Программа тьюторского сопровождения одаренных

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зырянская средняя общеобразовательная школа»

Зырянского района




УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________/А.А.Алексеев/

«_____» сентября 2016 г

Приказ №______




ПРОГРАММА

ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

обучающихся

«Подготовка обучающихся к олимпиаде по биологии»



Автор: БИРЮКОВА Т.М., учитель биологии, тьютор Ресурсного центра по работе с одаренными детьми.

Программа рассмотрена на заседании МС: «____» сентября 2016 г (протокол № ______)

Объем программы: 18 часов.

Режим занятий – по графику, с 03.10.2016 по 30.12.2016

Категория слушателей: обучающаяся 10Б класса Мельникова Анастасия.





























Пояснительная записка

Олимпиады – это возможность для ребенка реализовать себя. Уроки и домашние задания не всегда полностью раскрывают потенциал детей, а вот такие события как олимпиады более широко рассматривают спектр вопросов в определенной сфере, что показывает высокий уровень развития ребенка за пределами школьной программы.
Программа тьюторского сопровождения «Подготовка обучающихся к олимпиаде по биологии» является частью программы районного Центра по работе с одаренными детьми «Формула успеха».

Новизна представленной программы заключается в том, что в основе работы лежит тьюторское сопровождение. Главным в работе тьютора является поддержание заинтересованности обучающихся в обучении. Тьютор поддерживает самостоятельность и активность в уточнении темы, цели проекта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности, анализирует перспективы развития и возможности расширения диапазона деятельности; создает условия предъявления результатов работы (публикация, участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах).

Практическая значимость данной работы в том, что представленная программа является актуальной для работы преподавателей биологии. Программа нацелена на расширение знаний обучающихся по биология, на привитие обучающимся навыков к проектно-исследовательской деятельности. Дает возможность преподавателю в содружестве с обучающимися работать на высокие результаты, формировать у обучающихся готовность к продолжению образования.

Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов обучающихся.

Программа рассчитана на дополнительное углубленное изучение биологии в объеме 18 часов.

Таким образом, данная программа актуальна, нова и целесообразна для достижения основных требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Цель программы: координация сопровождающей деятельности, направленная на обеспечение оптимального режима развития интеллектуальных способностей обучающегося, организация подготовки заинтересованных учащихся к олимпиаде по биологии.

Задачи программы:

  1. Расширение знаний обучающегося в области биологии.

  2. Повышение компетентности обучающегося в решении нестандартных задач, задач повышенного уровня.

  3. Обеспечение психологического комфорта обучающегося.


Целевая аудитория программы: слушателями курса могут стать обучающиеся 10-11 классов на добровольной основе, обладающие высоким уровнем подготовки по биологии, наполняемость группы не превышает 15 человек.

Используемые образовательные технологии: обучение основано на практико-деятельностном, компетентностном подходах, ИК-технологии.

Методы работы: частично-поисковый, проблемный.

Формы работы: индивидуальная.

Приемы: семинары, практикумы, консультации.

Средства обучения: технические, наглядные, мультимедийные, учебная литература.

В рамках требований к образовательному результату (ФГОС) данная программа обеспечивает достижение следующих результатов


- Овладение приемами самоорганизации и организации, проявление творческих способностей;

- Применение полученных базовых умений в процессе получения школьного образования, определение дальнейшего обучения, будущей профессиональной деятельности.

- Методика самооценки применения полученных базовых умений в процессе базовых умений в процессе получения школьного образования;

- Методика изучения варианта дальнейшего обучения, будущей профессиональной деятельности;

- портфолио личностного развития и личностных достижений.

Предметные

- особенности жизни как формы существования материи;

- роль физических и химических процессов и живых системах различного иерархического уровня организации;

- фундаментальные понятия биологии;

- сущность процессов обмена веществ; онтогенеза, наследственности и изменчивости;

- основные теории биологии - клеточная, хромосомная, теории наследственности, эволюционная, антропогенеза;

- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

- основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе;

- давать обоснованную оценку новой информации по биологическим вопросам;

- решать генетические и цитологические задачи повышенного уровня сложности, составлять родословные;

- работать с учебной и научно-популярной литературой;

- составлять план, конспект, хорошо знать терминологию и язык изучаемого предмета


Формы итоговой аттестации по программе: участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

Учебно – тематический план

Решение КИМов часть А.


Умение работать с микроскопом.

1

Определение животных и растительных тканей на микропрепаратах

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

1

Решение КИМов часть В


Сопоставление особенностей строения и функционирования организма человека.

1

Решение КИМов часть В


Установление последовательности биологических объектов, процессов, явлений

1

Решение КИМов часть С

Умение работать с текстом и рисунком.

1

Решение КИМов часть С

Применение биологических знаний в практических ситуациях.

1

Решение КИМов часть С

Решение олимпиадных задач теоретической части

1

Тест

Законы Г.Менделя и Т Моргана

1

Решение генетических задач на дигибридное скрещивание

Составление и анализ родословной

1

Решение задач

Решение олимпиадных задач практической части

1

Определение белков, жиров и углеводов с помощью качественных реакций.



Содержание программы

Содержательная часть программы разработана на основе: Содержания олимпиадных заданий регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников по биологии. (По материалам сайтов biologii.net и rosolymp.ru.) Темы, включенные в программу, не изучаются в школьном курсе биологии, но их включение оправдано целью курса. Содержание большинства разделов, одноименных изучаемым в рамках учебного предмета «Биология», расширено и углублено.

Курс «Подготовка к олимпиаде по биологии», прежде всего, является частью общей системы изучения биологии в школе, т.е. направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Повторение, изучение, обобщение теоретического материала составляет не основу курса, а является вступительным, начальным этапом каждого занятия. Все теоретические сведения представляются в компактном и структурированном виде – в виде конспектов-таблиц, схем, кратких и четких определений. Основная часть времени отводится на разбор заданий олимпиадного уровня. Задания сгруппированы по темам и соответствуют теме теоретического блока занятия. При подборе заданий особое внимание уделяется «типичным» заданиям (насколько этот термин вообще применим к олимпиадным заданиям), знакомству с наиболее частыми «ловушками» и типичными ошибками. В конце каждого занятия учащиеся получают задания для самостоятельной работы. Выполнение домашних заданий оставляется на усмотрение учащихся. Тематическое планирование курса построено таким образом, чтобы предметные темы максимально пересекались с содержанием учебного предмета «Биология» в календарном планировании.

Тема 1. Молекулы и клетки

Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

АТФ, макроэргические связи.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции

Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.

Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.

Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

Генетический код и его свойства.

Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

Генная инженерия.

Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов

Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности

Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.

Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости

Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

Множественное действие генов. Летальные мутации.

Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.













Методическое обеспечение программы

1. Багоцкий С.В. Вопросы и задачи по биологии. Пособие для учителей. –М.:МИОО, 2005. 2. Буковский М.Е. Экологические олимпиады учащихся 9-11 классов: подготовка, проведение, оценка. –Аркти,2004.

3. Ганчарова О. С., Злобовская О.А.,.Кирюхина О.О Олимпиада по биологии. Взгляд изнутри. Издательство МЦНМО. 2009.

4. Жадько Е.Г., Мамонов В.В., Коваленко М.И Школьные олимпиады: биология, химия, география: 8-11 кл. Феникс, 20045.

Жадько Е.Г.и др. Школьные олимпиады. Биология, химия, географии. 8-11 классы. Феникс,2004.

6. Коркутова и др. Сборник олимпиадных заданий для учащихся 8-11 классов. – Аркти,2004.

7. Кудинова Л.М. Олимпиады задания по биологии. 6-11 класс. -Учитель, 2005.

8. Ловкова Т.А. Подготовка к олимпиадам по биологии. 8 9. -11 классы. -Айрис, 2008.

10. Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителя. –Спб.: Акцидент, 1998.



















































Тестовые задания

1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
А) клеточный
Б) популяционно-видовой
В) биогеоценотический
Г) биосферный

2. О единстве органического мира свидетельствует
А) наличие ядра в клетках живых организмов
Б) клеточное строение организмов всех царств
А) объединение организмов всех царств в систематические группы
Г) разнообразие организмов, населяющих Землю

3. Какая структура клетки изображена на рисунке?
А) эндоплазматическая сеть
Б) плазматическая мембрана
В) комплекс Гольджи
Г) вакуоль

4. Хроматиды – это
А) две цепи одной молекулы ДНК
Б) кольцевые молекулы ДНК
В) участки хромосомы в неделящейся клетке
Г) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

5. Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу
А) листья салата и укропа
Б) растительное и сливочное масло
В) хлеб и картофель
Г) мясо и рыбу

6. Рефлекторная дуга заканчивается
А) исполнительным органом
Б) чувствительным нейроном
В) вставочным нейроном
Г) рецептором

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
А) географическому
Б) генетическому
В) экологическому
Г) морфологическому

8. Пример внутривидовой борьбы за существование −
А) соперничество самцов из-за самки
Б) “борьба с засухой” растений пустыни
А) сражение хищника с жертвой
Г) поедание птицами плодов и семян

9. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань
А) соединительная
Б) мышечная
В) эпителиальная
Г) нервная

10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе
А) паразитов
Б) сапротрофов
В) автотрофов
Г) симбионтов

Открытые вопросы

Вопрос 1
В чем проявляются особенности биосферы как живой оболочки Земли?

Вопрос 2
В чем сходство и различие плодов растений семейств Мотыльковые (Бобовые) и Крестоцветные (Капустные).

Вопрос 3
Какие приспособления имеют растения к жизни в засушливых условиях?

Вопрос 4
Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Вопрос 5
В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответы на тесты

Ответы на открытые вопросы

Ответ на вопрос 1:
— в биосфере протекают биогеохимические процессы, проявляется геологическая деятельность всех организмов;
— в биосфере происходит непрерывный биогенный круговорот веществ, регулируемый деятельностью организмов;
— биосфера преобразует энергию Солнца в энергию органических веществ.

Ответ на вопрос 2:
Различие: Мотыльковые (Бобовые) имеют плод боб, а Крестоцветные (Капустные) — стручок; семена внутри боба лежат на створках, а в стручке — на пленчатой перегородке;
Сходство: боб и стручок — сухие многосеменные вскрывающиеся плоды; В — различие:

Ответ на вопрос 3:
— корневая система растений глубоко проникает в почву, достает до грунтовых вод или располагается в поверхностном слое почвы;
— у некоторых растений вода во время засухи запасается в листьях, стеблях и других органах;
— листья покрыты восковым налетом, опушены или видоизменены в колючки или иголки.

Ответ на вопрос 4:
Быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше. Глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.

Ответ на вопрос 5:
Вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность). Затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма. Возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.