Рабочая программа по биологии к учебнику И.Н.Пономаревой 6 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе примерной рабочей программы по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по биологии к учебнику для 6 класса общеобразовательной школы авторов И.Н.Пономаревой, В.С.Кучменко, О.А.Корниловой (М.:Вентана – Граф, 2016); согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком школы на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по биологии для 6 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 6 часов отведено на проведение лабораторных работ, 2 часа на контрольные работы и 1 час на проведение промежуточной аттестации.

В рабочей программе по биологии для 6 класса в полном объеме, без изменений количества часов представлены все дидактические единицы, предусмотренные примерной рабочей программой по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Биология. 6 класс./Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Под ред. Пономаревой И.Н. - М.: Вентана-Граф, 2016.

Последовательность изучения и структурирование учебного материала по биологии для 5 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплектом.


2. Содержание учебного предмета «биология»

6 класс (35 часов)


Наука о растениях – ботаника (4 ч)

Растения как составная часть живой природы. Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Внешнее строение растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Ткани и их функции в растительном организме.

Органы растений (9 ч)

Семя. Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений.

Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Понятие о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа

«Изучение строения семени фасоли».


Корень. Связь растений с почвой. Корневые системы растений. Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми им функциями. Рост корня. Видоизменения корней. Экологические факторы, определяющие рост корней растений.

Лабораторная работа

«Строение корня проростка».


Побег. Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев. Внутреннее строение и функции листьев. Видоизменения листьев. Испарение воды листьями. Роль листопада в жизни растений.

Стебель – осевая часть побега. Разнообразие побегов. Ветвление побегов. Внутреннее строение стебля. Рост стебля в длину и в толщину. Передвижение веществ по стеблю. Отложение органических веществ в запас. Видоизменения побегов: корневище, клубень, луковица; их биологическое и хозяйственное значение.


Лабораторные работы

«Строение почек».

«Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».


Цветок. Образование плодов и семян. Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Образование плодов и семян. Типы плодов. Значение плодов.

Основные процессы жизнедеятельности растений (6 ч)

Минеральное питание растений и значение воды. Потребность растений в минеральных веществах. Удобрение почв. Вода как условие почвенного питания растений. Передвижение веществ по стеблю.

Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений.

Размножение растений. Особенности размножения растений. Оплодотворение у цветковых растений. Размножение растений черенками — стеблевыми, листовыми, корневыми. Размножение растений укореняющимися и видоизмененными побегами. Размножение растений прививкой. Применение вегетативного размножения в сельском хозяйстве и декоративном растениеводстве. Биологическое значение семенного размножения растений.

Рост растений. Ростовые движения — тропизмы. Развитие растений. Сезонные изменения в жизни растений.

Лабораторная работа

«Черенкование комнатных растений».

Многообразие и развитие растительного мира (12 ч)

Понятие о систематике как разделе науки биологии. Основные систематические категории: царств, отдел, класс, семейство, род, вид. Международные названия растений. Царство растений.

Низшие растения. Водоросли: зеленые, бурые, красные. Среды обитания водорослей. Биологические особенности одноклеточных и многоклеточных водорослей в сравнении с представителями других растений. Пресноводные и морские водоросли как продуценты кислорода и органических веществ. Размножение водорослей. Значение водорослей в природе и жизни человека.

Высшие споровые растения.

Мхи. Биологические особенности мхов, строение и размножение на примере кукушкина льна (сфагнума). Роль сфагнума в образовании торфа. Использование торфа в промышленности и сельском хозяйстве.

Папоротники, хвощи, плауны. Среда обитания, особенности строения и размножения. Охрана плаунов.

Высшие семенные растения.

Голосеменные растения. Общая характеристика голосеменных растений. Размножение голосеменных. Многообразие голосеменных, их охрана. Значение голосеменных в природе и в хозяйственной деятельности человека.

Покрытосеменные растения. Общая характеристика покрытосеменных растений.

Распространение покрытосеменных. Классификация покрытосеменных.

Класс Двудольных растений. Биологические особенности двудольных. Характеристика семейств: Розоцветных, Бобовых (Мотыльковых), Капустных (Крестоцветных), Пасленовых, Астровых (Сложноцветных).

Класс Однодольных растений. Общая характеристика класса. Характеристика семейств: Лилейных, Луковых, Злаковых (Мятликовых). Отличительные признаки растений данных семейств, их биологические особенности и значение.

Историческое развитие растительного мира. Этапы эволюции растений. Выход растений на сушу. Приспособленность Господство покрытосеменных как результат их приспособленности к условиям среды.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дикорастущие, культурные и сорные растения. Центры происхождения культурных растений.

Лабораторная работа

«Изучение строения мхов».


Природные сообщества (4 ч)

Понятие о природном сообществе (биогеоценоз и экосистема). Структура природного сообщества.

Совместная жизнь растений бактерий, грибов и лишайников в лесу или другом фитоценозе. Типы взаимоотношений организмов в биогеоценозах.

Смена природных сообществ и её причины. Разнообразие природных сообществ.



3. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно – ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.




4. Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Дата проведения урока

Тема урока


Элементы содержания


Кол-во часов


Пред-

полаг.

По факту

Раздел «Наука о растениях - ботаника» - 4 часа

1.



Царство Растения. Внешнее строение и общая характеристика растений. Инструктаж по ТБ.



Царства живой природы. Места обитания растений. История использования и изучения растений. Семенные и споровые растения. Наука о растениях — ботаника

1

2.




Многообразие жизненных форм растений.

Представление о жизненных формах растений, примеры. Характеристика отличительных свойств наиболее крупных категорий жизненных форм растений: деревьев, кустарников, кустарничков, полукустарников, трав

1

3.



Клеточное строение растений.
Свойства растительной клетки.

Клетка как основная структурная единица растения. Строение растительной клетки: клеточная стенка, ядро, цитоплазма, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки. Деление клетки. Клетка как живая система. Особенности растительной клетки

1

4.



Ткани растений.


Понятие «ткань». Характеристика особенности строения и функции тканей растений.

Взаимосвязь строения и функций тканей.

Значение тканей в жизни растения.

1

Раздел «Органы растений» - 9 часов

5.



Семя, его строение и значение.



Роль семян в природе, функции частей семени.
Строение зародыша растения.
Сходство проростка с зародышем семени,

стадии прорастания семян. Отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

1

6.



Лабораторная работа 1

«Изучение строения семени фасоли»


Отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений.

1

7.



Условия прорастания семян.

Роль воды и воздуха в прорастании семян.

Значение запасных питательных веществ в прорастании семян.

Зависимость прорастания семян от температурных условий.


1

8.



Корень, его строение и значение.

Лабораторная работа 2

«Строение корня проростка»


Типы корневых систем на рисунках, гербарных экземплярах, натуральных объектах.

Взаимосвязь строения и функций частей корня.


1

9.



Побег, его строение и развитие.

Лабораторная работа № 3

«Строение вегетативных и генеративных почек»

Части побега.

Почка как зачаток нового побега.

Назначение вегетативных и генеративных почек.

Роль прищипки и пасынкования в растениеводстве.

1

10.



Лист, его строение и значение.


Простые и сложные листья. Внутреннее строение листа, его части.

Взаимосвязь строения и функций листа.

Характеристика видоизменения листьев растений

1

11.



Стебель, его строение и значение. Лабораторная работа 4

«Внешнее строение корневища, клубня, луковицы»

Внешнее строение стебля, примеры различных типов стеблей.

Внутренние части стебля растений и их функции.

Определение видоизменения надземных и подземных побегов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

1

12.



Цветок, его строение и значение.


Части цветка на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Функции частей цветка.

Типы соцветий на рисунках и натуральных объектах.

Характеристика значения соцветий

1

13.



Плод. Разнообразие и значение плодов.


Процесс образования плода. Типы плодов их классификация.

1

Раздел «Основные процессы жизнедеятельности растений» - 6 часов

14.



Минеральное питание растений и значение воды.

Значение почвенного питания. Роль удобрений в жизнедеятельности растений.

1

15.



Воздушное питание растений — фотосинтез. Дыхание и обмен веществ у растений


Фотосинтез и его значение. Сравнительная характеристика процессов дыхания и фотосинтеза

1

16.



Размножение и оплодотворение у растений



Типы размножения у растений. Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение.

1

17.



Вегетативное размножение растений и его использование человеком. Лабораторная работа 5

«Черенкование комнатных растений»

Типы вегетативного размножения у растений.

1

18.



Рост и развитие растений.

Характеристика процессов роста и развития у растений.

1

19.



Контрольная работа № 1 «Основные процессы жизнедеятельности растений»


Обобщение и систематизация знаний по теме « Основные процессы жизнедеятельности растений»

1

Раздел «Многообразие и развитие растительного мира» - 12 часов

20.



Систематика растений, её значение для ботаники.


Единица систематики — вид.
Приёмы работы с определителем растений.

Значение систематики растений для ботаники.

1

21.



Водоросли, их многообразие в природе.

Существенные признаки водорослей.

Процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.

1

22.



Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Лабораторная работа 6

«Изучение строения мхов».

Представителей различных групп растений отдела, делать выводы.

Признаки мхов.
Взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

1

23.



Плауны. Хвощи. Папоротники.
Их общая характеристика.



Признаки представителей отдела Папоротниковидные. Их значение в природе и для человека.

1

24.



Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение.

Признаки представителей отдела Голосеменные. Их значение в природе и для человека.

1

25.



Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Признаки представителей отдела Покрытосеменные. Их значение в природе и для человека.

1

26.



Семейства класса Двудольные.

Семейства растений класса Двудольные: Розоцветные, Крестоцветные, Сложноцветные, Бобовые, Зонтичные, Пасленовые

1

27.



Семейства класса Однодольные.

Семейства растений класса Однодольные: Злаковые, Лилейные, Луковые

1

28.



Историческое развитие растительного мира.


Понятие об эволюции живого мира.

Основные этапы эволюции организмов на Земле.

Этапы развития растительного мира.

1

29.



Многообразие и происхождение культурных растений.

Основные признаки различия культурных и дикорастущих растений. Роль человека в появлении многообразия культурных растений.

1

30.



Дары Старого и Нового Света.

Характеристика значения растений в жизни человека.

1

31.



Контрольная работа № 2 «Многообразие и развитие растительного мира»

Обобщать и систематизировать знания по теме

1

Раздел «Природные сообщества» - 4 часа

32.



Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме

Сущность понятия «природное сообщество».

Взаимосвязь структурных звеньев природного сообщества.

Роль круговорота веществ и потока энергии в экосистемах.

Типы природных сообществ родного края.

1

33.



Совместная жизнь организмов
в природном сообществе

Условия обитания растений в разных ярусах природного сообщества.
Черты приспособленности растений к существованию в условиях яруса.
Целесообразность ярусности в жизни живых организмов.

1

34.



Смена природных сообществ и её причины

Причины смены природных сообществ.

Причины неустойчивости культурных сообществ — агроценозов.

Необходимость бережного отношения к природным сообществам.

1

35.



Промежуточная аттестация


1