Урок по биологии Класс Млекапитающие

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок биологии с применением интерактивной доски

по теме «Внутреннее строение млекопитающих». 7 класс

Автор: учитель биологии МКОУ «Семёновская ООШ»

Ивко Антонина Александровна


Тема «Внутреннее строение млекопитающих».

Цель урока - сформировать знания о строении и деятельности систем внутренних органов млекопитающих.

Задачи:

Образовательные:

- опираясь на знания учащихся о внутреннем строении ранее изученных животных Типа Хордовые, сформировать знания учащихся о внутреннем строении млекопитающих;

 Развивающие:

 - развивать интеллектуальные способности;

 - формировать и развивать общеучебные навыки и умения работать в группах малого состава;

 - развивать навыки самообразования;

 - развивать коммуникативные умения и навыки.

- совершенствовать умения работы с интерактивной доской.

Воспитательные:

- развивать умения общения друг с другом и учителем;

- продолжить формировать навыки самооценки.

- формировать коммуникативные качества, ответственность не только за собственные знания, умения, навыки, но и за знания, учебные успехи каждого учащегося группы.

Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: скелет кролика, модель головного мозга млекопитающих, компьютер, SMARТ доска, мультимедийное сопровождение к уроку Биология 7 кл.

Ход урока

I. Организационный этап.

1. Взаимное приветствие.

2. Проверка санитарного состояния кабинета, его готовности к уроку.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Определение отсутствующих.

5. Организация внимания.

II. Этап проверки домашнего задания.

Раздаются дифференцированные тестовые задания ( 5 минут)

Оценку «3» Синий Цвет

Вопросы:

1. Из каких отделов состоит тело собаки? (Голова, шея ,туловище, хвост, конечности)

2. В чём преимущество расположения конечностей лисицы по сравнению с ящерицей? (У лисицы конечности расположены под туловищем, а у ящерицы по бокам. Тело лисицы поднято высоко над землёй, это не затрудняет передвижение.)

3. Сколько позвонков в шейном отделе у млекопитающих? ( Семь.)

4. Почему волосяной покров не развит у китов и дельфинов? (Он редуцирован в связи с переходом к водному образу жизни.)

5. Каковы особенности внешнего строения органов слуха и зрения у млекопитающих? (Глаза защищены подвижными веками, по наружным краям которых находятся ресницы, третье веко рудиментарно, слёзные железы. По бокам головы крупные ушные раковины, которые поворачиваются в сторону звука.)

6. В чём заключается сходство во внешнем строении лисицы и ящерицы? (Общий план строения, отделы тела.)

7. Чем отличается кожа млекопитающих от кожи рептилий? (Кожа млекопитающих богата железами, покрыта шерстью.)

8. Из каких отделов состоит позвоночник млекопитающих? (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой)

9. Какие волосы различают на теле млекопитающих и каково их значение? (Ость, подшерсток, вибриссы.)

10. Почему пушных зверей промышляют зимой, а не летом? (Зимний мех более тёплый)

Оценка «4» Зеленый цвет

Тема: Класс Млекопитающие (Mammalia)

Задание 2. «Внешнее строение»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:












  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 18?

  2. Из каких отделов состоит скелет собаки?

  3. На какие виды дифференцированы зубы млекопитающих?

  4. Из каких отделов состоит позвоночник?

  5. Какие кости входят в состав плечевого и тазового поясов млекопитающих?

  6. Какие кости образуют переднюю и заднюю конечности?

Ответы: Задание 1. 1. 1 – верхняя челюсть; 2 – нижняя челюсть; 3 – мозговой отдел черепа; 4 – зубы; 5 – шейные позвонки; 6 – грудные позвонки; 7 – поясничные позвонки; 8 – хвостовые позвонки; 9 – ребра грудной клетки; 10 – лопатка; 11 – плечевая кость; 12 – кости предплечья; 13 – кости кисти; 14 – тазовая кость; 15 – бедренная кость; 16 – кости голени; 17 – кости стопы;18 – жевательная мышца. 2. Скелета головы (черепа), скелета туловища (скелет позвоночника и грудной клетки), скелета конечностей и скелета поясов конечностей. 3. Резцы, клыки, предкоренные и коренные. 4. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. 5. Плечевой пояс: лопатки и у некоторых ключицы; тазовый — тазовые кости, каждая из которых образовалась при срастании седалищной, лобковой и подвздошной костей. 6. Передняя: плечевая кость, кости предплечья, кости кисти (запястье, пясть, фаланги пальцев); задняя: бедренная кость, кости голени, кости стопы (предплюсна, плюсна, фаланги пальцев).



Оценка «5» Розовый цвет

Задание 3. «Класс Млекопитающие»

Запишите номера вопросов и дайте ответ одним предложением:

  1. Какое количество видов современных млекопитающих известно науке?

  2. Почему млекопитающие получили такое название?

  3. К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела?

  4. Перечислите роговые образования кожи.

  5. Какие разновидности волос различают в шерстном покрове млекопитающих?

  6. Какие железы характерны для покровов млекопитающих?

  7. Где располагаются конечности млекопитающих?

  8. Какие виды зубов характерны для млекопитающих?

  9. Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих?

  10. Чем разделены грудная и брюшная полости млекопитающих?

  11. Перечислите отделы позвоночника.

Ответы: Задание 3. 1. Около 4 тыс. видов. 2. Детенышей выкармливают молоком. 3. Теплокровные животные (гомойотермные). 4. Волосы, иглы, ногти, когти, чешуи, рога и копыта. 5. Ости, подпушь, вибриссы. 6. Молочные, потовые, сальные, пахучие. 7. Под туловищем. 8. Резцы, клыки, коренные. 9. В альвеолах. 10. Диафрагмой. 11. Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой.

III. Этап всесторонней проверки знаний.

Работа у доски выполнение интерактивных заданий:

Задание 1: Дайте систематическое положение КОШКЕ и СОБАКЕ.№ 43

Задание 2: Заполните таблицу Строение кожи Млекопитающих.№19

Учащиеся класса следят за правильностью ответов у доски, исправляют и дополняют, задают дополнительные вопросы.

IV. Этап актуализации знаний (подготовка к усвоению нового материала).

Сообщение темы формулировка цели. Обратить внимание учащихся на то, что строение млекопитающих соответствует общему плану строения позвоночных, с которым они уже знакомы. На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать тему Млекопитающих на предыдущем уроке, изучили внешнее строение тела Млекопитающих, сегодня познакомимся с Внутренним строением тела Млекопитающих.

  • Какие главные особенности обеспечили млекопитающим превосходство над другими животными?

  • Что объединяет в одну большую систематическую группу столь разнообразных животных?

Эти два важных вопроса друг с другом взаимосвязаны. Попробуем найти на них ответы.


V. Этап усвоения новых знаний.

Работа в группах по системам организма: учащиеся самостоятельно изучают систему с помощью учебника и заполняют таблицу см. ниже, для самоконтроля раздаются учителем дифференцирование задания средний и высокий уровень с привлечением дополнительной информации по теме.

  1. Изучение особенностей строения Пищеварительная система

  2. Изучение особенностей строения Дыхательная система

  3. Изучение особенностей строения Кровеносная система

  4. Изучение особенностей строения Выделительная система

  5. Изучение особенностей строения Нервная система



Физминутка .

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед, влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать, руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.

Руки кверху поднимаем, а потом их отпускаем.

А потом их развернем и к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей хлопай, хлопай веселей.



1. Заполнение таблицы “Внутреннее строение млекопитающих”, пользуясь учебником.( выносим ее на доску)

Особенности внутреннего строения млекопитающих

Проверка заполнения. Устно спросить слабоуспевающих учащихся, остальные исправляют, дополняют.

2. Каждая группа получает для самоконтроля дифференцирование задания среднего и высокого уровня с привлечением дополнительной информации по теме.

Задание 4. «Пищеварительная система»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

А – схема строения пищеварительной системы кролика;

Б – схема строения желудка жвачного парнокопытного.









  1. Что обозначено на рисунке А цифрами 1 – 12?

  2. Что обозначено на рисунке Б цифрами 1 – 4?

  3. Имеется ли у млекопитающих клоака?

  4. Что происходит с пищей в первых отделах сложного желудка жвачных млекопитающих?

**Тест 2. Какие особенности характерны для пищеварительной системы млекопитающих? (Высокий уровень)

  1. Зубы млекопитающих дифференцируются на резцы, клыки, предкоренные и коренные зубы.

  2. Ферменты слюны расщепляют белки.

  3. Жвачные парнокопытные имеют зоб.

  4. У жвачных парнокопытных млекопитающих многокамерный желудок.

  5. Протоки печени и поджелудочной железы открываются в первый отдел тонкого кишечника.

  6. На границе тонкого и толстого кишечника находится хорошо развитая слепая кишка.

  7. Слепая кишка лучше развита у травоядных животных.

  8. Толстый кишечник короткий, открывается в клоаку.

  9. У всех млекопитающих в клоаку открываются пищеварительная, выделительная и половая системы.

  10. Последний отдел толстого кишечника – прямая кишка, заканчивающаяся анальным отверстием.


Задание 5. «Кровеносная система позвоночных»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:











  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 16?

  2. Какая кровь в правой и левой половинах сердца?

  3. Какая дуга аорты у млекопитающих?

  4. Что препятствует смешиванию артериальной и венозной крови в сердце?

**Тест 2. Какие особенности характерны для кровеносной системы млекопитающих?

  1. Сердце четырехкамерное.

  2. В правой половине сердца кровь венозная.

  3. Малый (легочный) круг кровообращения заканчивается в левом предсердии.

  4. Большой круг кровообращения заканчивается в правом предсердии.

  5. От желудочков сердца отходят правая дуга аорты и легочная артерия.

  6. От желудочков сердца отходят левая дуга аорты и легочная артерия.

  7. По легочной артерии течет артериальная кровь.

У млекопитающих очень быстро протекает обмен веществ, они имеют постоянную температуру тела и относятся к теплокровным животным.

Задание 6. «Головной мозг позвоночных»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:















  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 5?

  2. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих?

  3. Чем отличается передний мозг кролика и собаки? Почему?


**Тест 2. Для нервной системы млекопитающих характерно:

  1. Сложное поведение млекопитающих связано с хорошим развитием переднего мозга.

  2. У всех млекопитающих передний мозг имеет извилины и борозды.

  3. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом.

  4. Головной мозг состоит из 5 отделов.

  5. Периферическая нервная система у всех млекопитающих представлена 12 парами черепно-мозговых нервов и спинномозговыми нервами.

  6. За координацию движений отвечает хорошо развитый мозжечок.


Задание 7. «Выделительная система млекопитающих»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:

1.Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?


**Тест 2. Для выделительной систем млекопитающих характерно:

1. Конечный продукт белкового обмена веществ у млекопитающих – аммиак (аммониотелия).

  1. Конечный продукт белкового обмена веществ у млекопитающих – мочевая кислота (урикотелия).

  2. Конечный продукт белкового обмена веществ у млекопитающих – мочевина (уреотелия).



[pic]

Задание 8. «Дыхательная система млекопитающих»

Дайте ответы на вопросы:

  1. Газообмен у млекопитающих происходит в (_), их поверхность больше поверхности тела в (_) раз.

  2. Тип дыхания у Млекопитающих?


**Тест 2. Укажите особенности дыхательной системы млекопитающих:

  1. Легкие млекопитающих устроены сложнее, чем у пресмыкающихся.

  2. Легкие млекопитающих устроены так же, как и у птиц.

  3. Обогащение крови кислородом происходит в капиллярах, оплетающих альвеолы.

  4. Обогащение крови кислородом происходит в капиллярах, оплетающих парабронхи.

  5. Вдох и выдох происходит за счет сокращения межреберных мышц и диафрагмы

VI. Этап закрепления новых знаний.

        1. Работа у доски выполнение интерактивных заданий: №34

Задание 9. «Внутреннее строение»

Рассмотрите рисунок и дайте ответы на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 16?

  2. Почему у травоядных млекопитающих хорошо развита слепая кишка?

  3. В каких структурах легких млекопитающих происходит газообмен?

  4. Какие мышцы обеспечивают дыхательные движения и вентиляцию легких?

  5. Сколько камер в сердце млекопитающих? Какие?



2. Решение биологических задач.

Задача №1

  • В отличие от других позвоночных у млекопитающих имеется грудобрюшная мышца - диафрагма. Какую роль выполняет в организме этот орган?

(Мышечная перегородка, полностью отделяющая у млекопитающих грудную полость от брюшной. Важная дыхательная мышца.)

  • У мелких зверьков (мыши, крысы, хори, ласки и др.) позвоночник отличается большой подвижностью, гибкостью. У крупных млекопитающих, например у копытных, все отделы позвоночника (кроме шейного и хвостового) малоподвижны. Как можно объяснить такое различие в строении позвоночника млекопитающих? ( Большей подвижностью, гибкостью и малым размером тела)

  • Шея у млекопитающих имеет разную длину: у собаки она короткая, у жирафы длинная. Чем определяются такие различия?( Размером самих позвонков, а не количеством их 7 у всех видов кроме леммингов 9)

VII. Итог урока.

  1. Оценить степень реализации поставленных на уроке целей.

- Назовите изученные сегодня внутренние органы млекопитающих?

Человек тоже относится к классу Млекопитающие более подробно со строением тела человека и его систематикой мы будем знакомится в 8 классе по биологии.

  1. Оценивание учащимися хода и результатов урока:

Мне понравилось…,

Мне не понравилось…,

Я не понял(а)…,

Я узнал(а)…

Мне было трудно

Оценка за урок учителю.

  1. Оценивание учителем работы класса и учащихся на уроке.

Самооценка учащихся на оценочных листах.

Домашнее задание: учебник стр. 232-237.

Выучить таблицу «Внутреннее строение млекопитающих» в тетради. Приготовить сообщения по темам «Размножение сумчатых млекопитающих», «Размножение плацентарных млекопитающих», «Размножение яйцекладущих млекопитающих».


VIIIРефлексия.

Оцени свое настроение, нарисуйте смайлик.