Окружающий мир 5 класс Раздел 1 Микромир Тема: Строение Солнца

Окружающий мир 1(5) класс

Раздел 2 Мегамир (Вселенная)

Тема : Строение Солнца.

Цель урока:

- продолжить формирование понятия о строении Вселенной и Солнечной системы;

- дать представление о строении Солнца и о процессах, происходящих на нем; показать влияние Солнца на Землю;

- развивать интерес к изучению предмета.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Форма проведения: фронтальная беседа в сочетании с индивидуальной.

Оборудование: учебник Ф.Е. Грицай , Т.А. Пушкарева «Окружающий мир 5 класс Вселенная 2 часть»; ДЭ том 2 с.373; Таблица « Строение Солнца», схемы строения Солнца.

Новые термины и понятия : солнечные пятна, факелы, гранулы, солнечная корона, протуберанцы, солнечная активность.

Ход урока:

1.Мотивация учебного процесса.

Как вы думаете для чего люди хотят знать о том, что происходит на Солнце?

Мы-дети Солнца…… (ответы уч-ся: свет и тепло…).

2. Актуализация опорных знаний.

Без Солнца невозможна жизнь на Земле. Вспомните, что вы знаете о Солнце?

Ответы детей: Солнце –рядовая звезда, желтый карлик. Она ближе всех находится к нашей планете, поэтому лучше остальных звезд изучена. Расстояние от Земли до Солнца 150 млн км. Зная, что скорость света 300 тыс. км/с свет от Солнца к Земле идет чуть более 8 мин. На Солнце нельзя смотреть без защитных очков.

3. Изучение нового материала.

Существует специальная служба по изучению Солнца.

Еще более 200 лет назад известный ученый М.В. Ломоносов очень ярко описал картину того, что по его мнению происходит на Солнце.

Когда бы смертным толь высоко

Возможно было возлететь,

Чтоб к Солнцу бренно наше око

Могло, приблизившись возреть,

Тогда б со всех открылся стран

Горящий вечно океан.

Там огненны валы стремятся

И не находят берегов,

Там вихри пламенны крутятся,

Борющись множество веков;

Там камни, как вода кипят

Горящи там дожди шумят…

О каком «горящем вечно океане» идет речь и, что это за «огненные валы» и «кипящие камни» мы сейчас попробуем разобраться. У вас на партах схемы строения Солнца. Проработайте в учебнике с. 69-73. Перенесем схему в тетради и по мере изучения запишем какие процессы происходят в недрах Солнца.

1. Все начинается в ядре Солнца – там водород превращается в гелий. В результате ядерных реакций в ядре Солнца выделяется огромное количество энергии в виде света. Температура 15 млн градусов по Цельсию. В состав звезды входит 70% Н (красного цвета), 25% Не(желтого цвета) и другие более тяжелые химические элементы: Са, Fe, Mg, C, O, Na

2. Лучистая зона.

Газы находятся в умеренном движении. Энергия передается наружу последовательно от слоя к слою. Свет пробивается сквозь толщу Солнца к его «поверхности». Нельзя говорить, что Солнце имеет поверхность-это раскаленный газовый шар, плазма.

1. Конвективная зона.

Солнечное вещество перемешивается подобно воде при кипении, напоминает кипящую рисовую кашу. Температура по мере приближения к видимой границе Солнца уменьшается до 8 тыс градусов.

1. Фотосфера.

Самая яркая, светящаяся состоит из гранул, температура 6 тыс. градусов по Цельсию. Факелы –участки с более высокой температурой. Также ученые давно заметили, что на Солнце есть темные пятна- это участки с более низкой температурой – 4,5 тыс. град.

На таблице «Строение Солнца» показано, что количество пятен непостоянно: есть годы минимума (Солнце спокойное) и годы максимума (Солнце активное). Максимальное количество солнечных пятен наблюдается каждые 11 лет. В это время очень опасно находиться в открытом космосе, а на Земле происходят стихийные бедствия, магнитные бури. Благодаря наличию пятен ученые заметили, что Солнце вращается вокруг своей оси неравномерно: у полюсов за 30 земных суток, у экватора за 25 суток.

1. Хромосфера.

Фотосфера постепенно переходит в хромосферу, в которой происходят вспышки плазмы- протуберанцы и в солнечную корону (ее диаметр равен 15-20 диаметрам Солнца). По мере удаления от видимой границы звезды солнечная корона сильно разогревается (до 2 млн град), т.к. в недрах Солнца рождаются мощные ультразвуковые волны. До Земли долетает солнечный ветер-это остатки солнечной короны.

4.Закрепление изученного материала.

Мы рассмотрели Солнце очень упрощенно: не все легко можно объяснить, не все вы сейчас сможете понять. Ясно одно: наше Солнце – очень беспокойный космический объект.

Пускай это бурное море огня

Зовут лучезарным светилом,

Как в детстве, оно для тебя и меня

Останется солнышком милым

С. Маршак

С какими новыми понятиями и терминами мы сегодня познакомились?

Перечислить и записать в тетради с условными обозначениями на полях.

5.Домашнее задание.

Всегда ли будет светить наше солнышко?

Подготовить прогнозы о будущем Солнца научные и, может быть, фантастические. Сделать рисунки Солнца, изобразив протуберанцы разной формы.

Подобрать список источников информации о Солнце (книги, справочники, энциклопедии, интернет ресурсы)

6.Оценки за урок. Рефлексия.

Отметить кто из учеников проработал опережающее задание, кто быстрее выписал из текста учебника ключевые слова.

На листочках ,которые лежат на партах ответить на вопросы:

Материал урока мне понятен полностью/ частично/ не понятен/ затрудняюсь

Новые знания мне пригодятся в жизни да/ нет/ не знаю