компетенцией понимаю не просто сумму знаний, умений и навыков, а способность применять их в разнообразных учебных и жизненных ситуациях, позволяющих совершать эффективные действия.

Использование наглядности способствует: глубокому осмыслению и пониманию учебного материала; максимальному учёту возрастных особенностей; прочному и осознанному усвоению материала; укреплению веры в себя у учащихся; развитию воображения и творческой фантазии учеников (у многих возникает желание создавать собственные наглядности); развитию эмоциональной, чувственной сферы ребёнка. Я считаю, что использование наглядности, в условиях перехода на стандарты второго поколения является одним из важнейших моментов в обучении. Поэтому в своей работе постоянно использую наглядность, но делаю это дозировано, не перенасыщая учебный процесс.

Современный урок-удивление, удовольствие, усилие, успех. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Учу детей не бояться задавать учителю и одноклассникам вопросы. И мы вместе ищем ответы. Есть в жизни школьного коллектива трудноуловимое чувство, которое я бы назвала душевным равновесием. Это ощущение детьми полноты жизни, уверенности в своих силах, вера в возможность преодоления трудностей. А чтобы это душевное равновесие стало возможным, надо помнить о том, что каждое наше слово и дело оставляют след в душе ребенка. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Постоянно учу каждого ребенка искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать и корректировать. Часто вспоминаю слова К.Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенной в детские годы».

Каждый день я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги или путешествия дают мне возможность почувствовать, кто я.

Я учусь.

И я учусь учить.

Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

Это та цель, достигая которую, я приближаюсь к своей главной мечте – стать учителем, помочь каждому ребенку взять новую высоту, в которую он не верил.

Современное образование перешло на федеральный государственный образовательный стандарт. Именно ФГОС определяет теперь стратегию и тактику моего профессионального развития. И развитие это, требует немалых усилий. Результат будет эффективным в том случае, если учитель сам хочет изменений, а не действует по инерции под влиянием сверху спущенных требований.

Кто ещё и как смотрит на меня как на учителя? Конечно же, администрация школы, предъявляющая не только мне, но и всем учителям высокие требования. Да и как иначе! Директор – во многом человек государственный. И требования его вполне объяснимы, и желание, чтобы школа, которой он руководит, не оставалась на «задворках» образования, а отвечала современным требованиям, вполне понятно. Школа - это дух, культура, идеология, которая создаётся Учителем. Ещё замечательный русский философ Василий Розанов говорил: «Школа – это в первую очередь учитель, во вторую очередь учитель и в третью очередь учитель. А потом всё остальное».

И если я выбрала для себя этот путь – то должна идти по нему достойно. Замечательные слова прочитала у Е.А.Ямбурга: «Школа – это, конечно, личностная вещь». И личностью в ней должен быть, прежде всего, Учитель.

Попробую осмыслить позицию «Я – учитель» глазами родителей. Собственный опыт показывает, что в основном родители заинтересованы в том, чем и как живут их дети и чем живёт школа, в которой они учатся. Родителям важно, чтобы ребёнку в школе было комфортно, чтобы он учился с желанием и интересом. А за всем этим стою я, учитель, понимаю, что с родителями нужно сотрудничать, учитывать их интересы и потребности.

Наконец, самый главный человек в школе – это ученик. И у него тоже свой «Я – учитель». Что важно и нужно ученику видеть и чувствовать во мне? Помните фильм «Доживём до понедельника», в котором герой пишет: «Счастье – это когда тебя понимают»? Значит, для ребёнка важно, чтобы его понимали и принимали таким, какой он есть, чтобы он мог поделиться с кем-то своими переживаниями, идеями, мыслями.

Надо уважать ребёнка, видеть в нём Человека. Мне кажется, это качество надо в себе воспитывать, растить. Если ты научишься уважать каждого, тогда заслужишь и ответного уважения.

Мне важно, чтобы дети мне верили и доверяли, и для этого я должна быть честной с ними и сама с собой. Вместе с ребятами организуем встречи в «Литературной гостиной» с поэтами, музыкантами, людьми разных профессий, готовим сказочные представления, сами составляем сценарии мероприятий. Нашими гостями являются учителя, родители и сами ребята. Я тоже люблю принимать участие в школьных праздниках и постановках.

На протяжении многих лет источником вдохновения для меня является моя семья, коллеги, а ещё мой седьмой класс, где я являюсь классным руководителем. Где бы я не находилась, чем бы ни занималась, кусочек моего сердца, моей души всегда с этими добрыми и отзывчивыми детьми.

Общение с ними приносит мне огромное удовольствие. Радость от того, что на твоих глазах формируется новая личность, что ты сам вложил частичку своей души в становление этой личности – это навсегда.

Спасибо, жизнь, за то, что состоялась,

За всё хорошее, что мне досталось.

Спасибо за моих учеников,

За хлеб и соль, за данный тобой кров.

Я буду этим чувством дорожить.

Ведь это счастье – без оглядки жить.

Не могу я сегодня не сказать о своей семье.

Семья – мое богатство, я горжусь своей семьей.

И стараюсь быть такою, чтоб они гордились мной.

Смысл жизни в том я вижу, чтобы к старости своей

Знать, что мною не зря прожит каждый из минувших дней.

Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека. Каким будет этот человек, что после себя оставит – во многом зависит от учителя. Суть школьной жизни неизменна – осознать себя; раскрыть в себе человека; стать способным на новые свершения во имя завтрашнего дня.

За многие годы работы в школе я получила хороший урок закалки, научилась быть терпимей к другим, требовательней к себе. Как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий».

Не вдоль по речке, не по лесам –

Вдали от родных огней –

Ты выбрал эту дорогу сам,

Тебе и идти по ней.



И ты уже отказаться рад

От тяжких своих забот.

Но если ты повернешь назад,

Кто же пойдет вперед?

Считаю, что нужно и дальше осваивать и изучать педагогические новинки, в настоящее время планирую уделять больше внимания работе по самоорганизации, самодисциплине учащихся. Сегодня я понимаю. Что нужно многое сделать. Нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новые методики, читать методическую и справочную литературу. И я учусь. Огромная любовь к своей работе, постоянное стремление к знаниям, доброжелательный тон, педагогический такт, ясность цели, желание поделиться опытом с другими, отличают мой стиль обучения и воспитания.

Опираясь на свой педагогический опыт, могу с уверенностью сказать, что современный учитель-это человек настоящего и будущего. Свои размышления хотелось бы закончить замечательными словами:

Пускай во всем, что совершаешь ты,

Проступит след душевной чистоты.

Учитель – это не просто профессия, а целая жизнь!

Конечно, учитель не Бог, не великий мудрец и не может вершить судьбы и предопределять будущее. Но педагог – непосредственный её участник и забывать об этом нельзя. Ни на минуту.

Я люблю свою профессию, горжусь ею. Поразмышляв обо всем, прихожу к выводу, что я – счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия….

И завтра я опять иду в школу…