КТП Биология 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Содержание



  • титульный лист;

  • содержание;

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание учебной программы;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • программно - методическое обеспечение программы

  • приложение к рабочей программе (перечень WEB-сайтов для дополнительного образования)




















Пояснительная записка

 Рабочая программа педагога  составлена на основе закона об образовании РФ ФГОС основного общего образования (2014г.), примерной основной общеобразовательной программы МОУ «Гуманитарно-экономический лицей» г. Саратова, программы ст.преподавателя СарИПКиПРО к.б.н., учителя высшей категории Веретенниковой Г.И.

В соответствии с альтернативным учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2012 г.

Данная программа разработана для муниципального казенного общеобразовательного учреждения « школа – интернат основного общего образования» д. Харампур Пуровского района.

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Отбор содержания проведён с учётом культурсообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностнодеятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

 Согласно основной общеобразовательной программы ОУ на изучение биологии в 5 классе отводится 1 час в неделю (36 часов в год). Рабочая программа полностью отражает содержание Примерной программы по биологии и соответствует ФГОС.

Цель курса:

Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов.

Задачи курса:

  • формирование системы знаний об основных свойствах живых организмов, о 3-х царствах живой природы.

  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов.

  • формирование способности оценивать последствия деятельности человека в природе.

 Предполагаемые результаты обучения:

а) личностные — формирование мотивов к обучению и целенаправленной познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся 5 класса.

б) Метапредметные

  • Регулятивные — умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • Познавательные — умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать выводы.

  • Коммуникативные — умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

        Система оценки

         Диагностирование результатов предполагается через использование рабочей тетради для учащихся, тематическое и урочное тестирование,проведение лабораторных работ, экскурсий, защиты проектов. Все лабораторные работы являются этапами урока и могут оцениваться по усмотрению учителя.

         Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, основой которой является формирование и развитие ИКТ компетенции, учебно-исследовательской и проектной деятельности.      

     Содержание курса «Биология. Введение в биологию 5 класс» включает знания о многообразии живых организмов, их основных свойствах, общие сведения о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования.

         Учебное содержание курса биологии включает в себя следующие разделы:


 9 часов

3

Многообразие живых организмов

16 часа

4

Среда обитания живых организмов

4 часа

5

Человек на Земле

 5 часов

6

Резервное время

 1 час

     

   Структура рабочей программы позволяет скорректировать обучение детей с ОВЗ через систему индивидуальных заданий с использованием интерактивных технологий. Средствами реализации рабочей программы Н.И. Сонина является УМК (учебник, электронное приложение, www.drofa.ru, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя, методическая поддержка на www.drofa.ru, оборудование кабинета, дидактико-методические познавательные задания для учащихся).

Для формирования личностных, познавательных и коммуникативных УУД в рабочую программу включены:

  • Лабораторные работы

  • Практические работы

  • Экскурсии

  • Демонстрационный опыт

Достижение результатов обучения позволяет введение в учебный процесс системно-деятельностного подхода, который реализуется через педагогические технологии (ТРИЗ - технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии развивающего и разноуровнего обучения, технология игрового обучения, проектная технология, ИКТ и технология проблемного обучения) реализуемых на уроках и внеурочной деятельности.



Календарно-тематическое планирование

Планируемые

результаты


Домашнее задание

Сроки


Введение (1)

1.

1.

Многообразие живой природы.

Вводный урок


Знакомство с учебником, рабочей тетрадью и электронным приложением. Разноуровневые задания

Предметные

должны уметь:

- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;    

 Метапредметные

Уметь:

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.


Введение, стр 3-4, р.т. № 1


Живой организм: строение и изучение (9)

2.

1.

Что такое живой организм?

Урок изучения нового материала


Живые организмы, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост и развитие, подвижность, раздражимость.

Различают объекты живой природы от объектов неживой природы

Предметные 

знать:

-основные признаки живой природы;

уметь:

-объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;             - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 1, стр 6-10, РТ № 2-7


3.

2.

Наука о живой природе.

Семья биологических наук.

Комбинированный урок


Знакомство с науками, которые включает школьный предмет биология.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.                 

Личностные                                    

 - формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 2, стр. 12-16

р.т. № 10-14

Презентация (по выбору)


4.

3.

Методы изучения природы.

Практическая работа

«Знакомство с оборудованием научных исследований»

Комбинированный урок


Наблюдение, эксперимент, измерение.

Описание сезонных изменений природы, эксперимента, проводимого учителем, измерение биологических объектов.

Предметные 

уметь:

- характеризовать методы биологических исследований;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии. 

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;            систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 3 стр. 17-22

р.т. № 15-16 (доделать),

19-21


5.

4.

История открытия клетки.

Практическая работа: «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними»

Комбинированный урок


Линза, лупа, микроскоп, правила работы с микроскопом.

Учатся готовить микропрепараты кожицы лука.

Предметные 

знать:

- устройство светового микроскопа;

уметь:  

- работать с лупой и световым микроскопом;

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные

уметь: 

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

-формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 4, стр. 23-26

р.т. № 22-23

Сделать вывод практической работы



6.

5.

Живые клетки. Клетка — элементарная единица живого.

Урок изучения нового материала


Выявляют  основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.


Предметные 

знать:

- основные органоиды клетки

 уметь:

- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты 

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 5, стр. 27-29

р.т. № 26-34

Презентация (по выбору)


7.

6.

Лабораторная работа «Строение растительной клетки».

Лабораторная работа «Строение животной клетки».

Комбинированный урок


Выполняют лабораторную работу

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием               



§ 5 ответь на вопросы стр. 32, р.т. стр. 19-20


8.

7.

Химический состав клетки. Неорганические и органические вещества.

Комбинированный урок


Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Выполняют лабораторную работу

Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

Соблюдать правила поведения в кабинете биологии, правила обращения с лабораторным оборудованием                       


Предметные 

знать:

- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

уметь

- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные  органоиды клетки;

- объяснять роль органических и минеральных веществ

в клетке;

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 6, стр 33-38

р.т. № 35-38



9.

8.

Вещества и явления в окружающем мире.

Комбинированный урок


Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;                      - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 7, стр. 39-46

р.т. № 43-45



10.

9.

Великие естествоиспытатели.

Урок изучения нового материала


К.Линней, Ч.Дарвин, Аристотель, В.Вернадский

Предметные 

знать:

- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Метапредметные:

Уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;              - систематизировать и обобщать разные виды информации;

- составлять план выполнения учебной задачи. 

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 8, стр. 47-49, РТ № 47-49

Презентация (по выбору)


Многообразие живых организмов (16)

11.

1.

Как развивалась жизнь на Земле

Этапы в развитии жизни на Земле.

Работают с учебником (текстом, иллюстрациями).


Метапредметные

уметь:

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 9, стр. 52-56

р.т. № 53-55

Презентация (по выбору)


12.

2.

Разнообразие живого. Наука систематика

Комбинированный урок


Работа с гербарным материалом, знакомство с жизненными формами

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.   

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 10, стр 57-59

р.т. № 57-62



13.

3.

Бактерии, их строение.

Комбинированный урок


Изучение форм бактерий по макетам, созданным своими руками на уроке (групповая работа).

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин. 

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 11, стр. 60-63

р.т. № 66-72

Презентация (по выбору)



14.

4.

Грибы, их строение, жизнедеятельность.

Комбинированный урок


Применение личных знаний и опыта по сбору грибов. Съедобные, условно съедобные и несъедобные грибы. Опасность отравления от грибов. Дружба грибов и деревьев.

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 12, стр. 64-66

р.т. № 78-82

Презентация (по выбору)


15.

5.

Царство растения

Водоросли их строение, местообитание, многообразие водорослей, их роль в природе.

Урок изучения нового материала


Многообразие водорослей, среда обитания, водоросли в космосе.

Слоевище, хламидомонада, ламинария, спирогира, порфира

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 12, стр. 68

р.т. № 84-85

Презентация (по выбору)


16.

6.

Мхи, строение и многообразие и роль в природе.

Урок изучения нового материала


Ризоиды, кукушкин лен, сфагнум, торф

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 14, стр. 73-75 р.т. № 93-97



17.

7.

Папоротники, их строение, многообразие.

Урок изучения нового материала


Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов.

Каменный уголь. 

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 15, РТ № 99-103

Презентация (по выбору)


18.

8.

Голосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа: «Хвоя и шишки голосеменных растений»

Комбинированный урок


Легкие планеты, сибирская сосна, пихта, ель – использование в строительстве, кораблестроении, производстве мебели. Лиственница – единственное листопадное хвойное дерево. Отличие хвоинок от листовой пластины.

Реликтовые растения – гинкго билоба.

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека. 

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 16, стр. 79-82

р.т. № 106-107

Презентация (по выбору)


19.

9.

Покрытосеменные растения, особенности строения

Лабораторная работа «Строение цветка»

Комбинированный урок


Цветковые растения, плоды, многообразие жизненных форм - травы, кустарники, деревья. Типы лесов.

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 17, стр. 83-84, р.т. № 114-117

Презентация (по выбору)


20.

10

Значение растений в природе и жизни человека.

Комбинированный урок


Объясняют роль живых организмов в жизни человека. Осваивают навыки выращивания растений в домашних условиях

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. 

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 18 стр. 88-90

р.т. № 112-127



21.

11.

Царство Животных. Простейшие

Лабораторная работа

«Изучение простейших под микроскопом»

Комбинированный урок



 Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями)

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы. 

 уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.

Личностные 

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 19, стр. 91-93

р.т. № 135-139

Презентация (по выбору)


22.

12.

Беспозвоночные. Кишечнополостные, черви, моллюски, членистоногие. 

Урок изучения нового материала


Работают с муляжами и находят на слайдах представителей тех или иных типов животных.

Предметные 

 знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 20, стр. 94-96

р.т. 142-146



23-24.

13-14.

Позвоночные. Рыбы и Земноводные. Пресмыкающиеся. Позвоночные. Птицы и Млекопитающие

Урок изучения нового материала


Классифицируют животных на картинках по внешним признакам

Предметные 

знать:

- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

- основные признаки представителей царств живой природы.

уметь:

- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

- различать изученные объекты в природе, на таблицах;

- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 21, стр. 97

р.т. 147-151


§ 21, стр. 97-99

р.т. № 152-157



25.

15.

Значение животных в природе и жизни человека.

Комбинированный урок


«Полезные» и «вредные» животные. Игра в сообщества животных: «ферма», «лес», «река».

Метапредметные

уметь:

- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- самостоятельно готовить устное сообщение на 2—3 мин.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к  обучению


§ 22, стр. 100-101, р.т. № 158-162


26.

16.

Обобщение знаний по теме «Многообразие живых организмов»

Урок контроля


Работа с тестом

Индивидуальные задания, тест



Среда обитания живых организмов (8)

27.

1.

Характеристики трех сред обитания живых организмов

Приспособленность организмов к среде обитания

Комбинированный урок


Экскурсионное занятие на территории парка Победы

Предметные

знать:

- основные среды обитания живых организмов;

уметь:

- сравнивать различные среды обитания;

- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 23, стр. 104-108

р.т. № 167-171



28.

2.

Жизнь на разных континентах

Урок изучения нового материла


Работа в группах – материках.

Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 24, стр. 109-114

р.т. № 175-178



29.

3.

Природные зоны Земли

Урок изучения нового материала


Приводят примеры типичных обитателей природных зон.

Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания.

Называют природные зоны Земли.


Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 25, стр. 115-116

р.т. № 180-184



30.

4.

Жизнь в морях и океанах

Урок изучения нового материала


Характеризуют сообщества водных организмов, условия их существования

Предметные 

знать:

- природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Уметь

- сравнивать условия обитания в морях и океанах;

- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

- приводить примеры обитателей морей и океанов;

- наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные

уметь:

- находить и использовать причинно-следственные связи;

- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;

- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению


§ 26, стр. 121-125

р.т. № 185-188



Человек на Земле

31.

1.

Как человек появился на Земле. Предшественники людей

Урок изучения нового материала


Дриопитеки, австралопитеки, человек умелый, прямоходящий, неандертальский, кроманьонский – театрализованный урок силами школьного театра.

Предметные

знать:

- предков человека, их характерные черты, образ жизни;

уметь:

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- формирование основ экологической культуры.


§ 27, стр. 128-134

р.т. № 193-196

Презентация (по выбору)


32.

2.

Как человек изменил Землю

Комбинированный урок


Озвучивают проблемы, заранее изученные группами, и дают рекомендации по их устранению

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством                                           - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к

обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа

жизни;

- формирование основ экологической культуры.


§ 28, стр 135-139,

р.т. № 200

-204

Презентация на тему: «Экологические проблемы Пуровского района» (по выбору)



33.

3.

Жизнь под угрозой.

Комбинированный урок


Составляют собственную «Красную книгу охраны природы»

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством            

 - правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

 уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.


§ 29 стр. 140-142

р.т. № 205-212



34.

4.

Экологическая агитка «Не станет ли Земля пустыней»

Комбинированный урок


Озвучивают экологические проблемы современности, выдвигают лозунги по их устранению и сохранению планеты Земля в безопасности

Предметные 

 знать:

- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством

- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; 

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.


§ 30

р.т. № 213-217

Презентация (по выбору)


35.

5.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа

«Оказание первой помощи при травмах» 

Комбинированный урок


Правила профилактики травматизма и оказание первой медицинской помощи отрабатываются друг на друге

Предметные 

 знать:

- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

уметь:

- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

- объяснять роль растений и животных в жизни человека;

- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

- соблюдать правила поведения в природе;

- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей. 

Метапредметные

уметь:

- работать в соответствии с поставленной задачей;

- составлять простой и сложный план текста;

- участвовать в совместной деятельности;

- работать с текстом параграфа и его компонентами;

- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные

- Формирование ответственного отношения к обучению;

- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;

- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

- формирование основ экологической культуры.


§ 31 стр. 147-149

р.т. № 220


36.

1.

Резервное время







Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • предков человека, их характерные черты, образ жизни;

  • основные экологические проблемы,  стоящие перед современным человечеством;

  • правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

  • простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

  • объяснять роль растений и животных в жизни человека;

  • обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

  • соблюдать правила поведения в природе;

  • различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

  • вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать в соответствии с поставленной задачей

  • составлять простой и сложный план текста

  • участвовать в совместной деятельности

  • работать с текстом параграфа и его компонентами

  • узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

  • Формирование ответственного отношения к обучению

  • формирование познавательных интересов и мотивов к обучению

  • формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни

  • формирование основ экологической культуры.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

      Сонин Н.И., Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, любое издание.

        Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

        Воронина Г.А. Тесты по биологии. К учебникам А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

        Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. К учебникам Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс» линий «Живой организм» и «Сфера жизни»

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых,

3. Демонстрационные таблицы.

4. Географические карты материков.

5. Экранно-звуковые средства.

6. Электронное приложение к УМК.

7. Электронно-образовательные ресурсы.

8. Мультимедиапроекция