Технологическая карта урока Голосеменные растения (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тема

Голосеменные растения.


Цель

Ознакомление с голосеменными растениями


Тип урока

Урок общеметодологической направленности


Технологии

Здоровье - сбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, групповой деятельности, интерактивные


Решаемая проблема

Почему голосеменные растения относят к группе высших растений?

Почему голосеменные растения получили свое название?

В чем преимущество семенного размножения перед размножением при помощи спор?


Виды деятельности

Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к систематизации и структурированию изученного предметного содержания. Развитие у учащихся навыков структурирования и систематизации содержания параграфа; умения устанавливать причинно-следственные связи. Заполнять сравнительные таблицы, делать описания, давать характеристики биологических объектов: индивидуальное заполнение сравнительной таблицы при консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой в парах; индивидуальное выполнение тестовых заданий с последующей взаимопроверкой в парах; промежуточное тестирование по темам «Водоросли», «Лишайники», «Споровые растения»

Планируемые результаты


Предметные

Научиться характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым

Метапредметные

Познавательные: работать с текстом; структурировать учебный материал; сравнивать изучаемые объекты и делать выводы на основе сравнения.

Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: воспринимать информацию на слух; отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения


Личностные

Формирование познавательного интереса к изучению биологии;

Формирование представления о голосеменных как о высших семенных растениях.

Умения эстетически воспринимать объекты природы, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе

Средства обучения

Учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение.

Домашнее задание

§22 учить, ответить на вопросы, Р-73






Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (создание проблемной ситуации)

Здравствуйте, давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся.

Определите по описанию 1.Эти растения длинный ползучий побег. Летом на прямостоячих побегах развиваются спороносные колоски (плауны). 2. Весной у растений появляются бурые побеги со спороносными колосками, а летом они зеленые и содержат хлорофилл (хвощи) 3. Под листьями в маленьких бурых бугорках созревают споры (папоротники)



- вступают в диалог с учителем, выполняют задания

- предлагают свои версии


Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Почему плауны, хвощи, папоротники относятся к высшим споровым растениям?

Работа по карточкам разного уровня

1.По рисункам определите виды растений 2. Как называются листья папоротника?_____________________ 3. Где развиваются споры у папоротника?___________________ 4. Где развиваются споры у плауна?________________________ 5. Где развиваются споры у хвоща?_________________________

Значение плаунов, хвощей, папоротников. 1.Из древних древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля. Назовите их (плаунов, хвощей, папоротников) 2.Споры этого растения использовали при изготовлении детской присыпки. (Плаун) 3.Он является сорняком полей с повышенной кислотностью почв. (Хвощ) 4.Его побеги содержат много кремнезёма и раньше использовались при полировке металлических изделий. ( Хвощ) 5.В некоторых районах нашей страны употребляют в пищу его весенние побеги ( Хвощ)



Работают индивидуально.

Выбирают задания определенного уровня сложности.

Проверяют работу по эталону









- вступают в диалог с учителем, выполняют задания

- предлагают свои версии

Этап выявления места и причины затруднения

Анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Посмотрите на эти растения (фото вечнозеленых растений). Попробуйте найти здесь ель? Делаются предположения, но однозначно правильного ответа нет.

Возникает проблемная ситуация схожести нескольких групп растений. Называются все растения на фото… Как можно сформулировать тему урока?

Зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).



Предлагают и согласуют тему урока, которую учитель может уточнить

Этап построения проекта выхода из затруднения

Постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Какова цель нашего урока?

Зная тему урока, мы можем определить проблему?

Почему голосеменные относят к группе высших растений?

Почему голосеменные растения получили свое название?

В чем преимущество семенного размножения перед размножением при помощи спор?


- вступают в диалог с учителем, выполняют задания

- предлагают свои версии

Этап реализации построенного проекта

На проекторе изображения. Определите по картинкам изображения.



Маршрутный лист Группа№1 Дайте характеристику сосны по опорным словам (стр.120) Группа№2 Дайте характеристику ели по опорным словам (стр.122) Группа№3 Дайте характеристику лиственницы по опорным словам (стр.122)

- работают над решением учебной задачи

- предлагают свои варианты ответов

-работают с учебником - выполняют задания на маршрутных листах

- фиксируют итоги работы

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

- лидеры групп озвучивают результаты групповой работы.

- другие группы заполняют маршрутные листы

- делают выводы о полноте и правильности изученного материала, сравнивают с изложенным в учебнике

Этап включения в систему знаний и повторения

Решение тестовых заданий в специальной тетради

Выполняют задания и вывод.

Этап рефлексии

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

Сегодня я узнал… Мне было интересно… Мне было трудно…

Дом. задание

§22 учить, ответить на вопросы, Р-73. Ответить на вопросы.