Методическая разработка по теме: Инновационный педагогический проект по здоровьесбережению

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Детский сад комбинированного вида № 15 «Журавушка»



Проект

«Я здоровым быть хочу – я здоровье сберегу»



[pic]




                                                   

Автор составитель:

учитель-дефектолог, учитель-логопед

Дектярёва С.А.

Сроки реализации проекта:  

с марта 2016 г.

по май 2016 г.




АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА


Здоровье ребёнка превыше всего,

Богатство земли не заменит его.

Здоровье не купишь, никто не продаст,

Его берегите, как сердце, как глаз.

(Ж. Жабаев)


«Забота о здоровье — это важный труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» /В.А. Сухомлинский/.

Здоровье - одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны.

Охрана и укрепление здоровья детей – одна из важнейших задач специального(коррекционного)образования.
В стенах большинства образовательных учреждений дети получают знания, умения и навыки, но не обучаются не менее важному - быть здоровым. Поэтому уже с раннего возраста малышам необходимо привить желание творчески работать над своим физическим развитием, воспитывать в них бережное отношение к самому себе. Это дело не только родителей, но и воспитателей, учителей. С полной отдачей необходимо стремиться к достижению общей цели - сохранению здоровья наших детей.
Как известно, хорошее здоровье способствует успешному обучению, а успешное обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.


         Практика показывает, что традиционные медико-профилактические подходы к сохранению и укреплению здоровья детей  в условиях дошкольного учреждения не дают желаемого результата. По данным Министерства здравоохранения и социального развития, только 10% дошкольников относятся к числу здоровых, 40% относятся к группе риска, а 50% имеют патологию развития. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических расстройств, среди детей с начала 1990-х гг. возросла на более чем на 30% . В настоящее время выявлено и резкое увеличение числа детей с более серьезными отклонениями в психическом развитии. Более 70% детей, рождённых после 2001г., имеют нейропсихологические проблемы из-за нарушений в подкорковых и стволовых отделах мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении, и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. Мозг таких детей работает во многом за счёт компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы воздействия во многих случаях не приносят заметных результатов. По данным ряда исследователей, в среднем по России частота встречаемости  детей с диагнозом «задержка психического развития» (ЗПР) по разным данным - от 16 до 25% .  Чаще этот вид отклонений выявляется с началом обучения детей 5-6 лет в дошкольном образовательном учреждении.

   

     Значение физического развития, двигательной деятельности в формировании всех психических процессов и личности в целом неоднократно подчеркивалось исследователями различных направлений науки. Однако представленные в настоящее время данные об особенностях физического состояния детей с ЗПP немногочисленны и разнородны. Также следует отметить, что недостаточно представлены научно-обоснованные программы, технологии и методики физического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ. Это, в свою очередь, затрудняет осуществление комплексного коррекционно-педагогического воздействия на дошкольников с данными отклонением в развитии. Вышеизложенные факты доказывают целесообразность и актуальность разработки технологии физического и интеллектуального развития, реализация которой не только позволила бы решить специфические задачи физического и интеллектуального  воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, но и способствовала бы их успешной интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.


Гипотеза - социализация лиц с ограниченными возможностями здоровья требует использования современных подходов и технологий, включая здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии.

Цель проекта: организация коррекционно-компенсирующей, коррекционно-развивающей работы с детьми, основанной на их посильном участии в разнообразных видах и формах деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Объект: здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-развивающем процессе в условиях ДОУ.

Предмет: создание условий для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.

Здоровьесберегающая направленность воспитания, образования и коррекции детей с ОВЗ.

Здоровье ребёнка – главная педагогическая ценность и условие успешной реализации любой образовательной программы. Здоровьесберегающая направленность образовательной среды в МБДОУ обеспечивается через следующие задачи:

 создание на занятиях атмосферы доброжелательности, эмоционального подъёма, психологической свободы и защищённости, внимания и заботы;

 обеспечение ребёнку возможности удовлетворения физиологических и личностных потребностей, желаний и интересов;

 предоставление ребёнку возможности самореализации в различных видах деятельности;

 соблюдение санитарно–гигиенических норм и требований к организации воспитательно–образовательного процесса;

 исключение эмоциональных, интеллектуальных и физических перегрузок ребёнка;

 координацию педагогических действий педагогов, медиков и родителей.

Условия реализации проекта:

Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

Соблюдение рационально выстроенных занятий, обеспечивающих смену разнообразной деятельности и отдыха.

Использование современных прогрессивных методов и приёмов обучения.

Индивидуальный подход к ребёнку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Тип проекта:

  • По времени проведения: краткосрочный (март 2016г. -  май 2016 г.)

  • По доминирующей в проектной деятельности: коррекционно-развивающий.

Участники проекта:

  • Дети с ОВЗ, учитель-дефектолог, воспитатели, родители.

Основные формы реализации:

  • Коррекционно-развивающие занятия с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.

  • Взаимодействие с воспитателями ДОУ.

  • Работа с родителями детей с ОВЗ.

Ожидаемый результат:

Улучшение показателей физического и познавательного развития, эмоционального состояния детей с ОВЗ;

Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников;

Активизация двигательной активности детей;

Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

Участие детей с ОВЗ в различных социальных связях.

Нахождение взаимопонимания с родителями по вопросу здоровьесбережения и ведения здорового образа жизни.


Проект учитывает следующие принципы:

  • Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

  • Принцип активности и сознательности - поиск новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по здоровьесбережению детей.

  • Принцип комплексности и интегративности - решение здоровьесберегающих и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

  • Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.

  • Принцип результативности и гарантированности - реализация прав и потребностей детей на получение необходимой медико-психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.


Проект предполагает 4 этапа

1 этап. Теоретический  (01.03.2016 – 09.03. 2016г.)

  • Определение проблемы

  • Определение цели и задач

2 этап. Подготовительный (разработка проекта)

10.03.2016 – 31.03.2016г.)

  • Определение методов работы

  • Подбор методической литературы

  • Проведение работы с родителями детей с ОВЗ

  • Разработка плана взаимодействия участников проекта

  • Разработка плана работы с детьми с ОВЗ

3 этап. Практический  (выполнение проекта)

01.04.2016 г. -  15. 05 2016 г.)

Организация практической работы с детьми с ОВЗ.

Новизна заключается во внедрении инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающий процесс:

1) сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) воспитание культурно-гигиенических навыков;

3) формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

4) использование информационно-коммуникативных технологий.


1) Познакомить детей с произведениями посредством художественного слова и применения ИКТ:

К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр»;

В. Лебедев-Кумач «Закаляйся!»,

С. Михалков «Про мимозу»,

Е. Кан «Наша зарядка».

Н. Игнатов «О витаминах».

В. Шаинский «Улыбка»

2) Провести беседу на тему: «Я вырасту здоровым».

3) Оформить оборудование и атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Мы – спортсмены», «Больница», «Аптека», «Скорая помощь», «Ветеринарная лечебница».

4) Систематизировать картотеки физминуток «движение с речью», дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, гимнастики с элементами логоритмики, су-джок, зрительной гимнастики.

5) Провести занятия: «Где прячется здоровье», «Сохрани своё здоровье сам». Закрепить знания детей о влиянии на здоровье соблюдения правил личной гигиены, двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.

7) Провести игротренинг на тему: «Я здоровым быть хочу – сам себе я помогу».

8) Провести анкетирование среди родителей с целью выявления их отношения к проблеме здоровья своих детей.

9) В качестве наглядной агитации составить консультации для родителей и оформить уголок по темам: «Валеология. Питание и здоровье», «Развитие мелкой моторики», «Артикуляционная гимнастика в ДОУ и дома», «Дыхательная гимнастика после сна», «Песочная терапия. Познавательные игры в песочнице».

10) Изготовить и приобрести дидактические и игры, пособия, материал, способствующие развитию и укреплению здоровья и жизнедеятельности детей

11) Провести выставку творческих работ дошкольников.

12) В работу с детьми во время проведения НОД и индивидуальных занятий внедрить различные здоровьесберегающие технологии, которые можно классифицировать на несколько видов. Наиболее удобным считаю деление здоровьесберегающих технологий на три категории:

  1. технологии сохранения и стимулирования здоровья;

  2. технологии обучения здоровому образу жизни;

  3. коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Артикуляционная гимнастика.

Зрительная гимнастика. 

Развитие общей моторики.

Развитие мелкой моторики.

Су – джок терапия 

Массаж и самомассаж. 

Динамические паузы 

Подвижные и спортивные игры 

Гимнастика пальчиковая 

Гимнастика для глаз

Гимнастика дыхательная

Игровой стретчинг 


Технологии обучения здоровому образу жизни:

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия).

Сюжетно-ролевые игры 


Коррекционные нетрадиционные технологии:

Технологии музыкального воздействия (музыкотерапия)

Логоритмика

Сказкотерапия 

Кинезиология

Биоэнергопластика

Психогимнастика 

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Чтобы вызвать у детей желание заниматься, важно заинтересовать ребёнка с первых минут. Для этого необходимо предварительно продумать методические приёмы, которые помогут решать поставленные задачи. Поставленные задачи будут успешно решаться только при использовании открытых педагогических принципов и методов обучения.

4 этап. Заключительный (аналитический)

16.05.2016 г. – 20. 05.2016 г.)

  • Подведение итогов реализации проекта.

  • Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов.

Работая по данной проблеме, во время проведения непосредственно образовательной деятельности  и во время индивидуальной работы, я пришла к выводу, что применение  технологий здоровьесбережения, использование инновационных коррекционных технологий  повышает мотивацию обучения (вследствие этого – повышение качества знаний детей), активизирует мыслительную деятельность воспитанников.

Использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в коррекционно-образовательном процессе позволяет детям с ОВЗ успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, а педагогам эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

С целью прослеживания динамики во внимание были взяты аспекты:

- знания о ЗОЖ;

-развитие двигательной сферы, общей и мелкой моторики;

-стабильность эмоционального благополучия детей;

-стабильность физической и умственной работоспособности.

Результаты диагностики:


Уровень освоения программы составляет 100 %.

Таким образом, проект по здоровьесбережению «Я здоровым быть хочу – я здоровье сберегу»» показал актуальность систематической работы по данному направлению.

В дальнейшем планирую расширить работу путём проведения обучающих тренингов и семинаров по здоровьесбережению для педагогов.

 







Материалы по сопровождению проектной деятельности

  • Анкеты родителей

  • Конспекты бесед, занятий

  • План-конспект игротренинга «Я здоровым быть хочу – сам себе я помогу»

  • Картотека сюжетно-ролевых игр

  • Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной, зрительной гимнастик, су-джок, физминуток с речью, гимнастики с элементами логоритмики.

  • Консультации для родителей по теме здоровьесбережения

  • Фотоотчёт о проделанной работе

  • Результаты динамического наблюдения.



                                       Список  литературы

1. И.А. Анохина Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.

2. И.Е. Аверина Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.

3. И.А. Анохина Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.

4. Л.В. Гаврючина Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.   

5.С.В. Исханова Игротерапия в логопедии.: Школа развития.- Ростов-на Дону «Феникс», 2014 г.

5. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».



[pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic] [pic]