Рабочая программа по биологии к учебнику И.Н.Пономаревой

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


1. Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе примерной рабочей программы по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС ООО, программы по биологии к учебнику для 5 класса общеобразовательной школы авторов И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой (М.:Вентана – Граф, 2015); согласно требованиям к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с учебным планом школы на 2016-2017 учебный год, календарным учебным графиком школы на 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа по биологии для 5 класса рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), из них 4 часа отведено на проведение лабораторных работ, 2 часа на контрольные работы и 1 час на проведение промежуточной аттестации.

В рабочей программе по биологии для 5 класса в полном объеме, без изменений количества часов представлены все дидактические единицы, предусмотренные примерной рабочей программой по биологии, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Биология. 5 класс./Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.. Под ред. Пономаревой И.Н. - М.: Вентана-Граф, 2015.

Последовательность изучения и структурирование учебного материала по биологии для 5 класса предусмотрены в соответствии с вышеназванным учебно-методическим комплектом.


2. Содержание учебного предмета «биология»

5 класс (35 часов)


Раздел 1. Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии - возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приемы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы - неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Процессы жизнедеятельности: питание, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений. Значение растений в природе и жизни человека.

Животные. Строение животных. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека.

Раздел 2. Человек и его здоровье.

Место человека в системе органического мира. Природная и социальная среда обитания человека. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Роль человека в биосфере.

Раздел 3. Общие биологические закономерности.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.



Лабораторные и практические работы

1.Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

2.Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

3.Изучение органов цветкового растения.

4.Изучение одноклеточных животных.


3. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные результаты:

знание основных принципов и правил отношения к живой природе; сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные результаты:

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно – популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма);объяснение роли биологии в практической деятельности людей; различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно – ориентационной сфере:

знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

В сфере трудовой деятельности:

знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В эстетической сфере:

выявление эстетических достоинств объектов живой природы.




4. Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Дата проведения урока

Тема урока


Элементы содержания


Кол-во часов


Пред-

полаг.

По факту

Раздел «Биология – наука о живом мире» - 9 часов.

1.



Наука – о живой природе.

Инструктаж по ТБ.



Человек и природа. Живые организмы — важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой
природе — биология

1

2.



Свойства живого.



Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм — единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого

1

3.



Методы изучения природы.

Использование биологических методов для изучения любого живого объекта. Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях

1

4.



Увеличительные приборы.

Лабораторная работа №1 «Изучение устройства увеличительных приборов».



Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. ван Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.


1

5.



Строение клетки. Ткани.




Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.


1

6.



Лабораторная работа №2 «Знакомство с клетками растений»



Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение.

1

7.



Химический состав клетки.


Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки

1

8.



Процессы жизнедеятельности клетки.



Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам.
Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы — биосистемы.

Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.



1

9.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Биология – наука о живом мире».



Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Биология — наука о живом мире»

1

Раздел «Многообразие живых организмов» - 11 часов

10.



Царства живой природы.



Классификация живых организмов. Раздел биологии — систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации

1

11.



Бактерии: строение и жизнедеятельность.



Бактерии — примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах

1

12.



Значение бактерий в природе и для человека.



Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения.

Роль бактерий в природе и жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями

1

13.



Растения.



Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека

1

14.



Лабораторная работа №3 «Знакомство с внешним строением побегов растений».





1

15.



Животные.

Лабораторная работа №4 «Наблюдение за передвижением животных».




Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды


1

16.



Грибы.



Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза)

1

17.



Многообразие и значение грибов.


Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и жизни человека

1

18.



Лишайники.



Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание, размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха

1

19.



Значение живых организмов в природе и жизни человека.



Значение живых организмов в природе и жизни человека Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.

1

20.



Контрольная работа №1 «Многообразие живых организмов».


Обобщение и систематизация знаний по теме «Многообразие живых организмов»

1

Раздел «Жизнь организмов на планете Земля» - 8 часов

21.



Среды жизни планеты Земля.



Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов — обитателей этих сред жизни

1

22.



Экологические факторы среды


Условия, влияющие на жизнь организмов в природе, — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов

1

23.



Приспособления организмов к жизни в природе.




Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата у цветков, наличия соцветий у растений

1

24.



Природные сообщества.


Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — «разлагатели». Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ

1

25.



Природные зоны России

Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны

1

26.



Жизнь организмов на разных материках.



Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды

1

27.



Жизнь организмов в морях и океанах.

Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий

и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.



1

28.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля».



Обобщение и систематизация знаний по теме «Жизнь организмов на планете Земля»

1

Раздел «Человек на планете Земля» - 7 часов

29.



Как появился человек на Земле.



Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа — неандерталец. Орудия труда Человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни

1

30.



Как человек изменял природу.



Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы

1

31.



Важность охраны живого мира планеты.


Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ

1

32.



Сохраним богатства живого мира.


Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.


1

33.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек на планете Земля».



Обобщение и систематизация знаний
по теме «Человек на планете Земля»

1

34.



Контрольная работа № 2 «Жизнь организмов на планете Земля»



Итоговый контроль знаний по курсу биологии 5 класса

1

35.



Промежуточная аттестация


1