Рабочая программа по биологии 6 класс линия Пасечника ФГОС

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МОУ Синьковская средняя общеобразовательная школа №1 Рабочая программа по биологии, 6 класс О.И.Парамонова


СТАТУС ДОКУМЕНТА


Данная программа является рабочей программой по предмету «Биология. Многообразие покрытосеменных растений» для учащихся 6-х классов МОУ Синьковской средней школы № 1. Настоящая рабочая программа определяет содержание, объем и порядок изучения предмета «Биология» в 6-х классах, в соответствии с которыми непосредственно осуществляется учебный процесс. Рабочая программа составлена учителем биологии Парамоновой О.И. (высшая квалификационная категория) на основе программы авторского коллектива под руководством В.В.Пасечника (сборник «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2014.). Рабочая программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2010), Основной образовательной программе школы и Положению о рабочей программе.


СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА


Программа содержит следующие разделы:

  • пояснительную записку;

  • общую характеристику учебного предмета;

  • описание места учебного предмета в учебном плане;

  • описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;

  • содержание учебного предмета;

  • описание учебно-методического и материально-технического обе­спечения образовательного процесса;

  • литературу.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа реализуется в 6-х классах. В 6 классе учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Исходя из вышеизложенного сформированы цель и задачи программы:


Цель данной программы: Формирование и развитие знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, а так же, формирование научного мировоззрения учащихся.

Задачи:

1) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере  в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;

2) формирование систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.








ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА


Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.


ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Согласно учебному плану школы преподавание предмета «Биология» в 6-м классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю при 35 учебных неделях).


ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Содержание данной программы учитывает культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА


Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 6 классе являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

1. осознание роли жизни:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. рассмотрение биологических процессов в развитии:

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3 использование биологических знаний в быту:

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. объяснять мир с точки зрения биологии:

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные систематические категории покрытосеменных растений;

– определять основные органы растений;

– объяснять строение и жизнедеятельность покрытосеменных растений.

5. понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать растения своей местности.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Раздел 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны (участки) корня. Видоизменения корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев.

Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа. Макро- и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений. Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы. Корневой чехлик и корневые волоски. Строение почек. Расположение почек на стебле. Внутреннее строение ветки дерева. Видоизмененные побеги (корневище, клубень, луковица). Строение цветка. Различные виды соцветий. Многообразие сухих и сочных плодов.


Раздел 2. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Вегетативное размножение комнатных растений. Определение всхожести семян растений и их посев.

Экскурсии

Зимние явления в жизни растений.


Раздел 3. Классификация растений (6 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств (с учетом местных условий).

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. (Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности.)

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Экскурсии

Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте.


Раздел 4. Природные сообщества (3 часа)

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Экскурсии

Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.



К-во

часов

Лабораторные

работы, практические работы

Экскурсии

Раздел 1. " Строение и многообразие покрытосеменных растений "

1. Строение семян двудольных растений

2. Строение семян однодольных растений.

3. Виды корней. Типы корневых систем.

4. Строение корней.

5. Условия произрастания и видоизменения корней.

6. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

7. Внешнее строение листа.

8. Клеточное строение листа.

9. Видоизменение листьев.

10. Строение стебля. Многообразие стеблей.

11. Видоизменение побегов.

12. Цветок и его строение.

13. Соцветия.

14. Плоды и их классификация.

15. Распространение плодов и семян.

16. Обобщающий урок «Строение и многообразие покрытосеменных растений»

16 часов

Лабораторная работа № 1 «Изучение строение семян двудольных растений.

Лабораторная работа « 2 «Изучение строения семян однодольных растений».

Практическая работа № 1 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»

Лабораторная работа № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски»

Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле».

Практическая работа № 2 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»

Лабораторная работа № 5 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»

Лабораторная работа № 6 «Внутреннее строение ветки дерева»

Лабораторная работа № 7 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица»

Лабораторная работа № 8 «Изучение строения цветка»

Практическая работа № 3 «Ознакомление с различными видами соцветий»

Практическая работа № 4 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»



Раздел 2. " Жизнь растений»


1. Минеральное питание растений.

2. Фотосинтез.

3. Дыхание растений.

4. Испарение воды растениями. Листопад.

5. Передвижение воды и питательных веществ в растении.

6. Прорастание семян.

7. Способы размножения растений.

8. Размножение споровых растений.

9. Размножение голосеменных растений.

10.Половое размножение покрытосеменных растений.

11. Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

11 часов

Лабораторная работа № 9 «Передвижение веществ по побегу растения.

Лабораторная работа № 10 «Определение всхожести семян растений и их посев»

Лабораторная работа № 11 Вегетативное размножение комнатных растений»


Раздел 3. " Классификация растений"


1. Систематика растений.

2. Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.

3. Семейства Паслёновые и Бобовые.

4. Семейство Сложноцветные.

5. Класс однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Важнейшие сельскохозяйственные растения.

5часов










Раздел 4. " Природные сообщества "

  1. Природные сообщества.

  2. Взаимосвязи в растительном сообществе. Развитие и смена растительных сообществ.

  3. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

3 часа


Природное сообщество и человек.

Фенологические наблюдения.












КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(по расписанию уроки в 6 «А», 6 «Б», 6 «В» календарно совпадают)


Лабораторная работа № 1 Изучение строение семян двудольных растений».


Личностные: формирование чувства любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры; формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности; умение аргументировано отвечать на вопрос

Регулятивные: постановка новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; обнаружение и формулировка учебной проблемы; определение основных понятий темы

Предметные.: умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты; умение пользоваться научными методами при проведении исследований; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами; умение участвовать в диалоге; умение подбирать аргументы, формулировать выводы, умение работать в паре и группе.

Сентябрь


2

2

Строение семян однодольных растений. Лабораторная работа № 2 «Изучение строения семян однодольных растений»



3

3

Виды корней. Типы корневых систем. Практическая работа № 1 «Виды корней. Стержневые и мочковатые корневые системы»



4

4

Строение корней. Лабораторная работа № 3 «Корневой чехлик и корневые волоски»



5

5

Условия произрастания и видоизменения корней.

Октябрь


6

6

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Лабораторная работа № 4 «Строение почек. Расположение почек на стебле».




7

7

Внешнее строение листа. Практическая работа № 2 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»




8

8

Клеточное строение листа. Лабораторная работа № 5 Строение кожицы листа. Клеточное строение листа»



9

9

Видоизменения листьев.

Ноябрь


10

10

Строение стебля многообразие стеблей. Лабораторная работа № 6 «Внутреннее строение ветки дерева»



11

11

Видоизменения побегов. Лабораторная работа № 7 «Изучение видоизмененных побегов (корневище, клубень, луковица»



12

12

Цветок и его строение. Лабораторная работа № 8 «Изучение строения цветка»



13

13

Соцветия. Практическая работа № 3 «Ознакомление с различными видами соцветий»

Декабрь


14

14

Плоды и их классификация. Практическая работа № 4 «Ознакомление с сухими и сочными плодами»



15

15

Распространение плодов и семян.



16

16

Обобщающий урок по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений»



Раздел 2. Жизнь растений - 11 часов

17

1

Минеральное питание.

Личностные: формирование познавательного мотива на основе интереса к работе с новым оборудованием и проведения простейших исследований; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников; формирование научного мировоззрения; умение применять полученные знания в практической деятельности; умение контролировать время своей практической работы на уроке.

Регулятивные: умение соотнести свои действия с целью; определение и формулировка учебной проблемы совместно с учителем; умение объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных примерах



Предметные: умение проводить простейшие исследования и оформлять результаты; умение работать с инструкционной картой к лабораторным работам; определять основные понятия; умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; умение анализировать и обобщать полученные знания

Коммуникативные: умение пользоваться приемами монологической и диалогической речи; умение подбирать аргументы, формулировать выводы; умение планировать и регулировать свои действия.

Январь


18

2

Фотосинтез.


19

3

Дыхание растений



20

4

Испарение воды листьями. Листопад.



21

5

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Лабораторная работа № 9 «Передвижение веществ по побегу растения».

Февраль


22

6

Прорастание семян. Лабораторная работа № 10 «Определение всхожести семян растений и их посев»



23

7

Способы размножения растений.



24

8

Размножение споровых растений.


25

9

Размножение голосеменных растений.

Март


26

10

Половое размножение покрытосеменных растений.



27

11

Вегетативное размножение покрытосеменных растений. Лабораторная работа № 11 Вегетативное размножение комнатных растений»


Раздел 3. Классификация растений - 5 часов

28

1

Систематика растений.

Личностные: формирование научного мировоззрения; формирование понимания ценностного и безопасного образа жизни; формирование познавательной самостоятельности на основе изучения объектов природы.

Регулятивные: умение контролировать время своей деятельности на уроке; определять и формулировать учебную проблему совместно с учителем; умение аргументировано отвечать на вопросы; работать по плану, учиться сохранять учебную задачу на протяжении всего урока.

Предметные: развивать умение самостоятельной работы с текстом и иллюстрациями; умение самостоятельно выполнять биологические исследования, анализировать результаты и делать выводы; умение получать информацию из видеофильма и фиксировать ее.

Коммуникативные: умение донести свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи; умение организовать учебное взаимодействие в группе; умение подбирать аргументы и формулировать выводы.



Апрель







29

2

Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Розоцветные.


30

3

Семейства Паслёновые и Бобовые.


31

4

Семейство Сложноцветные


32

5

Класс Однодольные. Семейства Злаковые и Лилейные. Важнейшие сельскохозяйственные растения

Май






Раздел 4. Природные сообщества – 3 часа

33

1

Природные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

.

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки;

постепенное выстраивание своего собственного целостного мировоззрения;

осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

оценивание жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

оценивание экологического риска взаимоотношений человека и природы.

Формирование экологического мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнять проект); работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Предметные: умение выделять существенные признаки растений, различать и сравнивать различные группы растений, делать выводы на основе сравнения; умение работать с текстом и иллюстрациями; умение проводить наблюдения в природе и на их основании делать выводы; выполнять проектную работу по предмету.

Коммуникативные: умение подбирать аргументы и делать выводы; умение самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре и группе; умение донести свою позицию через монологическую и диалогическую речь до слушателей; умение участвовать в диалоге.












34

2

Развитие и смена растительных сообществ


35

3

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.










ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Учебник – Автор: Пасечник В.В.

Многообразие покрытосеменных растений: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений /

Под ред. проф. Пасечника В.В. – М.: Дрофа, 2014 – 144 с.: ил.

Рабочая тетрадь по биологии: 6 класс: к учебнику В.В.Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс»/В.В. Пасечник.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Программно-методические материалы :

1. Программа курса «Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов. Из сборника «Биология. Рабочие программы. 5—9 классы.» - М.: Дрофа, 2012.

2. «Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).

3. В. В. Пасечник «Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс. Методическое пособие к учебнику В. В. Пасечника «Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс» - М.: Дрофа, 2013.

4. Мультимедийное оборудование

5. MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Растения».

  1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004

  2. Биология 6-9 класс (электронная библиотека)

  3. Видеоуроки, ООО «Открытый урок», 2014.


ЛИТЕРАТУРА


  1. Рабочие программы. Биология 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева.-3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2014.

  2. Методические рекомендации по составлению программы по предмету, В.Ф. Солдатов, И.А.Фоменко

  3. Справочник заместителя директора школы № 10 (октябрь), 12 (декабрь) 2013 года.

  4. Журин А. А., Иванова Т.В., Рыжаков М.В. Учебные планы школ России / под ред. М. В. Рыжакова. — М., Дрофа, 2012.


Интернет-ресурсы:

[link]




СОГЛАСОВАНО

ШМО учителей естественнонаучного цикла

Протокол №_______

От «___»__________2016 г.

____________/О.И. Парамонова/



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по увр

____________/И.А. Воронкова/





Лист изменений и дополнений в рабочую программу

Вид дополнений и изменений

Причина внесения изменений и дополнений.

Дата согласования с заместителем директора по УВР, подпись

Дата утверждения и № приказа директора, подпись



21