Рабочая программа по биологии для 5 класса, ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Ростовская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда



«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ г.Зернограда
Приказ от 31.08.2015 № 237
___________Л.С. Лифорева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

покурсу - Бактерии, грибы, растения

предмет – Биология

дисциплина - Биология

Уровень общего образования 5класс: (основное общее)

Количество часов: 35ч

Учитель: Остапенко И.О.

Программа разработана на основе (Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» сост. Г.М.Пальдяева - М.: Дрофа, 2015).



1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена не основе следующих законодательных и нормативных актов и учебно-методических документов:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26- 3С «Об образовании в Ростовской области»;

  • приказ Минобрнауки России от 31.03. 2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказа Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»,

  • приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • приказа по школе от 17.06.2015 №170/1«Об утверждении учебного плана МБОУ СОШ г.Зернограда на 2015-2016 учебный год»;

  • положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

  • Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» сост. Г.М.Пальдяева - М.: Дрофа, 2015.

Изменение структуры школьного образования, выделение базо­вой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой пе­рестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биоло­гических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением следующих курсов:

  1. Бактерии. Грибы. Растения —35ч (V класс);

  1. Многообразие покрытосеменных растений – 35ч (VI класс)

  1. Животные —70ч (VII класс);

  2. Человек—70ч (VIII класс);

  3. Введение в общую биологию — 70 ч (IX класс).

Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в ФГОС основного общего образования, а также концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

За основу рабочей программы взята программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы, под редакцией авторов: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, В.В. Латюшин; М.: «Дрофа», 2015 год. Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).
Используемый учебник: В.В. Пасечник Биология. Бактерии, грибы, растения. 5класс М.: «Дрофа», 2015 год.
Рабочая тетрадь к учебнику: В.В.Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, Растения». М.: «Дрофа», 2014год.
Электронное приложение для 5 класса (
[link] ) 2015год

3.Паспорт кабинета


Учебно-методические материалы:

УМК:

Дидактические и раздаточные материалы:

УМК «В.В.Пасечника» (обеспеченность учебными пособиями 100%)

- лабораторные наборы-16

- комплект таблиц по ботаники

-комплект таблиц по зоологии

-комплект таблиц по анатомии

-комплект таблиц по общей биологии

Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР:

Видеоэнциклопедия -15 шт

Традиционные  и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно-­коммуникационные средства:

Компьютер учительский FLATRON e2041-1шт

Проектор с экраном ACCER

колонки GENIUS – 2 шт.

Телевизор «Samsunq»

DVD плеер

Учебно­-практическое оборудование:

Гербарий «Дикорастущие растения»

Гербарий «Сельскохозяйственные растения»-2

Гербарий «Морфологические растения»

Гербарий «Культурные растения»

Гербарий Основные группы растений»-3

Гербарий «Лекарственные растения»-2

Гербарий «Деревья и кустарники»

коллекция «Формы сохранности ископаемых растений и животных»

коллекция «Коры и древесины»

коллекция «Приспособительные изменения в конечностях насекомых»

коллекция «Насекомые вредители»

набор микропрепаратов по ботаники

набор микропрепаратов по зоологии

набор микропрепаратов по анатомии и физиологии человека

набор микропрепаратов по общей биологии

влажный зоопрепарат брюхоногие

влажныйзоопрепарат нереида

влажныйзоопрепарат лягушка

влажный зоопрепарат тритон

влажныйзоопрепарат крыса

динамическое пособие: генетика групп крови

прибор для вдыхания и выдыхания воздуха

прибор для поглощения воды растениями

динамические пособия на магнитах:

1.генетика

2.размножение многоклеточных водорослей

3.строение цветка

4.деление клетки

5.основные направления эволюции

Рельефные макеты по ботаники

Рельефные макеты по зоологии

Рельефные макеты по анатомии и физиологии

Скелет человека-2

Модель аппликация ткани животных и человека

Модель аппликация наследственный резус фактор

Модель аппликация деление клетки, размножение и развитие

Модель аппликация размножение папоротника

Модель аппликация размножение сосны

Модель аппликация биогенный круговорот углерода

Модель аппликация биосинтез белка

Модель аппликация разнообразие клеток живых организмов

Модель аппликация строение клетки

Модель аппликация ткани биосинтез белка

Модель аппликация цикл развития бычьего цепня и печеночного сосальщика

Модель аппликация цикл развития аскариды

Модель аппликация типичные биоценозы

Модель аппликация биосфера и человек

Модель аппликация шляпочные грибы

Модель аппликация мох

Модель аппликация растительные ткани

Модель аппликация одноклеточные водоросли

Модель аппликация генеалогический метод антропогенеза

Модель аппликация ткани животных и человека

Модель аппликация взаимодействие в природных сообществах

Набор муляжей дикая форма и культурные сорта яблони

Набор муляжей фруктов

Набор муляжей гибридных и полиплоидных растений

Набор муляжей корнеплоды и плоды

Набор муляжей грибов

Муляж рыбы

Муляж земноводного

Муляж пресмыкающегося

Муляж гидры

Муляж цветка семейства сложноцветных

Муляж цветка семейства крестоцветных

Муляж цветка семейства лилейных

Муляж цветка семейства злаковых

Муляж цветка семейства пасленовых

Модель торса человека

Модель ДНК

Модель растительной клетки

Модель корня

Модель глаза

Модель сердца-3

Модель уха

Модель печени

Гипсовые модели расы человека

Гипсовые модели австралопитека, неандертальца, кроманьонца, питекантропа

Портреты для кабинета биологии

Оборудование  (мебель):

Парта ученическая -15 шт.

Стул ученический -30 шт.

Шкаф для хранения дидактического материала, наглядных пособий, методической литературы (3 шт.)

Стол учительский – 1 шт.

Стул учительский – 1 шт.














  1. Результаты (в рамках ФГОС общего образования) освоения конкретного учебного курса и система их оценки.


В результате изучения курса биологии в основной школе:

Выпускник научится пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

Выпускник овладеетсистемой биологических знаний – понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

Выпускник освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Выпускник приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернетапри выполнении учебных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей – воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и Интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Живые организмы

Выпускник научится:

      • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

      • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

      • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

      • осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

      • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

      • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

      • выявлятьпримерыи раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

      • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

      • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

      • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

      • использовать методы биологической науки:наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

      • знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

      • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

      • описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

      • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.



Система оценки:


Оценка 5 ставиться ,высокий уровень (программный) - если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям кответу на оценку «5», он полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» Образовательной программы), и учебником; изложил материал грамотным языком, точно используя химическую , биологическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности; правильно выполнил рисунки, чертежи, сопутствующие ответу;показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Оценка 4ставится, повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» Образовательной программы), если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшойпомощью учителя.

Оценка 3ставится, если учащийся освоил необходимый уровень (базовый) образовательной программы по предмету (раздел «Ученик научится» Образовательной программы) допустил не более однойгрубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки,не более двух - трех негрубых ошибок, одной не грубой ошибки и трехнедочетов; допустил четыре – пять недочетов.

Оценка 2ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями всоответствий с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Критерии оценивания письменных работ

Контрольная работа по химии и биологии имеет следующую структуру: первая часть ( 2-3 задания) – базовый материал ( на удовлетворительную оценку); вторая часть ( 1 задание) материал повышенного уровня ( на хорошую оценку); третья часть ( 1 задание) материал высокого уровня ( на отличную оценку)

Оценка 5ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета-, не более трех недочетов.'

Оценка 3ставится, если ученик .правильно выполнил задания базового уровня, выполнил не менее 40% всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех - пяти недочетов,

Оценка 2-ставится, если -число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 40% всей работы.

Оценка 1ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка лабораторных работ

Оценка 5ставится; если, учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования -правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной не грубой ошибки и одного недочета.

Оценка3 ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

Оценка 1ставится, если учащийся совсем не выполнил работу. Во всех., случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требований правил безопасного труда.

Перечень ошибок

Грубые ошибки.

1.Незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения физических величин, единиц их измерения.

2.Неумение выделять в ответе главное.

3.Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода её решения; незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи неправильное истолкование решения.

4.Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.

5.Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов. 6.Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам. 7.Неумение определить показание измерительного прибора. 8.Нарушение требований правил безопасного пруда при выполнении эксперимента.

Негрубые ошибки.

1.Неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия;

ошибки, вызванные не соблюдением условий проведения опыта или измерений.

2.Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах; неточности чертежей, графиков, схем.

3.Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин. 4.Нерациональный выбор хода решения.

Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  1. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.