Урок биологии по теме Рибонуклеиновые кислоты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок № 11 Биология 10 класс

Сабақтың тықырыбы/Тема урока: Рибонуклеиновые кислоты.

Сабақтың мақсаты/Цель урока: Углубить знания учащихся о видах рибонуклеиновых кислот, их строении и функциях., рассмотреть строение и функции АТФ.

Міндеттер/Задачи: 1) білімділік/образовательная – дать учащимся необходимые знания по данной теме;

2) тәрбиелік/воспитательная – воспитание самостоятельности мышления, культуры труда и общения;

3) дамытушылық/развивающая – развитие навыков самостоятельной работы, формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.

Өткізу/Методы: рассказ с элементами беседы, зарисовка опорных схем на доске, запись основных понятий в тетради, самостоятельная работа учащихся, работа с таблицами, демонстрация.

Құрал жабдық/Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданиями.

Сабақтың түрі/Тип урока: комбинированный.

Сабақ жоспары/План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Опрос домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление нового материала.

  5. Задание на дом.

  6. Подведение итогов урока.

Сабақтың барысы/Ход урока:

1. Ұйымдастыру бастамасы/Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Постановка целей урока.

2. Үй тапсырмасын сұрау/Опрос домашнего задания.

Что такое нуклеиновые кислоты?

Какие виды нуклеиновых кислот вы знаете?

Каковы строение и функции ДНК?

Что такое нуклеотид?

3. Жаңа деректерді танып білу/Изучение нового материала.

РНК – полимер.

Виды РНК:

  1. Транспортная РНК (т-РНК) – в ядре клетки и протоплазме (V = 10%, Mr = 25000, хорошо растворима в воде). Переносит аминокислоты к рибосомам при синтезе молекулы белка (20). Первичная структура – цепочка из 70 – 80 нуклеотидов. Вторичная структура – похожа на лист клевера – некоторые нуклеотиды взаимодействуют между собой по принципу комплементарности. На вершине три нуклеотида образуют антикодон, определяющий присоединение определенной кислоты.

  2. Информационная РНК (и-РНК) – (V = 5%, Mr = от 300 тыс до 2-4 млн) быстро синтезируется на определенном участке молекулы ДНК с участием РНК-полимеразы и быстро распадается. Является посредником между ДНК и рибосомой, считывает информацию о наследственных признаках с молекулы ДНК и передает ее в рибосому.

  3. Рибосомальная РНК (р-РНК) - (V = 85%, Mr = от 300 тыс до 700 тыс) принимает непосредственное участие в синтезе белка.

АТФ – является источником энергии в организме. Молекула состоит из аденина, рибозы и трех остатков фосфорной кислоты, неустойчива. При гидролизе 1 молекулы АТФ выделяется 40 кДж энергии.

4. Жаңа деректерді ұғып білу/Закрепление нового материала.

Заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика нуклеиновых кислот.

Местонахождение в клетке


Ядро

Ядро, цитоплазма

Местонахождение в ядре

Хромосомы

Ядрышко

Строение макромолекулы

Две спирально закрученные цепи, соединенные водородными связями

Одинарная полинуклеотидная цепочка

Состав нуклеотида

1.Азотистые основания:

А – аденин, Т – тимин,

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – дезоксирибоза

3.Остаток фосфорной к-ты

1.Азотистые основания:

А – аденин, У - урацил

Г – гуанин, Ц – цитозин.

2.Углевод – рибоза

3.Остаток фосфорной к-т

Функции

Является носителем генетической информации

Р-РНК – входят в состав рибосом и участвуют в формировании активного центра рибосомы.

Т-РНК – переносят аминокислоты к месту синтеза белка.

И-РНК – передают информацию о структуре белка из ядра к рибосомам.



5. Үйге тапсырма/Задание на дом

§ 10 учить, 4 -9 повторить.

  1. Сабаққа қорытынды жасау/Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Урок окончен, можете быть свободны.