Программа для дополнительного образования по астрономии для дошкольников

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОРОДСКОЙ КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. КОРОЛЕВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ»

«Согласовано» «Утверждаю»

Педагогический совет Директор МБОУ ДОД ДЮТ Протокол № от ________________ О.А. Катунина





ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

« Москва – Кассиопея. Астрономия для дошкольников. »







Срок реализации: 1 год

Возраст обучающихся : 6-7 лет

Составитель: педагог дополнительного образования

Плюснина Марина Николаевна













г. Королев, Московская область

2015 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОГРАММЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.

    1. Актуальность и социальная значимость программы.

Программа дополнительного образования детей объединения «Астрономия и космос» реализует естественно - научную направленность, способствует формированию у воспитанников элементарных астрономических знаний, расширению их общего кругозора, привитию познавательного интереса к окружающему миру, развитию в рамках предмета специальных практических умений и навыков.

В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора человека, дает ему возможность ощутить свою связь со Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.


Можно выделить две основные идеи, базовые для астрономического просвещения, которые в последнее время все более актуальны. Суть первой состоит в том, что курс астрономии в любом образовательном учреждении (кроме вузов), должен быть образовательным и преимущественно мировоззренческим. Вторая по значимости идея - гуманизация и гуманитаризация астрономии. Имеется в виду не немедленное превращение в профессиональных астрономов всех, кто изучает астрономию. Напротив, усвоенные представления об объектах, процессах и масштабах Вселенной, органично связанные с другими предметами естественно – научного цикла, завершат и обобщат экологическое, нравственное и эстетическое воспитание учащихся.

Вселенная дошкольника-

недавно это казалось абсурдным. А сегодня? Малышей 6 лет приходится готовить к школе. Существуют различные программы воспитания и обучения старших дошкольников. Они предусматривают ознакомление детей с окружающим миром, элементарными математическими понятиями, изобразительным искусством и экологической культурой. Немало внимания уделяется формированию у детей коммуникативности, развитию речи и подготовке к обучению грамоте. Все это необходимо, но нелегко реализуемо. Потому большинству родителей и педагогам-воспитателям не до высших материй, в том числе и не до Вселенной с ее тайнами, о которых, к сожалению, многие взрослые сами не имеют никакого представления…
Между тем, «Вселенная» не есть некая добавка к и без того перегруженному содержанию обучения малышей. Правильнее иное: ознакомление с увлекательнейшей наукой о природе – своего рода интеллектуальный подарок детям, мотив к развитию их любознательности, появлению у них устойчивого интереса к учебе.
Считая, что детям интересен окружающий их мир, составители программ дошкольного обучения забывают (или не понимают), что это касается не только того мира, который вокруг них, но и над ними. Внимание нормального ребенка не могут не привлечь Солнце, Луна, звезды. Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в Космос, что космонавты там видят и т.д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти “черные дыры”»… Многие маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием будут слушать рассказы о ней и играть в «астрономические игры».
Обоснование возможности и целесообразности «
дошкольной астрономии» необходимо, но недостаточно. Надо обозначить, по крайней мере, еще три проблемы и показать варианты их реализации.
Во-первых,
содержание обучения – вопрос о том, чему учить малышей. Можно сказать, что «дошкольная астрономия» – это первоначальное ознакомление детей с системой представлений о мире небесных тел. Иными словами, мы должны постараться систематизировать уже имеющиеся у детей разрозненные представления о Солнце, Луне, звездах и т.д.
Во-вторых,
выбор методов обучения, то есть способов и приемов обучения. Как содержание обучения, так и методы обучения должны быть адекватными психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста. В противном случае вместо формирования у детей любознательности, интереса к астрономии, космонавтике (и вообще к учебе!) получится нечто совершенно противоположное (что нередко наблюдается в практике работы общеобразовательной школы…). К числу наиболее приемлемых методов занятий с малышами можно отнести ролевые игры (дети играют «в Солнышко», «в Луну» и т.д.) и беседы с детьми. А соответствующие «теоретические знания» должны сообщаться детям через увлекательные «астрономические сказки», написанные в наиболее воспринимаемой детьми диалогической форме.
В-третьих,
необходимо создать доступные и интересные дошкольникам наглядные таблицы (картины) и компьютерные игры и программы. Существующих книжек для малышей, конечно, совершенно недостаточно.

Возникает необходимость применения таких методических приемов и таких технологий, чтобы при обучении астрономии ребенок учился и читать, и говорить, и сочинять, и задавать вопросы, и логически мыслить, и работать руками (рисовать, конструировать, лепить), восполняя недополученное на других занятиях.

В этом состоит актуальность программы.

Зачем современному молодому человеку знание астрономии? Можно выделить следующие причины.

Во-первых, астрономия – одна из самых интересных наук. Занятия ей увлекательны и радостны.

Во-вторых, знание астрономии поможет понять причину различных явлений ( смена дня и ночи, времен года, изменение вида Луны, затмения, появления комет и «падающих звезд»).

В–третьих, астрономия раскрывает картину мира, в котором мы живем. Современная астрономическая картина поражает своей грандиозностью.

В–четвертых, знание основ астрономии необходимо каждому культурному человеку. Особенно сейчас, когда активизировались колдуны, маги, всевозможные предсказатели судьбы и т.д.

В-пятых, человечество вступило в космическую эру и космонавтика, неразрывно связанная с астрономией, в настоящее время играет очень важную роль в решении различных народнохозяйственных, научных и военных задач.

В-шестых, астрономия поможет научиться мыслить широко, космическими масштабами и добиться успеха в любой творческой деятельности.



Психологи выделяют целый ряд положительных качеств личности, как с позиции социальной значимости, так и индивидуально значимые, внутренние, формированию которых способствуют занятия астрономией.

Исходя из специфики сферы занятий астрономией, можно выделить значимое для любителей астрономии качество личности – любознательность. Она является основой мотивации при изучении астрономии, а также базой для других качеств личности. Именно любознательность приводит детей в детские объединения УДО, где они могут получить ответы на интересующие их вопросы. Любознательность рождает основную движущую силу процесса познания – познавательный интерес. Учащиеся хотят знать не только что? и где?, но и как? когда? и почему?

Настойчивость, целеустремленность, направленность – вот качества личности, которые формируются в процессе получения не только теоретических знаний, но и выполнении практических работ ( работа с телескопом, проведение наблюдений, их описание, сравнение их со справочными данными, работа с картой звездного неба)

Усвоение учебного материала способствует активизации качеств мышления, способности к абстрагированию. Ведь изучаемые космические объекты и процессы их развития и взаимодействия нельзя соизмерить с привычными для детей объектами человеческой жизни. Поэтому для отчетливого представления изучаемых явлений необходимо научиться пользоваться моделями, схемами, таблицами и соотносить модели объектов с самими объектами изучения. Работа в коллективе единомышленников проявляет и усиливает такие качества личности, как дружелюбие и коммуникативность. Увлеченность общим делом, возможность обсудить любую тему, совместное выполнение практических работ способствуют сплочению и дружбе ребят.

Способность осознать реальность далеких планет, звезд, галактик, масштабы расстояний между ними , закономерности движения и развития формируют еще одно качество личности – компетентность. Понимание мироустройства усиливает и уверенность в себе, в своих способностях.

Эмоциональность – еще одно качество личности, неизменно присущее учащимся, увлеченным астрономией. Опыт показывает, что большая часть детей стремится поделиться своими знаниями с друзьями, родителями, ребятами в классе и во дворе. Даже у замкнутых детей часто формируется тяга к обсуждению интересных тем, то есть желание общаться, то есть коммуникативность. Она сопряжена с дружелюбием и еще одним качеством личности – толерантностью. Формируемое умение спокойно принять суждение, отличное от собственного, с уважением относиться к чужому мнению, очень важно для дальнейшей адаптации в обществе, т.е. социализации личности.

Сформированное средствами астрономии миропонимание не позволит учащимся принять сомнительные науки и учения – астрологию, уфологию и др. Поэтому можно выделить еще одно качество личности, формируемое в процессе астрономического просвещения – критичность. Хотя толерантность и критичность являются в некотором смысле противоположными качествами личности, их сформированность и сбалансированность необходима для дальнейшего развития и взросления.

Перечисленные качества личности, свойственные юным астрономам, нельзя считать исчерпывающими. Но любознательность, настойчивость, целеустремленность, направленность, логичность мышления, критичность, компетентность, эмоциональность, дружелюбие, коммуникативность и толерантность наиболее ярко проявляются в детских объединениях астрономической направленности. Возможно, процесс приобретения астрономических знаний, позволяющий проявиться этим качествам, позволит разрешить «проблему соотношения гуманитарного и естественно – научного образования и проблему их синтеза».

В этом состоит социальная значимость данной образовательной программы.

    1. Практическая значимость программы.

Настойчивость, целеустремленность, направленность – вот качества личности, которые формируются в процессе получения не только теоретических знаний, но и выполнении практических работ (, проведение наблюдений, их описание, сравнение их со справочными данными, работа с картой звездного неба)

    1. Связь программы с уже существующими по данному направлению.



    1. Вид программы: модифицированная, адаптированная к условиям дополнительного образования детей.

    2. Направленность программы: естественно-научная

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

2.1.Цель программы:

формирование устойчивого интереса дошкольников к астрономии, привитие детям специальных умений и навыков, воспитание положительных, индивидуально – значимых качеств личности каждого ребенка.

2.2. Задачи программы:

Обучающие:

  • Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»

  • Ознакомить с точкой зрения древних людей о мироздании

  • Ввести понятия «звезды», «созвездия», «планеты», «кометы», «спутники», «метеоры», «метеориты», «астероид», «солнечная система»

Объяснить, что представляет собой Солнечная система, ознакомить с простейшими характеристиками планет и тел солнечной системы

Познакомить с Землей, планетой на которой мы живем

Рассказать об истории освоения космоса, ярких сведениях биографии Циолковского, Королева, Гагарина.

  • Научить находить на небе созвездия Большая и Малая медведица, Полярную звезду

Вызвать у ребят познавательный интерес к окружающему миру



Воспитательные:

  • Привить навыки коллективной и индивидуальной работы;

  • Привить умение оценивать результаты своего труда;

  • Привить любовь к своей планете, бережное отношение к природе, умение удивляться ее чудесам и восхищаться ими

  • Воспитать любознательность, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, коммуникативность, культуру межличностных отношений и другие ценностные качества личности;



Развивающие:

Развить аналитические умения (умение наблюдать, анализировать сравнивать предметы и явления, устанавливать общие признаки и отличительные черты сопоставляемых предметов и явлений, обобщать, делать выводы);

Развить познавательные умения, привить воспитанникам специфические практические умения и навыки в в рамках предмета (проводить наблюдения невооруженным глазом, зарисовывать результат наблюдений);

Развить творческое воображение и мышление, зрительную память, эмоциональную сферу;

Развить речь обучающихся ( обогатить словарный запас, ввести в лексику специальную терминологию, формировать речевую культуру;

Развить мелкую моторику (рисование, лепка, работа с конструктором)







3.ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ.


Отличительной чертой программы является ее ориентация на интеграцию естественно – научного и гуманитарного образования, духовно – нравственное становление детей, подготовку их вхождения в мир взрослых через общение и воспитание.



4. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ, КОТОРЫМ АДРЕСОВАНА ПРОГРАММА.

4.1. Возраст детей, их психологические особенности.

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка.

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребенка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте сам ребенок начинает определять собственное поведение

В процессе развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности происходит: возникновение и развитие соподчинения мотивов, усвоение этических норм, развитие произвольного поведения и формирование личного сознания.

Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:

1. Возникновение первого схематического абриса цельного детского мировоззрения. Все, что видит, ребенок пытается привести в порядок, увидеть закономерные отношения, в которых укладывается непостоянный окружающий мир. Строя картину мира, ребенок выдумывает, изобретает теоретическую концепцию, строит мировоззренческие схемы. Такое мировоззрение увязывается со всей структурой дошкольного возраста, в центре которого находится человек.

2. Возникновение первичных этических инстанций и на их основе – моральных оценок, которые начинают определять эмоциональное отношение ребенка к другим людям.

3. Возникают новые мотивы поступков и действий, общественные по своему содержанию, связанные с пониманием взаимоотношений между людьми (мотивы долга, сотрудничества, соревнования и т. п.). Все эти мотивы вступают в различные соотношения, образуют сложную структуру и подчиняют себе непосредственные желания ребенка. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными. Преодоление непосредственных желаний определяется не только ожиданием награды или наказания со стороны взрослого, но и высказанным обещанием самого ребенка (принцип «данного слова»). Благодаря этому формируются такие качества личности, как настойчивость и умение преодолевать трудности; возникает также чувство долга по отношению к другим людям.

4. Отмечается произвольное поведение и новое отношение ребенка к себе и своим возможностям. На основе формирования произвольного поведения у ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками. Овладение умением управлять собой, своим поведением и поступками выделяется как особая задача.

5. Возникновение личного сознания – возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми. Стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности. У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки).

И с учетом того, что в дошкольном возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру, то не исключены и психологические проблемы, возникающие в этот период.

Психологические особенности дошкольного возраста (5-6 лет)

Ведущая деятельность — игра, освоение норм поведения и деятельности людей.

Этап 5-6 лет отличается целым рядом признаков.

Среди них:

Гармонизация отношений со взрослыми, повышенная потребность в любви, нежности со стороны родителей, развитие чувства любви, привязанности к ним критический возраст для формирования способности любить другого человека.

Установление отношений со сверстниками, совместные игры (сюжетно-ролевые, по правилам), включение в отношения лидерство/подчинение, которые существуют среди детей, «игры-соревнования».

Развитие способностей к конструкторским играм, практического мышления.

Развитие способностей к рисованию, музыкальных (понимание музыки, умение петь, танцевать), творчества.

Эгоцентризм мышления: проявляется в том, что ребенок воспринимает ситуацию только со своего угла зрения, не способен посмотреть на мир с чужой точки зрения и уловить связь между предметами.

Синкретизм мышления: проявляется в том, что ребенок вычленяет из целого отдельные детали, но не может их связать друг с другом и с целым; он не способен установить связи между разными деталями ситуации, путает причины и следствия.

Мышление ребенка характеризуется анимизмом (он проецирует свое Я на вещи, наделяя сознанием и жизнью движущиеся предметы: машины, солнце, облака, реки).

Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий и эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным).

Интерес к сказкам (они выступают средством эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей).

Становление воли, произвольности действий.

Любознательность (дети — «почемучки»),

Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному). Это имеет познавательное и интеллектуальное значение, а также выполняет аффективно-защитную функцию (уход от тяжелых переживаний благодаря воображаемой ситуации). Активизируется изобразительная деятельность ребенка (детское искусство экспрессивно: ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния). Между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности заметно явное соотношение. (Л. С. Выготский рассматривает рисунок ребенка как своеобразную речь, средство осмысления и выражения своих переживаний и знаний.)

Появляется способность вступать в диалоги с другими людьми (к 6 годам лексикон ребенка возрастает до 14 тысяч слов, происходит полное усвоение грамматических норм языка). Формируется и эгоцентрическая речь (она сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия), которая затем перерастает во внутреннюю.

Ребенок начинает оперировать понятиями (в 3-5 лет слова, как ярлыки, заменяющие предметы или действия; к 6-7 годам слова обозначают существенные признаки предметов конкретные понятия).

Первые проявления инициативности, целеустремленности, активности, предприимчивости, самостоятельности либо, в случае негативного развития, пассивности, чувства вины, склонности к подражанию образцам.

В этот период отмечается множество новшеств:

У ребенка впервые возникает цельное мировоззрение, попытка осмыслить закономерности отношений. Складываются первичные морально-этические понятия (что такое хорошо и что такое плохо).

Рождается соподчинение мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям).

Становление произвольного поведения (стремление управлять собой и своими поступками).

Проявление личного сознания (самооценки). Ребенок начинает понимать, что может не все, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества: хороший, злой, добрый и т. п.

Готовится к школе, что проявляется не в формальном овладении навыками счета, письма, чтения. Это результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель его психического, умственного, эмоционального и социального развития.



Обнаруживается произвольность поведения: умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам.

Появляется мотивация к учебе (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость.

В интеллектуальной сфере концентрация внимания, понимание на слух, формирование основного словарного запаса, развитие речи и наглядно-образного мышления; наличие фонематического слуха, способностей к обобщению; рациональный подход к действительности; логическое запоминание; зрительно-двигательная координация (способность управлять движениями руки и пальцев).

В личностной и социальной сфере: сотрудничество со сверстниками, отношение ко взрослому как к учителю; уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям.

В 7 лет возникает кризис, один из основных симптомов которого потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать; проявляется симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает.

Таким образом ,у ребенка старшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Это характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Появляется интерес к связям, существующим между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Важно постоянно создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача педагога – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в образовательной деятельности дошкольников. Серьезное внимание уделяет педагог развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов), в развивающих играх, головоломках простейших механизмов и моделей. Педагог своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению, важным становится содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

Важным показателем самосознания детей этого возраста является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Поведение дошкольника так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе и о том, каким он должен или хотел бы быть. Положительное восприятие ребенком собственного Я непосредственным образом влияет на успешность деятельности, способность приобретать друзей, умение видеть их положительные качества в ситуациях взаимодействия. В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций.

4.2. Вид детской группы: постоянного состава.

4.3.Особенности набора детей в группу: набор свободный

4.4. Количество обучающихся: 1 год обучения - 12 -15 человек,

5. РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

5.1. Общее количество часов в год – 72 часа (занятия 1 раза в неделю по 2 часа)

5.2. Количество часов в неделю 2 час

5.3. Периодичность занятий: 1 раз в неделю по 2ч



6. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ.

6.1. К концу 1 года обучения воспитанники смогут знать:

Понятия «космос», «солнечная система», «планета», «звезда», «созвездие», «комета», «метеорит», «метеор», «астероид», «орбита», «космонавт», «космический корабль», «спутник», «скафандр»;

Точку зрения древних людей на мироздание и планету Земля;

Простейшие характеристики Солнца, Земли, Луны, планет Солнечной системы, звезд и некоторых созвездий, отличие планет от звезд, комет, метеоритов;

Историю покорения космоса, яркие биографические сведения из жизни К.Э.Циолковского, С.П.Королева, Ю.А.Гагарина

Смогут уметь:

Находить на карте звездного неба и на небе созвездия Большая и Малая Медведица, Полярную звезду;

Обращать внимание на изменение фаз Луны, делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

Кратко отвечать на заданные вопросы;

Выполнять учебно-творческие задания, способствующие развитию мышления и логики;

Отражать воображаемое в рисунке, изделиях из пластилина;

Взаимодействовать друг с другом в условиях занятия – игры, работать в парах, группах и индивидуально.



6.2.Механизм оценки достижений обучающихся

(система отслеживания и оценивания результатов обучения и развития по программе – мониторинг)

  1. Входной контроль в начале учебного года, направленный на диагностику ближайшего развития обучающихся. Проводится в форме тестирования.

  2. Тематический контроль по завершении изучения отдельных разделов или тем программы. Может проводиться в форме тестирования, выполнения практических заданий.

  3. Промежуточный контроль в середине учебного года. Проводится в форме индивидуального тестирования.

  4. Итоговый контроль по окончанию учебного года.


6. 3. Способы проверки результативности.

  • Педагогическое наблюдение.

  • Показатели мониторинга результатов обучения и развития воспитанников по образовательной программе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .

1 год обучения (дети дошкольного возраста) (занятия 1 раз в неделю)




темы

ТЕМА

Кол-во

часов

всего

Теория

Практика

1

1

Введение в астрономию

2

0.40

1.20

2

2

Как развивалась наука о Вселенной

2

1.20

0.40

3

3



3.1

3.2

Что мы знаем о Вселенной.



Солнечная система

Звездный мир. Вселенная

36

7.20

28.40

4

4


Исследования Космоса




8

2.40

5.20

5

5

Практические наблюдения

24

8

16



Итого


72

20

52







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ .

1 год обучения

1. Введение в астрономию

Предполагается рассказать ребятам, как выглядит Земля из космоса, ввести понятия «космос», «вселенная», объяснить , что есть в космическом пространстве и « на чем все в космосе держится»

2. Как развивалась наука о Вселенной

Планируется познакомить ребят с представлением о небесах и Земле в древности.

3. Что мы знаем о Вселенной

3.1 Солнечная система

В этом разделе программы рассказать о голубой планете Земля, причинах смены дня и ночи и времен года, изображении Земли на глобусе и картах, как устроена Земля внутри, почему бывают землетрясения и вулканы, что такое полезные ископаемые, что такое атмосфера и почему меняется погода. Провести наблюдения за солнцем, оценить расстояние до солнца, рассказать, почему оно светит и греет и почему бывают полярные сияния. Провести наблюдение вида луны, совершить воображаемую прогулку по луне и составить карту луны. Рассказать о солнечной системе – семье планет, астероидах, кометах, метеорах и метеоритах.

3.2 Звездный мир. Вселенная

Рассказать царстве звезд во Вселенной, звездных картинках – созвездиях, двух звездных ковшах, Кассиопее, зимнем Охотнике и весеннем Льве, похожи ли Солнце и звезды, почему звезды мерцают и взрываются.

4. Исследование космоса

Рассказать о нашем месте в космосе, что можно увидеть в космосе, кому принадлежит идея полета в космос и кто ее осуществил. Рассказать о Ю.А. Гагарине – первом человеке в космосе, о работе в космосе, космических аппаратах, станциях , поиске жизни в космосе.

5. Практические наблюдения

Рассказать легенды и сказки о созвездиях Зодиака и некоторых других, потренироваться в нахождении их на карте звездного неба. Провести наблюдения звездного неба осенью, зимой и весной. В заключение занятий по итогам года проводится игровая неделя «Большое космическое путешествие».



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

Методы, формы технологии организации учебного процесса.

В работе с детьми дошкольного возраста важно активное применение методов мотивации и стимулирования (формирование интереса к занятиям, познавательной активности детей):

  • методы эмоционального стимулирования,

  • творческие задания,

  • поощрение.


Основными методами организации учебно-познавательной деятельности являются:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция)

  • наглядные (показ видео – и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ(выполнение) педагогом, работа по образцу)

  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам)

  • аудиовизуальные


Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно- иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)

  • репродуктивный (дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)

  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)

  • проблемно- поисковый

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)

  • индивидуально- фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

  • групповой (организация работы в группах)

  • индивидуальный

  • работа под руководством педагога

  • самостоятельная работа.


Наиболее оптимальными формами организации учебных занятий могут быть следующие формы:

  • игра (путешествие, имитация, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра),

  • сказка,

  • заочная экскурсия,

  • демонстрация, иллюстрация,

  • соревнование, беседа с игровыми элементами.

Основные формы контроля:

  • педагогическое наблюдение,

  • собеседование,

  • тестирование знаний на входном, промежуточном и итоговом этапах реализации программы.


Используемые педагогические технологии:

  • Игровые технологии

  • Проблемное обучение

  • Групповые технологии

  • Компьютерные технологии


Перечень дидактических материалов.


ПЕРЕЧЕНЬ

Аудио-, видеокассет, CD-дисков и DVD- дисков.


1. Видеокассеты.

1. Астрономия. Часть 1. Видеоэнциклопедия для народного образования. Студия «Кварт» г. Москва

2. Астрономия. Часть 2. Видеоэнциклопедия для народного образования. Студия «Кварт» г. Москва

3. Вселенная и Земля. Видеоэнциклопедия для народного образования. Студия «Кварт» г. Москва


2. CD- диски

1. Redshift 5

2. Антошка. Чудеса науки.

3. Астрономия. Кузя в космосе.

4. Большая детская энциклопедия.

5. Дракоша и занимательная история космонавтики.

6. Дракоша и занимательная астрономия.

7. Маленький астроном.

8. Незнайка на ЛУНЕ. Часть 1, 2.

9. Открытая астрономия. Полный курс астрономии для общеобразовательных учреждений.

10. Русский космос. Малая космическая энциклопедия.

11. Увлекательная астрономия. Аудиоэнциклопедия.

12. Фанат науки. Физика.

13. Полеты в космос. Аудиоэнциклопедия

14. Детская энциклопедия звездного неба.


3. DVD – диски

1. Быков В. «Космический корабль «Жюль Верн» Документальный фильм, РКК «Энергия» и ESA

2. Космическая одиссея. Путешествие по галактике. BBC

3. Космос. Грандиозное путешествие в глубины Вселенной. BBC

4. Мифы и легенды древней Греции.

5. Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Гиганты. Луна. Диск 2. BBC

6. Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Другие миры. Твердая земля. Диск 1. BBC

7. Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Жизнь. Судьба. Диск 4. BBC

8. Планеты. Одиноки ли мы во Вселенной? Звезда. Атмосфера. Диск 3. BBC



5.3. Средства, необходимые для реализации программы.


ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ


Моноблок acer

1

4

DVD плейер

1

5

Видеомагнитофон LG

1

6

Телескоп-рефрактор малый 30мм/30Х

1

7

Телескоп

1





ЛИТЕРАТУРА:

Для педагога:

1. Азимов А. Занимательная астрономия. – М.:Центрполиграф,2003

2. Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас школьника. –М.:Аванта, 2004

3. Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – Ридерз Дайджест, 2001

4. Бомонд Э. Космос в картинках. М.:Скорпион, 1994

5. Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем. Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005

6. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для учащихся.. –М.:Просвещение, 1989

7. Дагаев М.М. Наблюдение звездного неба. –М.: Наука, 1988

8. Денисов В.П. Страницы советской космонавтики. – М.: Машиностроение,1975

9. Детская энциклопедия. 2т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959

10. Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.Белый Город, 2004

11. Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.: Белый город, 2003

12. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004

13. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005

14. Жуков С.А. Космос и человек. Сборник научных статей. – М.Московский космический клуб,1996

15. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. Путеводитель по созвездиям и Луне. – М.: Наука, 1986

16. Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. Ч. 1, 2 – М.: Знание, 1995

17. Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия Лтд,2006

18. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты.- М.: Белый город, 2001

19. Комаров В.Н. Занимательная астрономия. –Смоленск.: Русич, 1999

20. Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968

21. Кондраков И.М. От фантазии к изобретению.-М.: Просвещение. Владос, 1995

22. Константинов Б.П. Населенный космос. – М.:Наука, 1972

23. Корнелиус Д. Звездное небо. Предания и новейшие знания о созвездиях, звездах и планетах. – М.: 2000

24. Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – С. Пб.: «Кристалл», 2001

25. Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 1995

26. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.:Детская литература, 1967

27. Левитан Е.П. В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

28. Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

29. Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

30. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

31. Левитан Е.П. Краткая астрономия. – М.:Классик Стиль,2003

32. Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

33. Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

34. Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

35. Лейзер Д. Создавая картину Вселенной. – М.: Мир, 1988

36. Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз»

37. Мартиндейл Л. Как это было на самом деле. – ЗАО «Издательский дом Ридерс дайджест»,2003

38. Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1998

39. Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС 21 век, 2003

40. Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. ГБК,1993

41. Новиков Э.А. Планета загадок – Л.:Недра, 1987

42. Новиков Э.А. Таинственность очевидного. –Л.:Недра,1983

43. Паркер С, Оливер К.Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов. М.:РОСМЭН, 2006

44. Пинский А.А. Физика и астрономия: Проб.учебник для 7 класса ср. шк. –М.:Просвещение, 1993

45. Попова А.П. Занимательная астрономия. М.:КомКнига, 2005

46. Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. -М.: Скрипторий, 2005

47. Пшеничнер Б.Г.,Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии.:Кн.для учителя –М.: Просвещение, 1989

48. Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. –М.: «РОСМЭН», 2006

49. Саймз Р.Ф. Камни и минералы. – М.: ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ, 1996

50. Скоролупова О.А. Большое космическое путешествие. Игровая неделя в ДОУ. – М.2006

51. Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». - М.: Скрипторий , 2006

52. Талимонова Л. Сказки о созвездиях –М.: Машиностроение, 1993

53. Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.:Эгмонт Россия Лтд, 2003

54. Токовинин А.А. Орбитальные оптические телескопы. – М.:Знание, 1986

55. Транье Ж-П., Даверсен Б. Звездными тропами. Популярная астрономия. –М.: Мир книги, 2004

56. Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. –М.: Астрель, 2002

57. Фесенко Б.И. Астрономический калейдоскоп. Вопросы и ответы. Книга для учащихся. –М.: Просвещение, 1992

58. Хауэлл Л.,Роджерс К.,Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и космос. – М.:РОСМЭН, 2002

59. Цветков В. Космос. Полная энциклопедия – М.:ЭКСМО, 2006

60. Циблиев В.В. С именем Гагарина. – М.: ЦПК,2005

61. Челлонер Д. Атлас космоса. Изд-во «РАНОК»,2005

62. Черкасов И.И., Шварев В.В. Грунт Луны – М.:Наука, 1975

63. Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975

64. Шорыгина Т.А. О космосе. Педагогические беседы. – М.: Книголюб, 2005

65. Яковлева Н.К.Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006

Для родителей:

1.Шорыгина Т.А. О космосе. Педагогические беседы. – М.: Книголюб, 2005

2.Скоролупова О.А. занятия с детьми дошкольного возраста по теме «Покорение космоса». - М.: Скрипторий , 2006

3.Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. -М.: Скрипторий, 2005



Для детей:

1. Ананьева Е., Смирнова С. Звездное небо. Иллюстрированный атлас школьника. –М.:Аванта, 2004

2. Бернхем Р. Атлас Вселенной для детей. – Ридерз Дайджест, 2001

3. Бомонд Э. Космос в картинках. М.:Скорпион, 1994

4. Бриант-Моул К. Невероятные приключения в космосе. Играем. Рисуем. Познаем. – М.: Мир книги, 2005

5. Дагаев М.М. Книга для чтения по астрономии. Пособие для учащихся.. –М.:Просвещение, 1989

6. Детская энциклопедия. 2т.- М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, 1959

7. Дубкова С. Сияющие бездны космоса. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.Белый Город, 2004

8. Дубкова С.И. Волшебный мир звезд. Энциклопедия тайн и загадок Вселенной. – М.: Белый город, 2003

9. Дубкова С.И. Сказки звездного неба. – М.: Белый город, 2004

10. Дубкова С.И., Засов А.В. Атлас звездного неба. – М.: Росмэн, 2005

11. Зигуненко С. Робинзоны во Вселенной. Ч. 1, 2 – М.: Знание, 1995

12. Игнатова. В. Солнечная система. Волшебные очки. – М.: Эгмонт Россия Лтд,2006

13. Калашников В.И. Энциклопедия тайн и загадок. Звезды и планеты.- М.: Белый город, 2001

14. Комаров В.Н. Увлекательная астрономия. – М.: Наука, 1968

15. Кошелев В., Афонькин С. Вырезаем и складываем. – С. Пб.: «Кристалл», 2001

16. Крейг А.,Россни К. Наука. Энциклопедия – М.: РОСМЭН, 1995

17. Левин Б., Радлова Л. Астрономия в картинках. М.:Детская литература, 1967

18. Левитан Е.П. В семье Солнышка танцуют все. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

19. Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

20. Левитан Е.П. Звезды – Солнышкины сестрички. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

21. Левитан Е.П. Камни, которые упали с неба. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

22. Левитан Е.П. Луна – внучка Солнышка. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

23. Левитан Е.П. Маленькие планетки. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

24. Левитан Е.П. Твое солнышко. Астрономия для умненьких детей. – М. Белый город, 2007

25. Лыкова И.А. Лепим космос. – М.: Издательский дом «Карапуз»

26. Мейсон Э. Географические открытия. Иллюстрированный атлас для детей. – М.: ОНИКС, 1998

27. Миттон Ж. И С. Астрономия. Иллюстрированный атлас. –М.: ОНИКС 21 век, 2003

28. Найер Д. Космос. Мир в твоих руках. ГБК,1993

29. Новиков Э.А. Планета загадок – Л.:Недра, 1987

30. Новиков Э.А. Таинственность очевидного. –Л.:Недра,1983

31. Паркер С, Оливер К.Райли П. Наука и космос. 100 вопросов и ответов. М.:РОСМЭН, 2006

М.:Просвещение, 1993

32. Посвянская Н.П. Планета Земля. Занятия с детьми дошкольного возраста. -М.: Скрипторий, 2005

33. Рудаков Ю. Космос. Узнай и наклей. –М.: «РОСМЭН», 2006

34. Саймз Р.Ф. Камни и минералы. – М.: ДОРЛИНГ КИНДЕРСЛИ, 1996

35. Талимонова Л. Сказки о созвездиях –М.: Машиностроение, 1993

36. Токарева Е. Космос. Волшебные очки. – М.:Эгмонт Россия Лтд, 2003

37. Уиллис П. Космос. 100 тысяч как и почему. –М.: Астрель, 2002

38. Хауэлл Л.,Роджерс К.,Хендерсон К. Изучаем астрономию. Земля и космос. – М:РОСМЭН, 2002

39. Цветков В. Космос. Полная энциклопедия – М.:ЭКСМО, 2006

40. Челлонер Д. Атлас космоса. Изд-во «РАНОК»,2005

41. Членов А. Геология в картинках. – М.: Детская литература, 1975

42. Яковлева Н.К.Звездное небо. – М.:ООО «ТД «Издательство Мир книги»,2006