Конспект урока по биологии на тему Химический состав клетки.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Неретина К.К.

Дата _____. Предмет: Биология

Класс: 5в класс. Тип урока: Изучения новых знаний (технология деятельностного метода).

Технологическая карта обобщения темы: «Химический состав клетки».

Обучающие: Повторить строение растительной клетки плоские; изучить особенности химического состава клетки.

Развивающие: продолжить развитие логического мышления, способствовать развитию у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, используя прием «знаю, хочу узнать, узнал»;умений обобщать делать выводы, прогнозировать, выражать мысли в словесной форме.

Воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Формировать УУД:

Предметные результаты: Находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие биологические объекты, физиологические процессы протекающие в одной клетке организма. Знать основные классы органических и неорганических веществ.

Личностные результаты: Воспитание чувство гордости за российскую биологическую науку. Понимание важности ответственного отношения к обучению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; признание учащимися прав каждого на собственное мнение; проявление готовности к самостоятельным поступкам и действиям на благо природы; умение отстаивать свою точку зрения; критичное отношение учащихся к своим поступкам, осознание ответственности за их последствия.

Познавательные УУД Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации.

Регулятивные УУД. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели .Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Коммуникативные УУД. самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами


Планируемые результаты

Личностные: Умения проводить самооценку на основании критерия успешности учебной деятельности

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение ( Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах работы в группе (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, раздаточный материал, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Белки, жиры, углеводы, микроэлементы и макроэлементы.

Межпредметные связи

химия, экология.

Ресурсы урока:


учебник, презентация, раздаточные таблицы.

Организация пространства

Индивидуальная, парная .


Технология проведения

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап.

Организовывает актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности

Громко прозвенел звонок – начинаем наш урок. Наши ушки на макушке, слушаем, запоминаем, ни минутки не теряем.


Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку

КУУД

Мотивация к учебной деятельности.


Создает условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Начнем урок, предлагаю пожелать удачи друг другу на уроке (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); Девиз нашего урока: « Учителя на уроке поменьше, а самостоятельности на уроке больше!». (Слайд №1)


Мотивация друг друга на урок



КУУД



ПУУД

Построение проекта выхода из затруднения


Согласовать и зафиксировать цель и тему урока; организовать составление совместного плана действий.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии.

Итак, сейчас я хочу вам показать опыт. Внимание!

    1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое.

А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) 

Какие Вы молодцы! Все знаете!

Ребята, Вы, наверно не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». На мой взгляд, это утверждение не совсем точное, поскольку химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Верно.

Теперь ответь еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

Все живые организмы состоят из (клеток). ( слайд 2)


-А теперь давайте определим тему и цель нашего урока. Подумайте и обсудите в течении 1 минуты со своим соседом по лицу о чем же идет речь и запишите в своих индивидуальных листах.

Тема: «химический состав клетки».

Цель: Получить общее представление о химическом составе клетки.

( слайд №3).








Высказывают свои варианты ответов ( произошло превращение)











(версии детей)



Определяют тему урока, цель урока, ставят задачи. С помощью учителя проговаривают название следующего этапа




РУУД

КУУД

Реализация построенного проекта. «Открытие нового знания»


Организует подводящий диалог.

















Создает проблемную ситуацию.

Задание№1. ( слайд №4)

- Подумайте и заполните 1 столбик, что вам известно о клетке. (заполняем 1 столбик табл.)

- Что хотели бы узнать? (заполняем 2-ой столбик табл.)

- Третью графу заполнить в конце урока.




-Ребята, прежде чем перейти к цели нашего урока, давайте еще немного повторим. Для этого выполним задание №2 в ваших листах. ( слайд №5).

Молодцы, вот мы и повторили. А теперь давайте перейдем к новой теме Химический состав клетки.

Все клетки живых организмов состоят из тех же хим.элементов, что входят и в состав объектов неживой природы. Но распределение этих элементов неравномерно. Так, около 98 % от массы любой клетки приходится на : углерод, водород, кислород и азот. Около 2% массы клетки приходится на: калий натрий,кальций, хлор,магний,железо, фосфор.серу.

Химические элементы соединяясь между собой образуют вещества. А какие именно мы сейчас разберемся. Для этого выполним задание № 3 (слайд №6) .Заполнить схему.













-А теперь проведем небольшую Физкультминутку.

Отвечают на вопрос. Беседа. Выполняют задание. Заполняют таблицу. Выполняют задание №1. Заполняют колонки таблицы


Химический состав клетки

 




Выполняют задание №2.














Выполняют задание №3. Заполните схему «Вещества клетки».

















ЛУУД

РУУД

КУУД

ПУУД

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи



Тренировка способностей к сравнительному анализу. Организует повторение.



Мы уже выяснили, какие вещества есть в клетке. Теперь давайте разберемся для чего они нужны. Для этого выполним задание №4. Определите роль неорганических веществ.

С неорганическими веществами разобрались. А теперь проведем несколько опытов, которые докажут наличие в клетке органических веществ.


Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Проделаем еще один опыт

Б) Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержится крахмал, который синеет при действии йода)

Роль углеводов в клетке: Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.


Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)




Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)


Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?





Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются).

 Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина(глютен). Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.



Задание 5.( дополнительно) 3.Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала. ________________________

2.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля. ______________________________

3.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.______________________

4.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли. ___________________________

5.К какой группе веществ относятся нуклеиновые кислоты ._________________________________









Работа с текстом учебника стр.40-41.

















Выполняют опыт№1Определение крахмала



ЛУУД, КУУД

,РУУД

ПУУД

Рефлексия учебной деятельности на уроке



Зафиксировать достижение поставленных целей; оценить собственную деятельность на уроке и деятельность класса; обсудить домашнее задание

Мы переходим к последнему этапу - подводим итог работы

-Оцените свою деятельность на уроке

-Заполните третий столбик в таблице

(слайд№7)

Домашнее задание: П. 8 читать. Письменно ответить на вопрос: Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»? (слайд №8)


Заполняют 3 столбик задания №1. Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку.

РУУД

ЛУУД