Рабочая программа по учебному предмету «Биология» (9 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Писаревская средняя общеобразовательная школа

Кантемировского муниципального района Воронежской области




Рассмотрена

на заседании методического объединения


Протокол №____ от

«___» _________ 20_____г.



«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____ /В.П.Ширина_/

ФИО

«___» _________ 20___г.


«Утверждаю»

Директор школы

_____ /И.В.Семенова/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________ 20_____г.




Рабочая программа


по учебному предмету «Биология»


_9__ класс






Составитель учитель биологии и химии Васильченко Мария Дмитриевна

должность, Ф.И.О. педагога


Первая квалификационная категория

квалификационная категория















2015- 2016_ учебный год

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии, составленной на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г), Программой основного общего образо­вания по биологии для 6-9 класса общеобразовательных учреждений (Авторы: В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова).

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по биологии.

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение практических и лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений.

В программе дается примерное распределение материала по разделам и темам. В рабочей программе учитель может изменять порядок изложения и числа часов, отведенных на их изучение.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков по биологии на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МКОУ Писаревская СОШ. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования (2004 г) и авторской программой учебного курса.

Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю), в том числе практические работы- 6 часов.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.


Введение. Биология в системе наук (3 ч)

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».


Раздел I. Уровни организации живой природы (44 ч)

Глава 1. Молекулярный уровень (9 ч)


Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.

Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Группы органических соединений: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты. Биологические катализаторы.

Вирусы.


Глава 2. Клеточный уровень ( 10 ч)


Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Различия в строении клеток прокариот и эукариот.

Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК — источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Деление клетки. Митоз.

Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты, иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».

Лабораторные работы:

1.Клетка и ее функции.

Глава 3. Организменный уровень ( 14ч)


Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов. Самовоспроизведение — всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.


Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.

Лабораторные работы:

. №2 Решение генетических задач.

Генетика человека

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека.

Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.

Лабораторная работа:

3.Составление родословных.

4.Изучение изменчивости у растений и животных.

Основы селекции и биотехнологии

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции.

Демонстрации: живые растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы.


Глава 4. Популяционно – видовой уровень ( 3ч)

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Биологическая классификация.

Лабораторные рабаты:

5. Определение морфологического критерия вида на примере комнатных растений.


Глава 5. Экосистемный уровень (4ч)


Сообщество, экосистема, биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Продуктивность сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.


Глава 6. Биосферный уровень (4ч)


Биосфера — глобальная экосистема. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере.


Раздел II. Эволюция органического мира (13ч)


Глава 1. Основы учения об эволюции (7ч)


Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции. Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.

Движущие силы и результаты эволюции. Факторы эволюции и их характеристика

Естественный отбор — движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.

Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторная работа:

6. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.


Глава 2. Происхождение и развитие жизни на Земле (6 ч)


Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира. Гипотеза Опарина – Холдейна.

Демонстрации: окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Раздел III. Основы экологии (10ч)


Глава 1. Огранизм и среда ( 5ч)


Окружающая среда — источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние экологических факторов на организмы. Условия среды. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Межвидовые отношения организмов, колебания численности организмов


Глава 2. Биосфера и человек (5ч)

.

Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.

Демонстрации: таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.


3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.


В результате изучения биологии учащиеся должны знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма


4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.


  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. – М. 2004.- [link]

  2. Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Введение в общую биологию и экологию: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2009.

  3. О.В Гончаров. Генетика. Задачи. Саратов. Издательство «Лицей» М. 2010 год.

  4. Методическое пособие для учителя:Пасечник, В. В. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.

  5. Тематическое и поурочное планирование к учебнику А. А. Каменского, Е. А. 4. Криксунова, В. В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2008.


Таблицы по курсу биологии

  1. Таблица «Бактерии/Разнообразие эукариотических клеток»

  2. Таблицы «Вещества растений. Клеточное строение» (комплект 12 таблиц)»

  3. Таблица «Деление клетки»

  4. Таблицы «Растение живой организм»

  5. Таблицы «Растения и окружающая среда»

  6. Таблица «Редкие и исчезающие виды растений»

  7. Таблица «Редкие и исчезающие виды растений/Среда обитания»

  8. Таблица «Строение клетки»

  9. Таблица «Строение экосистемы»

  10. Таблица «Строение ДНК/Грибы»

  11. Таблица «Строение и уровни организации белка/Фотосинтез»

  12. Таблица «Строение и функции белков/Типы размножения организмов»

  13. Таблицы «Химия клетки»

  14. Таблица «Эволюционное древо»




5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п

Тема урока.

Количество часов

Оборудование

Планируемый результат:

учащийся должен знать/уметь

Лабораторные работы.

Дата


по плану

по факту


I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)


1

Биология – наука о жизни

1

Таблицырисунки, фотографии.

Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять царства живой природы; дифференцированные и интегрированные биологические науки; уровни организации живой материи

Продуктивный: характеризовать уров-ни организации жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный. Доказывать, что современная биология – комплексная наука. Характеризовать роль биотехнологии, приводить примеры





2

Методы исследования в биологии

1

Таблицы «Условия прорастания семян», «Фотосин

тез», схемы

Репродуктивный:

называть методы изучения живой природы

Продуктивный:

характеризовать методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, исторический метод; основные этапы научного исследования. Характеризовать основополагающий принцип в науке. Проводить сравнение гипотезы и закона или теории





3

Сущность жизни и свойства живого

1

Схема на доске, магниты

Репродуктивный:

называть общие признаки (свойства) живого организма

Продуктивный:

характеризовать свойства живого организма (на конкретных примерах); проводить сравнение живой и неживой материи, приводить примеры


.



II. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (44 часа)


Молекулярный уровень (9 часов)


4

Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

1

Схемы на доске, рисунок на с. 17 учебника; разноцветные магнитные «кнопки»

Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять элементы, преобладающие в составе живых организмов, их свойства и значение

Продуктивный:

характеризовать особенности строения полимеров и входящих в их состав мономеров; анализировать процессы и механизмы, происходящие в живом организме на молекулярном уровне





5

Углеводы

1

Рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав углеводов; основные функции углеводов; группы углеводов

Продуктивный:

характеризовать особенности строения углеводов, основные функции углеводов (приводить примеры). Объяснять принадлежность углеводов к биомолекулам. Давать характеристику углеводам различных систематических групп





6

Липиды

1

Рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам; перечислять вещества, входящие в состав молекулы большинства липидов. Называть функции липидов

Продуктивный:

характеризовать особенности строения липидов, их функции. Объяснять принадлежность липидов к биомолекулам





7

Состав и строение белков. Функции белков

1

Таблица, модель белка, рисунки и схемы на страницах учебника

Репродуктивный:

называть мономер белковой молекулы и его составляющие; уровни организации белковой молекулы; перечислять функции белков в организме

Продуктивный:

характеризовать особенности строения мономера белка и белковой молекулы в целом; объяснять процесс образования пептидной связи, процесс образования белков различных уровней организации. Объяснять принадлежность белков к биомолекулам


.



8

Нуклеиновые кислоты

1

Таблица, рисунки на страницах учебника, модель ДНК

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять типы нуклеиновых кислот; функции ДНК и РНК; типы РНК. Называть составляющие мономеров ДНК и РНК

Продуктивный:

характеризовать особенности строения нуклеиновых кислот (ДНК, РНК), объяснять принцип комплементарности; функции ДНК и

РНК (различных типов РНК); обосновывать значение НК в организме. Проводить сравнение молекулы ДНК и РНК. Объяснять принадлежность НК к биомолекулам




9

АТФ и другие органические соединения клетки

1

Таблица, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять составляющие нуклеотида АТФ (АДФ, АМФ); различные группы витаминов

Продуктивный:

характеризовать особенности строе-

ния молекулы АТФ (АДФ, АМФ); ее свойства и функции (объяснять роль макроэргической связи). Объяснять роль витаминов в организме; особенности классификации витаминов, приводить примеры авитаминозов





10

Биологические катализаторы

1


Рисунки на страницах учебникалабораторное оборудование

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять факторы, обеспечивающие скорость ферментативных реакций

Продуктивный:

характеризовать свойства ферментов, механизм действия ферментов, объяснять образование комплекса «фермент – вещество»; роль ферментов в организме





11

Вирусы

1

Таблица, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

перечислять элементы, входящие в состав вирусной частицы, способы борьбы со СПИДом

Продуктивный:

характеризовать особенности строения и функционирования вирусов; особенности различных вирусных заболеваний и их профилактики, способы борьбы со СПИДом. Объяснять принадлежность вирусов к живым организмам





12

Обобщение по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

1


Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть многомолекулярные комплексные системы; перечислять их свойства и значение

Продуктивный:

характеризовать особенности строения и функционирования многомолекулярных комплексных систем, объяснять их свойства, значение





Клеточный уровень (10 часов)


13

Основные положения клеточной теории

1

Таблица, фотографии ученых; микроскопы, микропрепараты

Репродуктивный:

называть фамилии великих ученых, внесших свой вклад в изучение клеток, авторов клеточной теории

Продуктивный:

характеризовать основные положения клеточной теории. Проводить сравнение строения прокариотов и эукариотов, растительной и животной клеток (автотрофов и гетеротрофов). Объяснять значение создания клеточной теории для развития биологии





14

Клеточная мембрана. Ядро. Хромосомный набор клетки

1

Таблица, рисунки на страницах учебника. Микроскоп.

микропрепараты

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть составляющие наружной клеточной мембраны, состав содержимого ядра

Продуктивный:

характеризовать строение клеточной мембраны, функции наружной мембраны клетки, способы проникновения веществ внутрь клетки (фагоцитоз, пиноцитоз). Объяснять роль и значение гаплоидного набора хромосом для живых организмов. Проводить сравнение прокариотических и эукариотических организмов





15

ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды

1

Таблица, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

называть органоиды клетки, их функции; перечислять виды пластид

Продуктивный:

характеризовать строение ЭПС, рибосом, лизосом и др. органоидов, их функции. Объяснять наличие большего количества митохондрий в молодых клетках и в клетках с большими энергетическими затратами





16

Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот (подведение итога о строении клетки)

1

Таблица, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

называть элементы, входящие в состав клеточного центра; перечислять органоиды движения; называть органоиды прокариотической клетки

Продуктивный:

характеризовать строение и функции клеточного центра и органоидов движения; давать сравнительную характеристику прокариот с эукариотами, выделяя признаки примитивности прокариот по сравнению с эукариотами. Объяснять значение включений для жизнедеятельности клетки, выделяя признаки отличий включений от органоидов клетки. Объяснять роль спор в жизни прокариот

Лабораторная работа№ 1 .

«Клетка и ее функции»




17

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Энергетический обмен в клетке

1

Таблицы, схемы, разноцветные магнитные «кнопки»

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять этапы энергетического обмена, основные процессы метаболизма

Продуктивный:

характеризовать обмен веществ и превращение энергии. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции, образование АТФ в ходе энергетического обмена в клетке. Характеризовать обмен веществ и превращение энергии как процессы, составляющие основу жизнедеятельности клетки





18

Типы питания клетки

1

Таблицы, схема процесса фотосинтеза на странице 67 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть типы питания живых организмов; фазы и продукты фотосинтеза; группы гетеротрофных организмов

Продуктивный:

характеризовать (описывать) особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов), особенности процессов фото- и хемосинтеза. Приводить примеры растительных организмов с гетеротрофным типом питании, организмов со смешанным типом питания. Объяснять смысл световой и темновой фаз фотосинтеза




19

20

Синтез белков в клетке

2

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, таблица генетического кода

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть этапы биосинтеза белка (место осуществления транскрипции и трансляции)

Продуктивный:

характеризовать (описывать) процесс биосинтеза белков в клетке. Объяснять роль генетического кода, роль ферментов, матричную функцию ДНК, смысл избыточности генетического кода, значение биосинтеза белков в клетке





21

Деление клетки. Митоз

1

Таблица, микроскоп, микропрепараты, модели клеток

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть фазы митоза, органоиды, участвующие в делении клетки

Продуктивный:

характеризовать механизм деления клетки; описывать процессы, происходящие в каждой из фаз митоза. Объяснять биологический смысл митоза





22

Обобщение по теме Клеточный уровень организации живого»

1


Репродуктивный:

знать термины; называть органоиды клетки, группы химических элементов, включенных в химический состав клеток; перечислять типы питания; фазы митоза

Продуктивный:

характеризовать строение, функции и химический состав клеток (бактерий, грибов, растений и животных); описывать суть процессов метаболизма в клетке (энергетический и пластический обмены); сущность митоза. Приводить примеры, показывающие взаимосвязь строения и функций клеток





Организменный уровень (14 часов)


23

Размножение организмов

1

Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты

Репродуктивный:

знать термины; перечислять виды бесполого и полового размножения организмов; называть мужские и женские половые гаметы

Продуктивный:

описывать сущность размножения организмов (бактерий, грибов, растений, животных и человека); характеризовать виды бесполого и полового размножения организмов. Осуществлять сравнительную характеристику бесполого и полового размножения, объяснять преимущества полового размножения перед бесполым





24

Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение

1

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника, микроскоп, микропрепараты

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять стадии гаметогенеза, стадии мейоза

Продуктивный:

характеризовать стадии гаметогенеза, сущность и стадии мейоза, процесса оплодотворения; выделять отличия в процессах формирования мужских и женских гамет. Проводить сравнительную характеристику хромосомного набора соматических и половых клеток, объясняя биологический смысл этих различий





25

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон

1

Таблицы, рисунки на страницах учебника, влажные препараты, коллекции

Репродуктивный:

давать определение терминам. Перечислять периоды онтогенеза, этапы эмбрионального развития

Продуктивный:

характеризовать периоды онтогенеза, процессы, происходящие в каждом из периодов. Проводить сравнение прямого и непрямого постэмбрионального развития организма. Формулировать биогенетический закон, поясняя его значение





26

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет

1

Таблица, схемы на страницах учебника, модели-аппликации

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать предмет изучения генетики, генетические термины, символы, понятия; раскрывать суть гибридологического метода, суть правила единообразия гибридов первого поколения, суть закона чистоты гамет; формулировать правило расщепления. Давать цитологическое обоснование закономерностям наследования при моногибридном скрещивании. Решать задачи на моногибридное скрещивание





27

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

1

Таблица, рисунок на странице 106 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать законы наследственности. Объяснять взаимосвязь генотипа и фенотипических признаков организмов, практическое значение применения метода анализирующего скрещивания. Решать задачи на неполное доминирование и анализирующее скрещивание





28


Дигибридное скрещивание

1

Таблица, рисунки на стр. учебника, модели-аппликации

.

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать законы наследственности. Раскрывать сущность закона независимого наследования признаков.

Решать задачи на дигибридное скрещивание. Характеризовать виды взаимодействия аллельных генов

Лабораторная работа №2 . Решение генетических задач.




29

Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана

1

Таблица, схема на
с. 111 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать сущность закона
Т. Моргана. Объяснять механизм сцепленного наследования признаков, называть его причины (конъюгация, перекрест хромосом), обращая внимание на биологическое значение перекреста хромосом





30

Взаимодействие генов

1

Рисунок на с. 113 учебника

Репродуктивный:

называть виды взаимодействия неаллельных генов

Продуктивный:

характеризовать законы наследственности, виды взаимодействия неаллельных генов. Решать задачи на взаимодействия неаллельных генов

Лабораторная работа№ 3 Составление родословной.

.



31

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

1

Таблица, схема на
с. 115 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть группы хромосом

Продуктивный:

характеризовать группы хромосом

(аутосомы и половые хромосомы); механизм наследования признаков, сцепленных с полом. Приводить примеры признаков, сцепленных с полом. Решать задачи на сцепленное с полом наследование





32

Модификационная изменчивость


1

Таблица, живые объекты (фиалка, аквариумные рыбки и др.)

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать свойства живых организмов: наследственность и изменчивость; объяснять воздействие генотипа и условий среды на формирование фенотипа. Характеризовать норму реакции организма на внешние условия

Лабораторная работа№4 «Изучение изменчивости у растений и животных.»




33

Мутационная изменчивость

1

Схемы, микроскопы, микропрепараты (плодовые

мушки дрозофилы)

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть виды мутаций; факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций

Продуктивный:

характеризовать формы изменчивости; выделять основные различия между модификациями и мутациями; перечислять виды мутаций, факторы, способные вызвать увеличение частоты мутаций. Обосновывать биологическую роль мутаций. Приводить примеры изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания





34

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова

1

Портрет Н. И. Вавилова, таблицы, муляжи, геогр. карта

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть центры происхождения культурных растений

Продуктивный:

характеризовать задачи и значение селекции. Объяснять общебиологические свойства, лежащие в основе возникновения новых сортов культурных растений и пород животных; приводить примеры использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости; объяснять совпадение центров происхождения культурных растений с местами расположения великих древних цивилизаций


.



35

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов

1

Коллекции семян зерновых культур

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть основные методы селекции; виды гибридизации

Продуктивный:

характеризовать основные методы селекции, виды гибридизации, явление гетерозиса; знать методику, позволяющую преодолеть стерильность межвидовых (межродовых) гибридов. Приводить примеры селекционных работ


.



36

Обобщение по теме «Организменный уровень организации живого»

1


Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать биологическую сущность мейоза, оплодотворения, задачи селекции; знать законы наследственности, приспособленность организмов к среде обитания. Объяснять суть использования учеными в селекционной работе закона гомологических рядов наследственной изменчивости. Решать задачи





Популяционно-видовой уровень (3 часа)


37

Вид. Критерии вида

1

Рисунки на страницах учебника, фотографии, открытки,

живые объекты, чучела и др.

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть критерии вида

Продуктивный:

характеризовать основную систематическую единицу в биологии, критерии вида (морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический). Раскрывать биологические механизмы, препятствующие обмену генов между видами, объясняя причину того, что межвидовые гибриды, как правило, бесплодны

Лабораторная работа № 4 «Определение морфологического критерия вида на примере комнатных растений.»




38

Популяция – форма существования вида и единица эволюции.

Экология популяций: структура и динамика численности

1

Таблицы

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать элементарную единицу эволюции (популяцию), обосновывать роль популяций в экологических системах. Проводить сравнительную характеристику организменного и популяционно-видового уровней организации живой природы





39

Биологическая классификация


1

фотографии и др.

Репродуктивный:

давать определение терминам

Продуктивный:

характеризовать основные систематические категории; признаки царств живой природы (отделов, классов, семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных). Определять таксономическую принадлежность растений и животных





Экосистемный уровень (4 часа)


40

Сообщество, экосистема, биогеоценоз

1

Таблицы, схема,

с. 148

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть природные сообщества. Перечислять элементы экотопа, биотопа и биогеоценоза

Продуктивный:

характеризовать природные сообщества, их основные свойства и задачи;

перечислять важнейшие компоненты экосистем и их классификацию; роль регуляторов в поддержании устойчивости экосистемы. Проводить сравнительную характеристику сообщества, экосистемы, биогеоценоза. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ





41

Состав и структура сообщества

1

Таблицы, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющие трофическую структуру сообщества; перечислять связи в экосистемах (территориальные, пищевые, межпопуляционные)

Продуктивный:

характеризовать морфологическую и пространственную структуру сообщества; значение видового разнообразия как показателя состояния сообщества; трофическую структуру сообщества и классификацию групп организмов, находящихся на разных трофических уровнях. Объяснять роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществах. Приводить примеры (составлять) цепей питания





42

Потоки вещества и энергии в экосистеме

1

Таблица, рисунок на с. 160 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть группы организмов, составляющих трофическую структуру сообщества

Продуктивный:

характеризовать потоки энергии и вещества в экосистемах, количественные изменения энергии в процессе переноса ее по пищевым цепям, пирамиды численности и биомассы. Обосновывать непрерывный приток веществ извне как необходимое условие функционирования экосистемы. Составлять цепи питания





43

Саморазвитие экосистем

1

Таблица, рисунок на с. 167 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть виды биогеоценозов; перечислять охранные мероприятия по сохранению экосистем

Продуктивный:

характеризовать экологическую сукцессию, ее природу и механизмы; стадии сукцессии (первичную, вторичную); обосновывать значение сукцессий. Выделять сходства и различия в функционировании наземных и водных экосистем. Давать характеристику деятельности человека как одному из регулирующих факторов в экологических системах





Биосферный уровень (4 часа)


44

Биосфера. Среды жизни

1

Таблица, рисунки на страницах учебника, фотографии ученых

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов; фамилии ученых, работавших в области изучения биосферы

Продуктивный: характеризовать среды обитания организмов, особенности различных сред жизни, приспособления живых

организмов к жизни в определенной среде, которые выработались в процессе эволюции; знать границы и свойства биосферы. Приводить примеры особенностей приспособления живых организмов к жизни в определенной среде



15.02


45

Средообразующая деятельность организмов

1

Таблица, фотографии

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть среды жизни живых организмов

Продуктивный:

характеризовать особенности воздействия живых организмов на среду обитания



16.02


46

Круговорот веществ в биосфере

1

Таблица, рисунки и схемы на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть биогенные элементы; перечислять биогеохимические циклы

Продуктивный:

характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение; последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; биогеохимические циклы азота, углерода и фосфора; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов





47

Обобщающий урок по теме «Биосферный уровень организации живого»

1


Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть уровни организации живой природы, биогенные элементы, биогеохимические циклы.

Продуктивный:

характеризовать особенности круговорота веществ в природе, его значение, последствия нарушения круговорота веществ в биосфере; объяснять роль живых организмов в поддержании круговорота биогенных элементов





II. ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА (13 часов)


Основы учения об эволюции (7 часов)


48

Развитие эволюционного учения

1

Портреты

К. Линнея, Ж.-Б. Ламар-ка, Ч. Дарвина

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционистов; основные положения теории Ч. Дарвина

Продуктивный:

характеризовать основные положения теории Ч. Дарвина; обосновывать роль Ч. Дарвина в развитии эволюционных идей. Выделять общее и различное в эволюционных теориях Ламарка и Дарвина, характеризуя основную заслугу Ч. Дарвина





49

Изменчивость организмов

1

Таблицы, рисунок на с. 196 учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть виды изменчивости

Продуктивный:

характеризовать виды изменчивости, их роль в эволюции; объяснять, что такое генофонд популяции, останавливаясь на механизмах, приводящих к изменению генофонда





50

Борьба за существование. Естественный отбор

1

Таблицы, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть формы борьбы за существование, формы естественного отбора

Продуктивный:

характеризовать формы борьбы за существование, роль естественного отбора и его формы. Сравнивать стабилизирующий и движущий отбор. Приводить примеры адаптаций как результата действия естественного отбора, происходящего под давлением борьбы за существование

Лабораторная работа № 6 «Изучение приспособленности к среде обитания.»




51

Видообразование

1

Рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть основные формы видообразования

Продуктивный:

характеризовать процесс микроэволюции, его основные формы; приводить примеры. Доказывать, что движущему отбору принадлежит решающая роль в процессах видообразования, что наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор являются движущими силами эволюции. Характеризовать роль в видообразовании различных механизмов изоляции





52

Макроэволюция

1

Набор коллекций, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть основные таксономические группы, процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции

Продуктивный:

характеризовать понятие «макроэволюция»; приводить доказательства макроэволюции.

Характеризовать процессы, являющиеся движущими силами макроэволюции.

Проводить сравнение макроэволюции и микроэволюции (выделять различия). Объяснять значение исследования филогенетических рядов









53

Основные закономерности эволюции

1

Набор коллекций, фо-тографии, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть типы эволюционных изменений, линии эволюции

Продуктивный:

Характеризовать типы эволюционных

изменений (параллелизм, конвергенция, дивергенция), главные линии эволюции. Объяснять разницу понятий «параллелизм» и «конвергенция»; проводить сравнение двух линий эволюции (идиоадаптации и дегенерации)





54

Семинар по теме «Основы учения об эволюции»

1

Портреты
К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка, Ч. Дарвина

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть фамилии ученых-эволюционис-тов, типы эволюционных изменений, линии эволюции.

Продуктивный:

характеризовать развитие представлений об эволюции живой природы; сравнивать эволюционные теории Ламарка и Дарвина; сравнивать понятия «борьба за существование» и «естественный отбор». Объяснять роль генетики в формировании современных взглядов на эволюцию органического мира, роль организма, популяции и биогеоценоза в эволюции. Характеризовать типы эволюционных изменений, главные линии эволюции и их значение и роль в эволюции





Происхождение и развитие жизни на Земле (6 часов)


55

Гипотезы возникновения жизни

1

Фотографии, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

называть основные гипотезы возникновения жизни

Продуктивный:

характеризовать основные гипотезы возникновения жизни (креационизм, различия в подходах религии и науки к объяснению возникновения жизни; гипотеза самопроизвольного зарождения жизни; гипотеза панспермии; гипотеза биохимической эволюции)





56

Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы

1

Фотографии ученых, рисунки на страницах учебника

Репродуктивный:

называть этапы развития представлений о возникновении жизни

Продуктивный:

характеризовать основные этапы развития жизни на Земле; гипотезу абиогенного зарождения жизни и ее экспериментальное подтверждение (гипотеза Опарина – Холдейна); современные гипотезы происхождения жизни





57

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое

1

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника


Репродуктивный:

называть эры и периоды, крупные ароморфозы

Продуктивный:

характеризовать состояние органического мира на протяжении архейской эры, важнейшие ароморфозы архейской,

протерозойской и палеозойской эр; условия, способствующие выходу растений и животных на сушу; приспособления, возникшие у них

в связи с этим. Объяснять смену господствующих групп растений и животных





58

Развитие жизни в мезозое и кайнозое

1

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебника


Репродуктивный:

называть эры и периоды; крупные ароморфозы и идиоадаптации

Продуктивный:

характеризовать состояние органического мира в мезозое, основные ароморфозы и идиоадаптации, развитие жизни в кайнозое; знать основные направления эволюции растений и животных. Объяснять смену господствующих групп растений и животных (приводить примеры)






59–60

Семинар по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»




2

Таблица, фотографии и рисунки на страницах учебни-ка. Коллекции окаменелостей, отпечатков и т. д.

Репродуктивный:

давать определение терминам. Называть фамилии ученых, гипотезы зарождения жизни, основные этапы развития жизни на Земле; знать эры и периоды, крупные ароморфозы и идиоадаптации

Продуктивный:

характеризовать современные представления о возникновении жизни на Земле, основные этапы развития

жизни на Земле, методы и результаты палеонтологических исследований. Объяснять появление процесса фотосинтеза и его значение для развития жизни на Земле. Характеризовать основные ароморфозы растений и животных и их роль в эволюции, идиоадаптации в органическом мире, направления эволюции растений и животных





Раздел 3 Основы экологии. Биосфера и человек (10 часов)


Глава 1 Организм и среда. (5 часов)


61

Экологические факторы. Условия среды.

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Знать абиотические и биотические, антропогенные факторы температура, влажность, свет, др.).

Уметь называть загрязняющие вещества.





62

Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы.

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Знать понятия: толерантность, экотипы, лимитирующие факторы.

Закон минимума.





63

Экологические ресурсы.

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Уметь объяснять, что собой представляют экологические ресурсы,

энергетические ресурс, пищевые ресурсы





64

Адаптация организмов к различным условиям существования.

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Уметь определять жизненные формы организмов.

Знать морфологические приспособления к жизни у различных организмов.





65

Межвидовые отношения организмов

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Знать понятия: нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм.





Биосфера и человек. (3 часа)



66

Эволюция биосферы

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Уметь объяснять вклад В.И.Вернадского в развитие биологии.

Знать понятия: Живое вещество, биогенное вещество, косное вещество,

биокосное вещество





67

Антропогенное воздействие на биосферу

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Уметь объяснять влияние человека на природу.

Знать возобновимые и невозобновимые ресурсы.





68

Основы рационального природопользования

1

Таблиц, схема, рис. учебника

Организация охраны природы в России. Международное сотрудничество Правовые основы охраны природы.





69 -70

Резерв.

2








Итого

70