Рабочая программа по дисциплине Экология для студентов 1курса СПО

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

__________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАЛМЫЦКИЙ ФИЛИАЛ




УТВЕРЖДАЮ

Директор Калмыцкого филиала МГГЭУ

Айдарова Г.П.

«_____» _______________20__ г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


БД. 10 «Экология»


по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах



квалификация техник – программист














Элиста, 2016г.


ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой комиссией естественнонаучных и математических дисциплин Протокол №______

от «______»___________2016 г.



Председатель ПЦК

______________/ Ц.Ю. Катрикова/

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02. 03 Программирование в компьютерных системах





Заместитель директора по учебно-методической работе

______________/ В.В. Новгородова/



Составитель: Болдырева А.Ю. , высшая квалификационная категория, преподаватель


Рецензенты: Катрикова Ц.Ю, высшая квалификационная категория, преподаватель


Асархинова Е.Б., высшая квалификационная категория, преподаватель, БПОУ РК «ЭПТК»

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочеЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭКОЛОГИЯ»


    1. Область применения программы: Рабочая программа учебной дисциплины "Экология" является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы: Учебная дисциплина "Экология" относится к дисциплинам естественнонаучного и математического цикла обязательной части циклов ППССЗ.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

-выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.





1.4. Использование часов вариативной части ППССЗ

п/п

Дополнительные знания, умения

, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу







1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часа; самостоятельной работы обучающегося 18 часов.









2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:


практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

знакомство с учебной литературой, исследовательская работа, выполнение домашних заданий, решение задач, индивидуальные творческие задания, подготовка сообщений, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, подготовка докладов, разработка презентаций.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«ЭКОЛОГИЯ»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4


Тема 1. Введение

Содержание учебного материала

3/2


1. Введение

2

1

Самостоятельная работа: знакомство с учебной литературой.

1



Тема 2. Экология как научная дисциплина

Содержание учебного материала

9/6



1.


2.




Общая экология. Среда обитания и факторы среды. Общие закономерности действия факторов среды на организм. Популяция. Экосистема. Биосфера.

Социальная экология. Предмет изучения социальной экологии. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. Демография и проблемы экологии. Природные ресурсы, используемые человеком. Понятие «загрязнение среды».

Прикладная экология. Экологические проблемы: региональные и глобальные. Причины возникновения глобальных экологических проблем. Возможные способы решения глобальных экологических проблем.



2



2






1,2



1,2






Практическое занятие:

Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося.



2

3

Самостоятельная работа: знакомство с учебной литературой, работа с интернет ресурсами, подготовка сообщений.


3



Тема 3. Среда обитания человека и экологическая безопасность


Содержание учебного материала

18/12


1.




2.



3.






4.



5.

Среда обитания человека. Окружающая человека среда и ее компоненты. Естественная и искусственная среды обитания человека. Социальная среда. Основные экологические требования к компонентам окружающей человека среды. Контроль за качеством воздуха, воды, продуктов питания.

Городская среда. Городская квартира и требования к ее экологической безопасности. Шум и вибрация в городских условиях. Влияние шума и вибрации на здоровье городского человека.

Экологические вопросы строительства в городе. Экологические требования к организации строительства в городе. Материалы, используемые в строительстве жилых домов и нежилых помещений. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства. Дороги и дорожное строительство в городе. Экологические требования к дорожному строительству в городе. Материалы, используемые при дорожном строительстве в городе. Их экологическая безопасность. Контроль за качеством строительства дорог.

Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации. Современные способы переработки промышленных и бытовых отходов.

Сельская среда. Особенности среды обитания человека в условиях сельской местности. Сельское хозяйство и его экологические проблемы. Пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

2




2




2




2




2

1,2




1,2




1.2




1,2




1,2



Практическое занятие:

Описание жилища человека как искусственной экосистемы.



2

3

Самостоятельная работа: подготовка докладов, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, подготовка сообщений, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.


6



Тема 4. Концепция устойчивого развития


Содержание учебного материала

12/8


1.




2.



3.

Возникновение концепции устойчивого развития. Глобальные экологические проблемы и способы их решения. Возникновение экологических понятий «устойчивость» и «устойчивое развитие». Эволюция взглядов на устойчивое развитие. Переход к модели «Устойчивость и развитие».

«Устойчивость и развитие». Способы решения экологических проблем в рамках концепции «Устойчивость и развитие». Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости, их взаимодействие и взаимовлияние.

Экологические след и индекс человеческого развития.


2



2



2


1,2



1,2



1,2

Практическое занятие:

Решение экологических задач на устойчивость и развитие.


2

3

Самостоятельная работа: подготовка докладов, выполнение домашних заданий, подготовка сообщений, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий, разработка презентаций.


4




Тема 5. Охрана природы


Содержание учебного материала


12/8



1.






2.




Природоохранная деятельность. История охраны природы в России. Типы организаций, способствующих охране природы. Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. Особо охраняемые природные территории и их законодательный статус. Экологические кризисы и экологические ситуации. Экологические проблемы России.

Природно-территориальные аспекты экологических проблем. Социально-экономические аспекты экологических проблем.

Природные ресурсы и способы их охраны. Охрана водных ресурсов в России. Охрана почвенных ресурсов в России. Охрана лесных ресурсов в России. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов и водных биоценозов).


2






2


1,2






1,2



Практическое занятие:

Сравнительное описание естественных природных систем и агроэкосистемы.

Экскурсия:

Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося.


2


2

3


3


Самостоятельная работа: исследовательская работа, подготовка докладов, выполнение домашних заданий, работа с интернет ресурсами, подготовка сообщений, рефератов, индивидуального проекта с использованием информационных технологий.


4


Всего

54/36


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)









3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета химии и биологии.


Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол;

- учебно-наглядные пособия по экологии;


Технические средства обучения:

- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, ПК.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, интернет – ресурсов.

3.2.1. Основные источники:


1. Общая экология Гальперин М, Изд. «Форум», 2012 г.

2. Колесников, С. И. Экологические основы природопользования: учебник / С. И. Колесников. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.


3.2.2. Дополнительные источники:


  1. Константинов, В.М. Экологические основы природопользования: учеб. пособие / Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд. центр «Академия», 2014г.

  2. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования: учеб.пособие для студентов сред.проф. образования / Э.А. Арустамов, И.В Левакова., Н.В. Баркалова. – 5-е изд. перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2012г.

  3. Трушина Т.П. Экологические основы природопользования: учебник для средне-специальных учебных заведений / Т.П.Трушина. – 5-е изд. перераб. – Ростов на Дону: «Феникс», 2013г.








4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения различных форм учебных занятий.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

Умения:

-анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности;

-анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф;

-выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

-определить экологическую пригодность выпускаемой продукции;

-оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.


ОК 1 - 9


Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы



Текущий контроль в форме:

- устного опроса;

- тестирования;

- практических занятий;

- творческих проектов.


Дифференцированный зачет по дисциплине.


Знания:

-виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

-задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

-принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производств;

-принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности.