Программа факультатива Юный астроном, для учащихся 6-7 классов

Программа факультатива

«Юный астроном»

(6-7 классы, 2 часа в неделю)

Пояснительная записка

Основной задачей данного факультатива является сообщение учащимся начальных сведений о строении Вселенной и Солнечной системы. Факультатив призван удовлетворить интерес, который проявляют школьник этого возраста к астрономии, способствовать формированию научного мировоззрения.

В процессе изучения факультатива предусматривается наблюдение астрономических объектов и явлений. Выполнение практических заданий следует связывать с наилучшими условиями видимости небесных объектов и условиями погоды.

Факультатив следует рассматривать не только как средство расширения астрономических знаний учащихся, но и как средство формирования у школьников устойчивого интереса к предметам естественнонаучного направления, их подготовке к изучению курсов по выбору по астрономии в последующих классах.

Содержание программы факультатива ставит перед учителем ряд конкретных практических задач, например:

• вырабатывать у школьников элементарные навыки наблюдения звездного неба;

• умения находить основные небесные объекты;

• объяснять необходимость угловых измерений на небе;

• знакомить учащихся с причинами изменения вида звездного неба в течение суток и года;

• ориентироваться по объектам звездного неба во времени и пространстве;

• объяснять причины наступления солнечных и лунных затмений.

С учетом возрастных особенностей учащихся данных классов в тематическом планировании данного курса значительная часть учебного времени должна быть отведена на проведение наблюдений астрономических явлений и объектов, практическим заданиям, изготовлению несложных приборов (высотомер, гномон, солнечные часы).

Для усиления общеобразовательного и развивающего значения курса рекомендуется использовать сведения хрестоматийного характера. В воспитательных целях следует связывать изучаемый материал с именами ученых, внесших значительный вклад в развитие астрономической науки.

6класс «Звездная азбука»

Тема 1. Введение (4 часа).

Астрономия — наука о Вселенной. Связь астрономии с другими науками. Разделы астрономии. Задачи астрономии. Практическое применение астрономии. Исследования космоса на современном этапе.

Тема 2. Развитие представлений о Вселенной (14 часов).

История возникновения астрономии как науки. Астрономия в Китае, Индии, Вавилоне, Египте, Древней Греции. Астрономические представления древних славян. Древние обсерватории.

Развитие астрономии в средние века. Борьба за научное мировоззрение в Европе в XV–XVII веках. Галилео Галилей — основоположник научной астрономии.

Развитие астрономии в России в XVII–XVIII веках (М.В. Ломоносов, М. Почобут).

Достижения звездной астрономии в XVII–XVIII веках (Э. Галлей, В. Гершель, В.Я. Струве и их роль в развитии звездной астрономии).

Представления о строении Вселенной в XIX веке. Возникновение астрофизики.

Развитие астрономии в ХХ веке. Радиоастрономия. Современные представления о Вселенной.

Демонстрации

1. Портреты знаменитых ученых.

2. Рисунки и схемы древних обсерваторий.

Тема 3. Как изучается Вселенная (16 часов).

Звезды и созвездия. Мифы и легенды о звездах и созвездиях. Понятие о звездных величинах.

Небесная сфера. Основные линии и точки на небесной сфере. Вид звездного неба на разных широтах. Зависимость высоты полюса мира от широты места наблюдения. Понятие о небесных координатах.

Источники информации о небесных объектах. Астрономические наблюдения, их цели и задачи. Объекты наблюдений. Условия наблюдений.

Телескопы (рефракторы, рефлекторы, зеркально-линзовые телескопы). Геометрическая теория телескопа: оптическая ось, главный фокус, фокальная плоскость, увеличение. Астрографы.

Изучение спектров небесных тел. Спектры излучения и спектры поглощения. Спектральные линии. Спектроскоп. Спектрограф.

Радиоастрономия. Радиотелескопы. Исследования Вселенной из космоса.

Демонстрации

1. Рисунки созвездий из атласа Гевелия.

2. Модель небесной сферы.

3. Звездные атласы и карты.

4. Рисунки и схемы телескопов и радиотелескопов.

5. Фотографии небесных объектов, полученных с помощью космических телескопов.

Практические занятия

1. Изготовление подвижной карты звездного неба и первоначальные навыки работы с ней.

2. Изготовление простейшего угломера. Приобретение навыков работы с угломером. Измерение угловых расстояний на небе.

3. Знакомство со звездным небом. Оценка звездных величин.

4. Определение географической широты местности по наблюдениям Полярной звезды.

5. Изучение школьных телескопов.

6. Работа со школьным спектроскопом и наблюдение солнечного спектра.

Тема 4. Солнечная система (20 часов).

Общая характеристика и строение Солнечной системы. Астрономическая единица.

Солнце — ближайшая звезда. Общие сведения о Солнце. Вид Солнца в телескоп. Понятие о солнечной активности. Использование солнечной энергии. Связь между солнечными и земными явлениями.

Планета Земля. Форма, размеры и движение Земли в пространстве. Внутреннее строение Земли. Атмосфера. Явления в атмосфере Земли (радуга, гало, миражи, полярные сияния). Магнитное поле Земли.

Луна – спутник Земли. Общие сведения о Луне. Видимое движение Луны и фазы Луны. Лунный рельеф и его происхождение. Физические условия на Луне. Методы исследования Луны в настоящее время.

Солнечные и лунные затмения.

Планеты земной группы: общая характеристика, размеры, масса, внутреннее строение, атмосферы, рельеф поверхности, физические условия.

Планеты-гиганты. Различия между планетами земной группы и планетами-гигантами. Кольца и спутники планет-гигантов. Химический состав атмосфер планет-гигантов.

Карликовые планеты. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеоры и метеориты. Пояса астероидов.

Происхождение Солнечной системы. Возникновение космогонии.

Демонстрации

1. Глобусы Земли, Марса, Луны. Теллурий.

2. Фотографии тел Солнечной системы.

Практические занятия

1. Наблюдение Луны и планет в телескоп.

2. Наблюдение движения Луны на фоне звезд и фаз Луны.

3. Наблюдение Солнца на экране. Зарисовка пятен. Обнаружение вращения Солнца.

Тема 5. Звездный мир (14 часов).

Общая характеристика звезд. Определение расстояний до звезд. Шкала звездных величин. Светимости звезд. Размеры и масса звезд. Понятие о движении звезд. Двойные и кратные звезды. Переменные звезды.

Галактика. Размеры Галактики. Количество и распределение звезд в Галактике. Звездные скопления. Место Солнечной системы в Галактике. Вращение Галактики.

Пылевые туманности. Межзвездный газ. Диффузные и планетарные туманности.

Другие галактики, их открытие и классификация. Линейные размеры галактик, вращение и массы. Радиогалактики, квазары. Скопления галактик. Группы галактик. Метагалактика.

Демонстрации

1. Схема и состав Галактики.

2. Фотографии галактик, туманностей, звездных скоплений.

Практические занятия

1. Телескопические наблюдения двойных и кратных звезд, звездных скоплений.

2. Телескопические наблюдения газо-пылевых туманностей, туманности Андромеды, галактик.

7класс «Небесные ориентиры»

Тема 1. Введение (4 часа).

Практические потребности в изучении астрономических явлений и их закономерностей. Роль астрономических наблюдений в познании окружающего мира.

Тема 2. Звездное небо (28 часов).

Созвездия. Деление неба на созвездия. Вид звездного неба в разные времена года. Причина изменения картины звездного неба в течение года. Видимая звездная величина и полное излучение звезды.

Введение понятия о небесной сфере. Картина суточного вращения небесной сферы. Угловые измерения на небесной сфере. Высота светила, азимут. Истинный горизонт. Связь высоты Полярной звезды с географической широтой места наблюдения.

Звездная карта. Понятие о склонении и прямом восхождении. Подвижная карта звездного неба.

Ориентирование по звездам на местности. Навигационные звезды. Способы определения времени по звездам.

Демонстрации

1. Группировка звезд в созвездиях.

2. Фотографии околополярной области неба, полученные неподвижной фотокамерой.

3. Навигационные заезды северного полушария небесной сферы.

4. Способы ориентирования по звездам.

Практические занятия

1. Знакомство с изменением вида звездного неба в разные времена года.

2. Наблюдение ярких звезд и созвездий.

3. Работа со звездными картами.

4. Измерение угловых расстояний между звездами.

4. Ориентирование по Полярной звезде и с помощью созвездий.

5. Определение географической широты по Полярной звезде.

6. Определение времени по звездам.

Тема 3. Путь Солнца зимой и летом (18 часов).

Движение Солнца по небосводу в течение суток и года. Зодиакальные созвездия. Понятие об эклиптике. Наблюдаемое движение Солнца на полюсах, экваторе и средних широтах Земли. Причина изменения высоты Солнца в полдень в течение года. Восход и заход светил. Изменение азимута восхода и захода Солнца в течение года. Причина смены времен года.

Полуденная линия. Гномон, простейшие солнечные часы. Способы ориентирования по Солнцу.

1. Теллурий.

2. Схемы движения Солнца на разных широтах.

3. Гномон, солнечные часы.

Практические занятия

1. Определение полуденной линии с помощью гномона.

2. Ориентирование на местности с помощью часов.

3. Определение высоты Солнца в полдень в течение года.

Тема 4. Движение и фазы Луны (18 часов).

Луна — естественный спутник Земли. Движение Луны на небесной сфере. Сидерический месяц. Фазы Луны. Причина смен фаз Луны. Синодический месяц. Различие между сидерическим и синодическим месяцами.

Солнечные и лунные затмения. Типы затмений. Повторяемость затмений. Условия наступления затмений.

1. Схема смены фаз Луны.

2. Схема, объясняющая различие между синодическим и сидерическим месяцами.

3. Схемы затмений Луны и Солнца.

Практические занятия

1. Наблюдения движения Луны среди звезд.

2. Наблюдения фаз Луны и определение продолжительности синодического месяца.

3. Определение дат и условий видимости ближайших солнечных и лунных затмений в данной местности (с помощью таблиц).

Основная литература:

1.Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. — М.: Наука, 1980.

2.Данлоп С. Азбука звездного неба. — М.: Мир, 1990.

3.Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. — М.: Наука, 1986.

4.Карпенко Ю.А. Названия звездного неба. — М.: Наука, 1985.

5.Коротцев О.Н. Астрономия для всех. — СПб.: Азбука-классика, 2004.

6.Миттон С. и Ж. Астрономия. — М.: Росмэн, 1995.

7.Монльор Р.Р. Астрономия: Школьный атлас. — М.: Росмэн, 1998.

8.Перельман Я.И. Занимательная астрономия. — М.: Наука, 1966.

9.Саркисян Е.А. Небесные светила – надежные ориентиры. — М.: Просвещение, 1981.

10. Энциклопедический словарь юного астронома. — М.: Педагогика, 1986.

Дополнительная литература:

1.Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях. — Мн.: Выш. школа, 1984.

2.Галузо И.В., Голубев В.А. Солнечные часы: теория, практика изготовления. // Тэхналагічная адукацыя. — 2005. — № 4.

3.Гетман В.С. Внуки Солнца. — М.: Наука, 1989.

4.Голубев В.А,. Галузо И.В., Шимбалев А.А. Астрономия: Основные понятия. Таблицы. Пособие для учителей. — Мн.: Аверсэв, 2005.

5.Дагаев М.М. Наблюдения звездного неба. — М.: Наука, 1988.

6.Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. — М.: Наука, 1984.

7.Жалыбина И.И. Природа тел Солнечной системы. // Физика. Приложение к газете «Первое сентября». — 2006. — № 4.

8.Зигель Ф.Ю. Астрономическая мозаика. — М.: Наука, 1987.

9.Коротцев О.Н. Астрономия. Популярная энциклопедия. — Азбука-классика, 2003.

10. Ларионов В. Белорусский «Стоунхендж». // Человечество. — 2005. — № 2.

11. Левитан Е.П. Небо страны пирамид. // Наука и жизнь. —1990. — № 7.

12. Прянишников В.И. Занимательная астрономия в школе. — М.: Просвещение, 1970.

13. Соболев В.В. История астрономии в России и СССР. — М.: Янус-К, 1999.

14. Шимбалев А.А., Галузо И.В., Голубев В.А. Астрономия: Учебный звездный атлас: Учеб. пособие для 11 кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения. — Мн.: ЧУП «Изд-во Юнипресс», 2005.

15. Шимбалев А.А., Галузо И.В., Голубев В.А. Хрестоматия по астрономии: учеб. пособие для учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования. — Мн.: Аверсэв, 2005.

16. http://www.bsastro.by.ru/. Каталог лучших астрономических сайтов (на русском языке).