Бинарный урок Корень как значимая часть растения и слова

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Обобщающий интегрированный урок (биология и русский язык)

«Корень как значимая часть растения и слова».

I. Актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для осуществления многоаспектного анализа.

Приветствие, отсутствующие, информация о совместном уроке, деление на группы.

-Какой теме может быть посвящен совместный урок биологии и русского языка? (приложение 2, слайд 1)

II. Проблематизация и постановка исследовательских задач

Тема нашего урока - «Корень как значимая часть растения и слова».

Цель нашего урока - формирование навыка многоаспектного анализа предмета исследования на примере интеграции знаний, полученных на уроках биологии и русского языка.

-Какой предмет исследования будем анализировать? Знания каких учебных предметов будем использовать для анализа? Что по - вашему означает — многоаспектный анализ, что будем рассматривать у корня?( строение, значение, применение) (приложение 2, слайд 2)

III. Творческое обобщение материала по теме «Корень как значимая часть растения и слова».

-Что такое корень? Попробуйте ответить на этот вопрос и с точки зрения биологии и русского языка.

(РЯ — значимая часть слова, содержащая ядро лексического значения слова

Б — вегетативный орган растения, значимая часть растения) (приложение 2, слайд 3)

-Давайте выясним, почему корень является значимой частью и растения и слова. Для этого мы будем работать по группам.

-Каждая группа ищет на столе задание 1, и в течение 2 минут работает с этим заданием, затем мы все вместе слушаем ответы.


Доказательства значимости корня.

Задание 1 (биология).

1 группа. Назовите функции корня.

-удержание растения в почве

-запас органических веществ

-всасывание воды и растворимых минеральных веществ из почвы

-место жительства азотофиксирующих бактерий

2 группа. Докажите, что без корня растение существовать не может.

Задание 1 (русский язык).

3 и 4 группы. Из данных морфем составьте слова. Кто больше?

-адрес-, ек-, -н-, -ден-, -овраж-, -ый, -б-, -а, -друж-, -кось-, -служ-, -ходь-, -дед-, -ов-, -ск-, -ий, -изн-, -бел-, -нов-, -ключ-, -плащ-, -шкаф-, -хвост-, -ик-, -ист-, -гитар-, -журнал-, -юмор-, -фигур-, -оват-, -страш-, -труд-, -холод-,-ок-

-Без какой морфемы не может быть слова?

-Мы доказали, что корень- значимая часть растения и слова, рассмотрев биологические функции корня и лексическое значение слова.

-Продолжаем анализировать корень. Может ли корень растения и слова изменяться, может ли иметь разные модификации? Предлагаем вам вспомнить, как и для чего корень изменяется?

Вновь работаем по группам, задание 2. (3 минуты)






Модификация

(видоизменение) корней.


Задание 2 (русский язык)

1 и 2 группы.

Выпишите родственные слова столбиками

Бороться, светило, смириться, дворняга, мириться, подгорелый, горняк, борьба, придворный, свет, предгорье, побороть, мирный, горный, светляк, борец, гора, надворный, светить, примирить, подгорный, протереть, светлый, дворовый, светильник, двор, загорать, замирать, загар, расти, растение, росток, произрастать, заросли, срастись, заря, зорька, подбирать, подберу, умирать, умереть, замереть, протирать. (приложение 2, слайд 4)

Задание 2 (биология)

3 группа. Вспомните, какие корни могут иметь растения?

Назовите видоизмененные корни свеклы, плюща, баньяна и орхидеи.

Для чего видоизменились корни этих растений?

Какие корни видоизменились?


4 группа. Вспомните, какие корни могут иметь растения?

Назовите видоизмененные корни пандана, ивы, георгина и бобовых растений.

Для чего видоизменились корни этих растений?

Какие корни видоизменились?

(приложение 2, слайд 5)

-А для чего корень видоизменяется? Скажите, видоизменяясь или модифицируясь корень, теряет свое назначение? Он остается значимой частью?

-Теперь давайте вспомним, что образует совокупность корней у растений и слов?(корневая система, однокоренные слова). (приложение 2, слайд 6)

Переходим к следующему заданию — анализу 3.

Совокупность корней

Задание 3 (русский язык)

3 группа. Составьте гнездо из однокоренных слов с данным корнем

(см. образец) (приложение 2, слайд 7)

солнце

4 группа. Составьте гнездо из однокоренных слов с данным корнем

(см. образец) (приложение 2, слайд 7)


вода


Задание 3 (биология)

1 группа. Среди гербарных экземпляров найдите растения с мочковатой корневой системой. Докажите, что эта система мочковатая.

2 группа. Среди гербарных экземпляров найдите растения со стержневой корневой системой. Докажите, что эта система стержневая. (приложение 2, слайд 8)

Растения без корней


-А вот теперь проблемный для вас вопрос. Может ли слово, растение не иметь корня вообще? (приложение 2, слайд 9)

-Обратите внимания на экран — омела, петров крест, повилика, заразиха — все эти растения не имеют корней. Также есть слова, которые не имеют корня. Попробуйте выполнить 4 задание- анализ, которое дано у вас на столе.

Задание 4 (биология)


1 группа. Омела, петров крест, повилика, заразиха — растения, которые не имеют корней. Где они могут поселяться, какие органы они будут использовать вместо корня?

2 группа. Омела, петров крест, повилика, заразиха — растения, которые не имеют корней. Вместо корня они используют другие органы, для чего?


Задание 4 (русский язык)

3 и 4 группы. Разберите слова по составу по образцу:

Использование

Основа слова

окончание

приставка

корень

суффикс

Ис-

-польз-

-ов-, -ани-



Вооруженный, второстепенный, выламывать, заманчивый, обучение, переподготовка, последовательность, предназначение, приблизительный, рассказывают, застежка, расстегнуть, переборщить, отбавить, отбояриться, вынуть. (приложение 2, слайд 10)

Какую особенность вы заметили? (отсутствие корня). Где концентрируется лексическое значение слова в таком случае?

-Во всех ли словах лексическое значение сосредоточено в корне?

IV. Рефлексия

-Итак, мы с вами осуществили многоаспектный анализ корня используя знания биологии и русского языка, какой бы вывод вы сделали из этого анализа? Попробуем составить синквейн.

КОРЕНЬ

БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЛЕКСИЧЕСКИЙ

ФОРМИРУЕТ УДЕРЖИВАЕТ СОСТАВЛЯЕТ

КОРЕНЬ КАК ЗНАЧИМАЯ ЧАСТЬ РАСТЕНИЯ И СЛОВА

ОСНОВА


-В какой области знаний, жизни мы можем еще встретиться с корнем?

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете эту фразу?

- Попробуем ощущения от сегодняшнего урока выразить в форме

синквейна (приложение 2, слайд 11)


Домашнее задание.

Написать сочинение рассуждение на тему «Корень — основа всего»

(приложение 2, слайд 12)