Урок биологии в 8 классе по теме «Движение крови по сосудам»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок биологии в 8 классе по теме «Движение крови по сосудам»


Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний


Цели учебного занятия:


- обучающая:

формирование знаний о причинах движения крови по сосудам, закономерностях изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах, давлении крови и о перераспределении её в организмев зависимости от функционирования органов;

- развивающая:

развитие умений анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, работать с текстом учебника, владения устной

речью, работать в парах;

- воспитывающая:

воспитание потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании.


Прогнозируемые результаты:


- Предметные:

ученик будет знать:

- путь крови по кругам кровообращения;

- строение органов кровообращения в связи с их функциями;

- закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах;

- причины движения крови по сосудам;

ученик будет уметь:

- различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония», «артериальное кровяноедавление», «систолическое давление», «диастолическое давление».

- проводить наблюдения за состоянием собственного организма и объяснять их результаты;

- определять пульс и подсчитывать частоту сердечных сокращений;

- измерять артериальное давление;

- оценивать последствия влиянияфакторов риска на здоровье человека; - объяснять зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов.

Метапредметные:

у ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

- регулятивные

- умение владения основами самоконтроля и самооценки;

- коммуникативные

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

- умение использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;

- познавательные

- умение самостоятельно формулировать проблему в классной учебной деятельности;

- умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, причинно- следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;

- умение применять знаки, символы и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение использовать дополнительные источники информации;

Личностные:

- самоопределение

- развитие способности адекватно оценивать себя и свои достижения;

- развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении;

- смыслообразование

- знание основ здорового образа жизни;
- формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение собственного организма;

- формирование интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).

- нравственно- этическое оценивание

- развитие способности к оценке своих действий и действий других учащихся с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.


Используемые технологии: технология проблемного изложения материала,исследовательской деятельности, информационные технологии.


Информационно-технологические ресурсы

  1. А.Г. Драгомилов и Р.Д. Маш «Биология :Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.Москва, Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г.

  2. Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. 8 кл. Методическое пособие.Москва, Изд. центр «Вентана - Граф», 2011г.

  3. Биология. Человек. CD-ROM. 8 кл.

  4. мультимедийный проектор, компьютер.


Средства обучения: инструктивные карточки; карточки с тестами; слайды с заданиями, вопросами, схемами; таблица «Круги кровообращения», секундомер, линейки, тонометр.






ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


Планируемый

результат

Организационный

Проверка подготовленности

класса к занятию,

раскрытие цели и сообщение темы занятия


Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Проверяет готовность класса к занятию, отмечает в журнале отсутствующих уч-ся, сообщает тему и цель занятия

Слушают, настраиваются на восприятие материала урока, записывают тему занятия

Внешний контроль

Принимать цели учебного занятия

Актуализация знаний и умений


Подготовка уч-ся

к восприятию

нового учебного

материала,

обеспечение условий для

развития

мотивации

учебной

деятельности


Регулятивные УУД:

умение владения

основами самоконтроля и самооценки

Познавательные УУД:

умение создавать схемы для решения познавательных задач


Вступительное слово учителя.

Предлагает вспомнить путь крови в организме человека и выполнить следующее задание: Какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки?

Демонстрирует слайд.


Рисуют схему, условно обозначая

руку, ногу, легкие, сердце, сосуды. Артериальную кровь - красным цветом, а венозную – синим.


Самоконтроль выполнения задания

Описывать путь крови по кругам кровообращения, понимать сущность процесса транспорта веществ в организме

Изучение нового материала


Обеспечение

восприятия,

осмысления и

первичного

запоминания

учащимися

изучаемого

материала

Познавательные УУД:

умение самостоятельно формулировать проблему в классной учебной деятельности.


Создает проблемную ситуацию

Формулируют проблему, выдвигают гипотезу

Индивидуальный

Принимать и сохранять цели учебного занятия




Познавательные УУД:

умение устанавливать аналогии

Организует деятельность уч-ся по разрешению проблемы.

Просит привести примеры движения жидкости, с которыми учащиеся уже встречались в курсе биологии.

Приводят примеры движения воды, минеральных и органических веществ по сосудам и ситовидным трубкам растения.

Индивидуальный

Устанавливать связи вновь приобретаемых знаний с уже имеющимися знаниями по предмету





Познавательные УУД:

умение использовать дополнительные источники информации

Коммуникативные

УУД:

умение владения устной речью


Констатирует факт, что во всех случаях действуют одни и те же законы движения жидкости, которые изучаются в курсе физики.

Сообщение ученика, который подготовил его к уроку, консультируясь с учителем физики.

Индивидуальный

Применять знания одного предмета при усвоении материала другого



Познавательные УУД:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения;

давать определение понятиям на основе изученного на физике учебного материала



Коммуникативные

УУД:

умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками

Опираясь на законы физики, ведет проблемный побуждающий диалог по разрешению поставленной проблемы.

Для движения крови по сосудам необходима энергия, создающая давление. Выясним, откуда она берется и на что расходуется? Что же такое кровяное давление?

Демонстрирует слайд.


Высказывают свои суждения, аргументируя их. Делают записи в тетради.

Индивидуальный

Объяснять понятие «кровяное давление»




Познавательные УУД:

умение строить умозаключения и делать выводы

Демонстрирует слайд.

Предлагает рассмотреть рисунок и выяснить, как изменяется величина давления крови в различных видах кровеносных сосудов и что является главной причиной движения крови по сосудам

Рассматривают рисунок и выясняют, как изменяется давление крови в артериях, венах и капиллярах. Формулируют вывод.

Делают записи в тетради.

Индивидуальный

Сравнивать величину давления в различных кровеносных сосудах и объяснять одну из причин движения крови



Познавательные УУД:

умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных задач

Коммуникативные

УУД:

умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками

Продолжает вести проблемный побуждающий диалог.

Как и почему изменяется уровень артериального давления крови?

К каким заболеваниям приводит длительное нарушение уровня давления?

Демонстрирует слайд


Высказывают свои суждения, аргументируя их. Рассчитывают свое артериальное давление по формуле, данной в учебнике.

Индивидуальный.


Практическая работа

Различать понятия: «инфаркт» и «инсульт», «гипертония» и «гипотония; понимать, к каким последствиям приводит нарушение важнейших функций организма



Познавательные УУД:

умение строить умозаключения и делать выводы

Демонстрирует уч-ся прибор для измерения артериального давления - тонометр и знакомит уч-ся с принципом его работы. Измеряет давление у одного из учеников.


Сравнивают полученные при расчете результаты с фактическими данными. Объясняют их разницу.

Индивидуальный

Различать понятия «систолическое» и«диастолическое» давление;

уметь измерять артериальное давление;

объяснять причины несоответствия реального и расчетного давления



Познавательные УУД:

умение извлекать необходимую информацию из текста

Проблемный побуждающий диалог.

Что такое пульс?

Как можно доказать, что пульс зависит от колебаний стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет?


Читают материал учебника, делают записи в тетради. По описанию, данному в учебнике, проводят опыт «Пульс и движение крови».

Фиксируют результаты наблюдений, делают выводы





Практическая работа

Определять пульс и подсчитывать частоту сердечных сокращений;

объяснять

процессы, происходящие в собственном организме;




Познавательные УУД:

умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы



Демонстрирует слайд.

Координирует работу учащихся.

Ведет проблемный побуждающий диалог.

Опираясь на законы физики, предлагает выяснить причины различной скорости крови в артериях, венах и капиллярах.

Определяют скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа большого пальца руки. Сравнивают полученные данные со скоростью движения крови в других кровеносных сосудах. Высказывают свои суждения, аргументируя их. Формулируют вывод.

Делают записи в тетради.



Практическая работа

Объяснять

закономерности изменения скорости кровотока в различных кровеносных сосудах



Познавательные УУД:

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы


Демонстрирует слайд.

Продолжает вести диалог с уч-ся.

Как кровь распределяется в организме?

Куда будет идти приток крови, если человек обедает, делает зарядку? Известно, что во время сна количество крови в головном мозге уменьшается на 40%. Почему взволнованный человек не может уснуть?

Объясняют опытфранцузского исследователя Моссо.

Высказывают свои суждения.

Формулируют вывод.



Индивидуальный

Объяснять зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов



Познавательные УУД:

умения делать обобщения

Проблемный диалог.

Предлагает назвать возможные причины движения крови.

Демонстрирует слайд.

Высказывают свои суждения.

Формулируют общий вывод.

Делают записи в тетради.

Индивидуальный

Называть возможные причины движения крови


Закрепление знаний


Установление качества первичного усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных представлений и их коррекция

Коммуникативные

УУД:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками

Предлагает выполнить тестовое задание, заполнить пропуски в предложенном тексте и обсудить его в парах


Ученики выполняют письменное задание.

Проводят анализ его выполнения.



Тестовое задание.

Взаимоконтроль выполнения задания в парах

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников

Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания


Познавательные УУД:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительных информационных

источников.

Информирует уч-ся о домашнем задании, проводит инструктаж по его выполнению.

§ 19. Зад. 69 в рабочей тетради.Решите биологическую задачу: «Расположите в порядке увеличения кровяного давления следующих животных: жирафа, курицу, лягушку, собаку и муравья. Свой ответ объясните»

Слушают учителя, записывают домашнее задание.


Внешний контроль

Оперировать фактическим материалом


Подведение итогов занятия

Качественная оценка работы класса и отдельных учащихся

Регулятивные УУД:

Умение оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.

Совместно с уч-ся подводит итог занятия


Выставляют оценки в дневник

Внешний контроль

Самоутверждение детей в успешности


Рефлексия

Мобилизация учащихся на самооценку


Регулятивные УУД:

умение осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.


Организует рефлексию.

-Какие чувства и ощущения возникали у меня во время выполнения заданий?

-Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания? Как их удалось преодолеть?

- Лучше всего у меня сегодня получилось….., потому что …..

Оценивают свою учебную деятельность.

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Самоконтроль

Оценивать собственную деятельность