Экологический час о космонавтике

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования детей г. Хабаровска

«Детский экологический центр «Косатка»

« ДОРОГА В КОСМОС»

Экологический час.

Составитель: Юбко

Надежда Ивановна,

педагог МАУДОД

ДЭЦ «Косатка»

Хабаровск

2016

Цель:

- формирование у учащихся представления о поэтапном освоении космического пространства;

Задачи:

- развить познавательный интерес учащихся;

- расширить знания о российской космонавтике;

- углубить чувство гордости за свое Отечество;

Оборудование: плакаты, рисунки на космическую тему, репродукции картин, открытки, компьютер, презентация слайдов на космическую тему.

Экологический час рассчитан на учащихся среднего школьного возраста. Проводится в форме рассказа о космосе. Экологический час дает возможность познакомиться с жизнью основоположника космонавтики Константина Эдуардовича Циолковского, полетами первых искусственных спутников Земли, орбитальных станций, космонавтов. У школьников формируется представление о поэтапном развитии космонавтики, гордость за свою Родину. В заключение провести игру «Занимательные вопросы» на усмотрение педагога: способ проведения на выбор (ответы-вопросы индивидуально или работа в командах, поле чудес).

Давняя мечта человечества - подняться выше неба, мечта такая же огромная и высокая, как бескрайнее небо. Летать ...И едва ли кто-нибудь спрашивал: для чего? И люди строили крылья: склеивали плоскости из птичьих перьев, мастерили из лозы, обтягивая шелком, бумагой, тончайшей кожей. В 16 веке отважный русский умелец Никита Выводков осуществил свою мечту - он совершил птичий полет с собора Василия Блаженного, после которого по указу царя лишился головы. Спуститься - то он смог, но вот подняться в небо на таких крыльях невозможно. И эти крылья не давали покоя мечтателям, изобретателям, ученым. По-разному представляли себе древние люди полет к звездам: конек - Горбунок с Иванушкой, сказочная Жар-птица, ковер-самолет со сказочным героем, различные летательные аппараты. Небо не принимало человека. Братья Монгольфье рассудили просто и дерзко: если горячий воздух заключить в объем, он полетит. Так появились воздушные шары. И долгое время воздушные шары были единственными летательными аппаратами, возносившими человека в небо. Затем появились аэростаты, дирижабли.

Ровно за 100 лет до того, как над Землей появился первый искусственный спутник Земли, в сентябре 1857 года родился Константин Эдуардович Циолковский. Этот замечательный русский ученый создал теорию космического полета, сделал сложнейшие математические расчеты. Его справедливо называют основоположником космонавтики и часто вспоминают имя этого человека. Константин Эдуардович прожил большую жизнь, каждый день которой - подвиг во имя знания. Основами наук этот полуглухой человек овладел сам, по книгам. Сколько бессонных ночей провел над страницами учебников - кто сможет сосчитать! А сколько бессонных ночей провел он над страницами расчетов и рукописей, листами чертежей и графиков! Этот великолепный человек указал людям путь к звездам:

« Великий мечтатель с подзорной трубою,

Он жадно глядел в те заветные дали,

Где небо цвело целиной голубою,

Далекие звезды призывно блистали.

И надо сказать, усмотрел ход событий,

Вникая в идею, нащупав детали,

Наследники редких могучих открытий

Надежды создателя их оправдали».

Ученик Константина Эдуардовича Циолковского Сергей Павлович Королев претворил мечту своего учителя в жизнь. Сергей Павлович Королев - конструктор ракетно-космических систем, основоположник практической космонавтики. В истории освоения космоса с именем Сергея Павловича связана эпоха замечательных достижений. В его дневнике после встречи с Константином Эдуардовичем Циолковским осталась такая запись: «Я ушел от него с одной мыслью - строить ракеты и летать на них. С этих пор смыслом всей моей жизни стало пробиться в космос».

И 4 октября 1957 г. изумленный мир завороженно слушал сигналы первого искусственного спутника Земли. Это было начало новой эры в жизни человечества - эры покорения космоса. Миллионы людей следили за движением маленькой светящейся точки на звездном небе. Спутник просуществовал 94 дня, сделав 1400оборотов вокруг Земли. Масса первого искусственного спутника Земли 83,6 кг, форма - сферическая, с диаметром 58 см.

Вслед, 3 ноября 1957года был запущен второй искусственный спутник с собакой Лайкой на борту. Спутник просуществовал в 162 дня, сделав 2370 оборотов вокруг Земли. В течение недели с помощью многочисленных датчиков Лайка «рассказывала» о самочувствии, жизнедеятельности организма в необычных условиях космического полета. Из этого «рассказа» следовало, что во время полета на активном участке, когда действовала большая перегрузка, ритм ее дыхания и сердечной деятельности усилились, после того, как перегрузки закончились, он постепенно вернулся к норме.

15 мая 1958 г. был произведен запуск третьего искусственного спутника Земли, являющегося первой в мире автоматической научной станцией. Вес спутника 1т 327 кг, длина 3,57 м. Эти полеты показали, какие безграничные возможности открылись перед наукой.

Искусственные спутники Земли получили широкое применение для решения различных научных и практических задач народного хозяйства - дальней радиосвязи, телевидения, метеорологии, навигации.

С помощью спутников связи «Молния-1», была введена в работу система связи «Орбита», которая позволила организовать передачи программ телевидения, осуществить телефонную, фототелефонную связь, передачу газетных матриц. Спутники связи проходят на высоте 40 тысяч метров над Северным полушарием. На такой орбите за сутки он делает два полных оборота вокруг Земли. Продолжительность связи на каждом витке 8-10 часов. 3-4 спутника «Молния» обеспечивают круглосуточно связь над всеми странами Северного полушария. Появились спутники связи серии «Радуга», «Молния-2», «Горизонт».

Спутники «Метеор» помогают метеорологам, позволяют обнаружить разные формы облачных систем, проследить за развитием циклонов. Фотографии, полученные из космоса, помогли ученым уточнить карты известных географических образований и даже обнаружить ранее неизвестные. Так, найден ряд ледников в горах Алтая.

Обеспечение навигации морских судов осуществляют спутники серии «Космос».

В поле зрения спутников излучение Солнца, звезд, полярных сияний, атмосферы. Важным этапом в исследовании Солнца и его влиянии на Землю явился запуск спутника «Прогноз».

Искусственные спутники Земли заложили фундамент для полета человека в космос.

12 апреля 1961г. мир заучивал фамилию Юрия Алексеевича Гагарина точно так же, как ранее он осваивал наше слово «спутник». В этот день человечество ступило на первую ступень огромной и бесконечной космической лестницы, по которой мы шагаем и еще долго будем шагать , углубляясь все дальше и дальше в дали Вселенной. Но у каждой лестницы есть своя первая ступень, она может быть очень высокой, очень нужной и очень трудной. В космической лестнице человечества этот шаг сделал Юрий Алексеевич Гагарин. Ему, мечтавшему о далеких странствиях и полетах, первому выпало счастье увидеть Землю, небо, космос с высоты полета космического корабля.

12 апреля с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток» с человеком на борту. Пилотом - космонавтом космического корабля - спутника «Восток» является гражданин СССР летчик Юрий Алексеевич Гагарин”- так оповещали газеты. Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли. За 108 минут Юрий Алексеевич, открывший дорогу в космос, облетел нашу планету и благополучно вернулся на родную Землю.

Ю.А. Гагарин родился в 1934году под Смоленском, учился в ремесленном училище, индустриальном техникуме, Оренбургском авиационном училище. Хорошая и теоретическая и практическая подготовка позволили ему войти в отряд космонавтов. Полет Юрия Алексеевича Гагарина начался с его знаменитого «Поехали».

Из воспоминаний первого космонавта.

В 5.30. утра Евгений Анатольевич потряс меня за плечо. Я услышал: «Юра, пора вставать». Я быстро встал и оделся. После физзарядки и завтрака пришло время предполетного медицинского осмотра. Все было в норме. После этого мои друзья помогли мне надеть скафандр. На голову я надел белый шлемофон, а сверху гермошлем с красными буквами «СССР». Вскоре подъехал специальный автобус. Я занял место в «космическом кресле». Оно так называлось потому, что напоминало кресло космического корабля. Автобус быстро ехал по шоссе. Еще издали я заметил серебристый корпус ракеты, устремленный в небо. Мы подъехали к космодрому. На перроне стоял председатель Государственной комиссии. Я подошел к нему и сказал :

«Летчик, старший лейтенант Гагарин, к полету готов».

Он пожал мне руку и сказал :

«Счастливого полета, желаем удачи».

Я вошел в кабину. За мной бесшумно захлопнули люк. Я остался наедине с приборами. Я почувствовал, как ракета задрожала всем корпусом. Ракета начала взлетать. У Земли и Юрия Алексеевича Гагарина были позывные: у Земли «Заря», у космонавта – «Кедр».

Вот несколько строк из этих переговоров:

«Заря». Готовность пять минут.

«Кедр». Вас понял. К старту готов.

«Заря». Отлично. Подъем! Ключ на старт! Мы все желаем Вам доброго полета!

«Кедр». Поехали! До скорой встречи, дорогие друзья!

Перегрузки росли, но я знал, что это продлится недолго. Невесомость для жителей Земли явление несколько странное. Вот что со мной произошло в эти минуты. Я оторвался от кресла и повис в воздухе. Все незакрепленные предметы тоже летали, я все время работал, вел бортовой журнал, говорил с Землей по рации.

«Заря». Как себя чувствуете?

«Кедр»: Полет проходит успешно, самочувствие хорошее. Как слышите? Полет проходит нормально.

«Заря». Слышим Вас отлично. Продолжайте полет.

«Кедр». Девять часов сорок восемь минут, полет проходит успешно. Самочувствие хорошее, настроение бодрое. Вижу горизонт Земли. Очень красивое зрелище. Вышел из тени Земли.

«Заря». Вас поняли.

«Кедр». Наблюдаю Землю. Пролетаю над морем. Полет проходит успешно. Самочувствие отличное. Все системы работают хорошо. Бортовая аппаратура работает исправно. Состояние невесомости переношу хорошо. Продолжаю полет…

«Заря». Вас понял.

В 10.15. прошли приказы на подготовку к посадке. В 10.25. включилось тормозное устройство. Ракета начала снижение. Перегрузки росли. Ракета вошла в плотные слои атмосферы. В 10 часов 55 минут корабль «Восток», облетев земной шар, благополучно опустился на вспаханное колхозное поле.

Полет первого космонавта показал, что в условиях невесомости можно работать, обживать космическое пространство. Своим мужеством, трудолюбием, целеустремленностью он доказал, что возможности человека неисчерпаемы, его любила вся планета. Он готовился к новым полетам. Трагическая авария оборвала его жизнь. Люди Земли будут помнить Юрия Алексеевича Гагарина, его необыкновенно добрую улыбку 25 мая 1962года Юрий Алексеевич Гагарин побывал в нашем городе, Хабаровске. Его именем назван парк, в парке он посадил ель. Долгое время в городе работал завод имени Гагарина.

Его имя воспето в песне «Знаете, каким он парнем был ...» И может быть, лет через 200 Гагарин окажется такой же легендой, как Колумб.

Шагнув в неизвестность, он шагнул в бессмертие. По космической трассе, проложенной Юрием Алексеевичем Гагариным, ввысь взметались множественные ракеты, вынося на космические орбиты новые космические корабли.

Прошло всего два года после запуска искусственных спутников Земли и вот уже человек дотянулся до вечного спутника Земли - Луны. Была запущена лунная автоматическая станция “Луна-1”, имела она поэтическое название – «Мечта».

И удивит кого едва ли

В ракете новый космонавт,

И на Луну давно послали

Послушный, умный автомат.

Мы видим лунную вершину

И пыль на ней без трав и вод.

И электронную машину _ -

Послушный людям луноход.

«Луноход-1» и «Луноход-2» бороздили поверхность Луны.

На Луне побывало 12 американских астронавтов. Межпланетные станции исследовали планеты Марс, Венеру, Юпитер.

На космическом корабле «Восток -6», 16 июня 1963 г. совершила первый полет женщина - космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Советской «Чайкой» называли ее люди всей Земли.

18 марта 1965 года велась телевизионная передача о первом выходе человека в открытый космос, через люк шлюзового устройства корабля «Восход-22 Алексей Архипович Леонов, одетый в мягкий защитный скафандр, вышел из корабля. За бортом провел 10 минут. Впервые человек смотрел на космический дом не через стенки иллюминаторов.

Начались полеты космических кораблей “Союз”. Корабль “Союз-1” пилотировал летчик-космонавт полковник Владимир Михайлович Комаров 23-24 апреля 1967г. При возвращении на Землю на 7-километровой высоте произошли неполадки, что привело к аварийной посадке и гибели космонавта.

Искусственные спутники Земли, космические корабли «Восток», «Восход», «Союз»- такова ступень к «космическим домам» - орбитальным станциям. Первая долговременная орбитальная станция «Салют- 2» вышла на орбиту 19 апреля 1971г., а 6-7 июня 1971г. на станции работал первый экипаж: Пацаев Виктор Иванович, Добровольский Георгий Тимофеевич, Волков Владислав Николаевич. За 24 дня была выполнена программа полета. При возвращении на Землю произошла разгерметизация спускаемого аппарата и экипаж погиб. Их имена вошли в вечную летопись космонавтики.

За годы, прошедшие с запуска первого искусственного спутника Земли нашей страной запущено в космос свыше 600 различных космических аппаратов, станций и кораблей, что составило примерно половину всех космических стартов, осуществленных за это время во всем мире. Многочисленные интернациональные полеты, полет второй женщины-космонавта Светланы Евгеньевны Савицкой внесли богатейший вклад в освоение космического пространства. Неизведанные дали всегда манили человека. И исследование околоземного пространства всегда будет интересовать человечество.

Занимательные вопросы.

1. Назовите дату полета первого космонавта Земли. (12.04.1961г.).

2. Как назывался космический корабль, на котором Ю.А. Гагарин поднялся в космос? («Восток»).

3. Назовите космодром с которого в космос поднимаются русские ракеты. (Байконур, Казахстан).

4. В каком году был запущен 1 ИСЗ? ( 04.09.1957 г.)

6. Кто из космонавтов первым вышел в открытый космос? (А.А. Леонов).

7. Какие животные и насекомые побывали в космосе?

( мыши, крысы, тараканы, собаки, обезьяны, лягушки, пчелы).

8. Как назывался космический корабль , на котором А.А. Леонов вышел в открытый космос ? ( “Восход”).

9. Кто из ученых нашей страны является основоположником космонавтики? ( К.Э. Циолковский ).

10. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем. ( С.П. Королев).

12. Чем питается человек в космосе? ( В тубах, похожих на тюбики с зубной пастой, содержатся высококалорийные продукты).

13. Что представляет собой космический хлеб? (Плитку, похожую на шоколад , бороздочками разделенную на дольки ).

14. Сколько времени длился полет Ю.А. Гагарина? (108 мин.)

15. На чем совершили путешествие на Луну литературные герои Незнайка и Пончик ? ( На ракете. Н.Носов “Незнайка на Луне”).

16. Кто ждал , что Вселенная бесконечна, за что его сожгли на костре ? (Д.Бруно).

17. Назовите вес 1ИСЗ. ( 83,6 кг)

Литература.

1. А. Т.Гагарина Слово о сыне, М., Молодая гвардия, 1986

2. А.Т. Гагарина Память сердца М., 1986

3. В. Губарев. «Поехали». Документальные очерки о космосе и космонавтах. М., Молодая гвардия. 1981

4. А.В.Дихтярь Жизнь – прекрасное мгновенье. Документальная композиция. М., Молодая гвардия, 1974

5. Он был первым: Записки, публицистические заметки, воспоминания. – М.: Воениздат, 1984

6. О.Куденко. Орбита жизни. Повесть. Хроника. Московский рабочий.

7. qalspace.spb.ru/orbita/sputnik2.htm