Дидактическая игра “Поезд для зверят” по звуковой культуре речи в рамках «Речевого развития»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Дидактическая игра

Поезд для зверят

по звуковой культуре речи

в рамках «Речевого развития»

для детей старшего и подготовительного к школе возраста


[pic]













Автор составитель: Васина Юлия Ирековна

Для детей дошкольного возраста игра является самой доступной формой деятельности. Во время игры у детей формируются такие навыки как: познание, стимулируется развитие мышления, упражняется воля. Роль дидактической игры в этот период развития переоценить очень сложно.

Дидактическая игра «Поезд для зверят» формирует у детей навыки звукобуквенного анализа, помогает подготовиться к обучению грамоте.

Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы.

Цель:

  1. Учить детей определять наличие указанного звука в словах.

  2. Упражнять в определении количества звуков в словах.

  3. Упражнять в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

  1. Длинное пано с изображением паровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по 3 окна (картинки с кармишками внизу), на крышах вагонов прорези, куда вставляются таблички с кружками для обозначения количества звуков в словах (от 3 до 5) или для обозначения количества слогов в словах (от 1 до 3), а также таблички с буквами для определения наличия звука в словах.

  2. Предметные картинки такого же размера, как окна с изображением животных (зверей и птиц)

Картинки

на 1 заданный звук: С: слон, лось, рысь, собака, сова; З: заяц, зебра, коза, обезьяна; Ш: кошка, мышка, лошадь; Ж: жираф, журавль, ёжик, жаба; Л: лиса, лев, волк, верблюд; Р: ворона, воробей, курица, крокодил.

Картинки

на 3 заданных звука: жук, рак, сом, бык;

на 4 звука: слон, лиса, волк, жаба;

на 5: кошка, мышка, баран, зебра.

Картинки

на односложные слова: лось, рысь, бык, слон, лев, волк;

на двухсложные слова: жираф, кошка, жаба, коза, заяц, баран;

на трёхсложные слова: ворона, курица, собака, воробей, крокодил.










Ход игры


Вариант №1

Педагог показывает детям паровоз 9 картинок с изображениями животных объясняет:

«Прибыл поезд для зверей и птиц. В нем три вагона. Каждое животное может ехать только в определённом ему вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названиях которых есть звук с…» и т.д. Педагог вызывает троих детей и предлагает одному ребёнку отобрать пассажиров для первого вагона (звук с), другому – для второго вагона (звук ж) и последнему – для третьего вагона (звук р). Затем он приглашает ещё трёх детей-контролёров (или одного ребёнка), которые должны проверить, на своих ли местах пассажиры.

Далее педагог меняет таблички на вагонах, и дети подбирают животных, ориентируясь на названии со звуками з, ш, л.

Вариант №2

Педагог вставляет в прорези на крышках вагонов таблички с кружками и предлагает отобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков в словах.

Вызывает ребёнка, даёт ему картинку с изображением животного. Ребёнок отчётливо называет его, так чтобы был слышен каждый звук в слове, затем говорит, сколько звуков в данном слове, и вставляет картинку в кармашек соответствующего вагона: «Бык должен ехать в первом вагоне, потому чо в слове бык три звука: б, ы, к»

Вариант №3

Педагог вставляет в прорези на крышках вагонов новые таблички с кружками. Обьясняет детям, что в первом вагоне долны ехать животные, названия которых не делится на части (односложные слова); те животные, названия которых можно разделить на 2 части, поедут во втором вагоне и т.д.

Можно назначить на роль кассира ребёнка и дать ему числовые карточки с одним, двумя и тремя кружками. К нему поочерёдно будут подходить дети с картинками и рассказывать : «Я волк. Дайте мне, пожалуйста, билет на поезд». Кассир определяет количество слогов в слове и даёт числовую карточку: «Волк, ты поедешь в первом вагоне»; «Лиса, ты поедешь во втором вагоне» и т.д.