Конспект урока по биологии Семейство Крестоцветные

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема урока: Семейство Крестоцветные.

Школа: Аккольская средняя школа №1

Дата:12.02.16г.

ФИО учителя: Струминская Е.В.

КЛАСС: 6 «а», 6 «б»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

Учащиеся составят описание растений семейства Крестоцветные, используя 6 признаков по схеме описания.

Цели обучения

Все учащиеся смогут:

  • Из многообразия гербариев разных семейств распознавать растения семейства Крестоцветные по характеризующим признакам

Большинство учащихся будут уметь:

  • Описывать генеративные части растения, составляя формулу и диаграмму цветка

Некоторые учащиеся смогут:

  • Объяснить причину данного названия семейству, изучив дополнительно легенды о крестоцветных, доказать признаки принадлежности к классу двудольные

Языковая цель

Учащиеся могут:

  • сравнивать признаки крестоцветных, находить общее для семейства и частное для каждого представителя семейства

Ключевые слова и фразы:

Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленно повторяйте за мной:

Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе”. Я желаю вам успеха, и вы пожелайте друг другу и мне удачи. Спасибо.


Стиль языка, подходящий для диалога/письма в классе:




  • Discuss the chart that is created. Which is the most popular fruit choice? How do we know?

  • Has every learner’s choice been recorded? How can we check?

  • Ask learners if they can think of other questions that we might have investigated. If ideas are not forthcoming, ‘lead’ the discussion by suggesting – what else could we have put in the basket? What other things could we try, to see if people have favourites? What other questions could we have asked about our fruit basket?

  • Take ideas and ask – What do you think the result might be? What would the pictogram look like?


Вопросы для обсуждения:

Проблемный вопрос

Какой всем известный овощ является кладом витаминов? Этим овощем приказывал кормить своих воинов великий полководец Александр Македонский, который считал, что он прибавляет им силу, храбрость и выносливость?

Знаменитый английский мореплаватель Джеймс Кук считал, что это он выгоняет болезни из тела и спасает жизни морякам. О каком овоще говорится?


Можете ли вы сказать, почему семейство Крестоцветные получили такое название?

Как можно объяснить другое название семейства Капустные?

Подсказки: Давайте обратим внимание на строение цветка, расположение и число частей цветка относительно друг друга

Найдите и перечислите представителей семейства Крестоцветные. Какое растение является наиболее распространенным, всем известным?

Предыдущее обучение

Общие признаки отдела покрытосеменные:

1.Устная беседа

2.Парная работа с гербарием(рассмотреть гербарии растений, распределить по классам однодольные и двудольные, выявляя характерные признаки)

3.Индивидуальная работа у доски:

Распределить признаки по классам

  1. Главный корень хорошо выражен.

  2. Мочковатая корневая система

  3. Травянистые, реже деревянистые растения.

  4. Растения имеют камбий

  5. Листья простые с дуговым или параллельным жилкованием

  6. Зародыш с двумя семядолями

  7. Листья простые или сложные, большинство с сетчатым жилкованием

  8. Растения не имеют камбий

  9. Главный корень не развивается

  10. Стержневая корневая система

  11. Цветы в основном четырёхчленные или пятичленные

  12. Цветы трехчленные


План

Планируемые сроки

Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями)

Ресурсы

Начало урока


1.Орг.момент.

Приветствие учащихся, знакомство с темой, целью урока. Выявление учащимися критериев успеха на уроке

2.Позитивный настрой.

Создание коллаборативной среды, организация учащихся на урок: чтение слов в сопровождении музыки

3.Актуализация опорных знаний:

-фронтальная беседа по вопросам

-парная практическая работа по гербариям

-индивидуальная работа у доски





ИКТ (музыка)




Дидактический материал (гербарии, карточка)

Середина урока

4.Создание проблемной ситуации (стадия вызова)

Проблемные вопросы

5.Изучение нового материала:

Решение проблемных вопросов.

Лекция: «Общие признаки семейства Крестоцветные»

Самостоятельная работа учащихся.

1.Составление формулы цветка горчицы по схеме.

Определение количества частей цветка

2.Практическая работа (выполнение лабораторной работы №22 «Строение цветка и плода семейства Крестоцветных»)

Составление описания растения по плану:

-Вегетативные органы:

1. Корневая система - ………

2. Стебель у растения- …………

3. Листья - ………

4. Листорасположение - ………

5. Жилкование - ……..

-Генеративные органы:

1. Какой околоцветник: простой или двойной?

2. Подсчитайте количество чашелистиков.

3. Рассмотрите венчик. Подсчитайте количество лепестков.

4. Подсчитайте число тычинок. Все ли они одинаковы по длине?

5. Подсчитайте число пестиков.

6. Какое соцветие у данного семейства?

2. Подводим итоги и выводим формулу цветка по диаграмме.

3. Рассмотрите строение плода. Измерьте ширину и длину плода. Если длина плода превышает его ширину в 3 раза и более, то это плод – стручок, если ширина и длина равны, это плод – стручочек. Какой плод у вас на парте?






Презентация


Плакат «Строение цветка горчицы»



Гербарии пастушьей сумки, горчицы, редьки дикой, ярутки полевой

Конец урока

6.Закрепление.

Заполнение таблицы (для учащихся с низким и средним уровнем мотивации)

Заполните таблицу (слайд 9):

чашелистики

4

лепестки

4

тычинки

2+4

пестик

1 состоит из 2 плодолистиков

Околоцветник

двойной

Опыление

перекрестное

Соцветие

кисть

Плоды

стручок, стручочек

Листорасположение

очередное или розетка

Корневая система

стержневая

Представители

редька, капуста, рапс

Работа с дополнительным материалом (для учащихся с высоким уровнем мотивации)

Почему капусту, пастушью сумку, редьку относят к семейству Крестоцветные?

Выступление учащихся с дополнительным материалом.

7.Рефлексия




Дополнительная информация: Работа с дополнительным материалом (для учащихся с высоким уровнем мотивации)

Почему капусту, пастушью сумку, редьку относят к семейству Крестоцветные?

  • Кулинар приготовит из него много разных блюд. Этот овощ великолепно сочетается с другими овощами, с фруктами, яблоками, помидорами, тмином, луком.

А медик расскажет о целебных свойствах, о том, как положительно влияет на обмен веществ, лечит ревматизм и желудочные заболевания, хорош он и для диабетиков.

  • Этим овощем выдающийся полководец древности Александр Македонский, по преданию, перед боем считал необходимым накормить своих воинов.

  • Древнее славяне получили эту культуру от греко – римских колонистов Крыма и других районов Причерноморья. Вместе с растением переняли и его название, немного изменили название на свой лад. Так из латинского слова «капут» - голова и родилось название этого овоща. (Ответ: капуста).

Сообщение учащихся о капусте:

  1. История капусты.

  2. Капуста – представитель семейства Крестоцветные.

  3. Пословицы и поговорки о капусте.



Дифференциация.

Как вы планируете поддерживать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся?

Межпредметные связи
соблюдение СанПиН

ИКТ компетентность
Связи с ценностями

  • Похвала при правильных ответах

  • Стимулирование способных дополнительными оценками, возможностью узнать интересный дополнительный материал по предмету и выступить с информацией перед классом

  • Проверка правильности хода описания растения при выполнении лабораторной работы

  • Взаимопроверка составления формулы и диаграммы цветка

  • Общая оценка по проверке лабораторной работы и заполнения таблицы

  • Связь с географией(изучение ареала распространения крестоцветных по земному шару)

  • Связь с математикой (символы при составлении формулы цветка)

  • Использование ИКТ(слайдовая презентация)

Рефлексия

Были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня изучили?

На что была направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация?

Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?


Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева.

Цели урока, поставленные перед его началом были реализуемы, поскольку учащиеся достигли всех ожидаемых результатов. Были изучены общие признаки по семейству Крестоцветных, составлены индивидуальные признаки для каждого из представителей данного семейства. И по итогам полученных описаний признаков учащиеся доказали принадлежность этих растений к семейству Крестоцветные. Учащиеся научились правильно составлять формулу цветка, показав знание условных знаков и частей цветка, а также из формулы выводить диаграмму цветка. В результате данной работы учащиеся без затруднения ответили на 1 проблемный вопрос, почему семейство назвали Крестоцветные?

Хорошо прошла дифференцированная работа по способностям учащихся. Более способные ребята успешно изучили информацию из дополнительных источников и доступно ее донесли до остальных учащихся. После чего всему классу удалось ответить на 2 проблемный вопрос: Почему разных представителей отнесли к одному семейству, которое носит название Капустные?

Итоговая оценка



Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)?


1: Самостоятельная работа по составлению формулы цветка


2: Работа с дополнительной информацией


Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)?


1: -

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?


Есть способные учащиеся, более раскрывающиеся при индивидуальной работе, дополнительной работе (Битюков Н., Нейфельд А., Иванюк М.)

Некоторые учащиеся в совместной работе с более способными учениками успешнее воспринимают материал, чем при подаче от учителя всему классу или самостоятельном изучении. (Нафиков И.)