Рабочая программа по биологии 5 класс ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Приложение к образовательной программе

основного общего образования

ГБОУ СО «СОШ № 2»





Рабочая программа

по учебному предмету «Биология»

5 класс

основного общего образования







Составитель: Чепелева Л.Л.













г. Верхотурье, 2015

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в полном соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования,

требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по биологии.

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ « Об образовании» ; ФГОС (базовый уровень); Примерной программы по биологии (базовый уровень); требований к оснащению учебного процесса по биологии; Федеральным перечнем учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе, на основе рабочей программы ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Дрофа 2014 Автор: В.В. Пасечник Биология. 5–9 классы: программа. — М.: Дрофа, 2014.



Раздел I. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Анализировать опыт собственных действий и образа жизни с точки зрения последствий для окружающей среды. .

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.


Метапредметными результатами изучения курса « Биология» является

  • формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД :

  • Формулировать учебную проблему под руководством учителя.

  • Ставить цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагать несколько способов ее достижения.

  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

  • Планировать пути достижения целей.

  • Планировать ресурсы для достижения цели.

  • Самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своей деятельности.

  • Вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

  • Оценивать продукт своей деятельности. Указывать причины успехов и неудач в деятельности.

  • Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления в дальнейшей деятельности.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану , сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.


Познавательные УУД :

  • Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Составлять планов (простых, сложных и т.п.).

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

  • Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.

  • Участвовать в проектно- исследовательской деятельности.

  • Проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

  • Давать определение понятиям.

  • Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

  • Уметь структурировать тексты (выделять главное и второстепенное, главную идею текста, .

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

  • Выявлять причины и следствия простых явлений.

Коммуникативные УУ Д :

  • Соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.

  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать их.

  • Координировать свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.

  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

  • Уметь работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать .

  • способствовать продуктивной кооперации; устраивать групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета « Биология 5 класс» являются следующие умения:

  • осознание роли жизни: – определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

рассмотрение биологических процессов в развитии:

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • использование биологических знаний в быту,

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

  • объяснять мир с точки зрения биологии:

  • перечислять отличительные свойства живого;

  • различать (по таблице) и в природе основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

  • определять основные органы растений (части клетки);

  • находить черты усложнения растений,

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Иметь первоначальные представления о происхождении растений и жизни.









































Раздел II. Содержание программы

Введение - 6 ч

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии.

Лабораторное оборудование и измерительные приборы. Разнообразие живой природы. Царства живых организмов.

Отличительные признаки живого. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Экскурсия « Живая и неживая природа вокруг нас»-1 ч


Глава 1 . Клеточное строение организмов- 7 ч


Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Устройство увеличительных приборов. Строение клетки.. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Ткани.

Лабораторная работа №1 « Устройство светового микроскопа и правила работы с ним»

Лабораторная работа №2 « Строение клетки кожицы лука под микроскопом. Пластиды в клетках эладеи»

Лабораторная работа №3 « Ткани. Виды, особенности строения»


Глава 2. Царство Бактерии- 3 ч


Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии и болезни.

Демонстрация: Строение бактерии картофельной палочки.

Глава 3. Царства Грибы- 6 ч


Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы- паразиты.

Лабораторная работа №4 «Строение шляпочных грибов»

Лабораторная работа №5 «Определение съедобных и ядовитых шляпочных грибов»

Лабораторная работа №6 « Плесневые грибы и хлебные дрожжи»


Глава 4. Царства Растения - 11 ч

Разнообразие, распространение и значение растений. Водоросли. Лишайники. Мхи. Плауны, хвощи, папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные, или цветковые растения. Происхождение растений. Этапы развития растительного мира.

Лабораторная работа №7 « Строение хламидоманады как одноклеточной зеленой водоросли»

Лабораторная работа №8 « Особенности внешнего строения мха кукушкина льна ( сфагнума)».

Лабораторная работа №9 « Строение папоротника»

Лабораторная работа №10 « Строение хвои и шишек хвойных. Многообразие голосеменных»

Лабораторная работа №11 « Внешнее строение цветкового растения»

Практическая работа «Определение растений по отделам»»


Итоговое обобщение курса - Контрольная работа 1 - 1 ч

Резерв –1 час

Раздел III. Тематическое планирование

урока

Тема урока

Введение (6ч.)

1

Биология- наука о живой природе

2

Методы исследования в биологии

3

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.

4

Экскурсия «Разнообразие живой природы»

5

Среды обитания организмов

6

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Клеточное строение организмов- 7 ч

7

Устройство увеличительных приборов . Л.Р №1

8

Строение клетки. ЛР №2

9

Химический состав клетки

10

Жизнедеятельность клетки, ее деление, рост. Л.р. № 3

11

Ткани Л.р. № 4

12

Повторение

13

Повторение

Царство Бактерии- 3ч

14

Строение и жизнедеятельность бактерий.

15

Роль бактерий в природе и жизни человека

16

Бактерии и болезни

Царство Грибы-6 ч

17

Общая характеристика грибов

18

Шляпочные грибы. ЛР №5

19

Съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

20

Плесневые грибы. Дрожжи. ЛР № 6

21

Грибы-паразиты

22

Повторение

Царство Растения – 11ч

23

Разнообразие, распространение и значение растений

24

Водоросли. ЛР №7

25

Многообразие споровых растений, их значение в природе и жизни человека

26

Лишайники

27

Мхи ЛР №8

28

Плауны, хвощи, Папоротники.

ЛР №9

29

Голосеменные

30

Многообразие голосеменных ЛР №10

31

Покрытосеменные, или Цветковые.

32

Происхождение растений.

33

ПР №1 « Определение растений по отделам»

34

Итоговое обобщение курса.

35

Повторение