Технологическая карта урока значение астрономии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 1

Тема: Введение в образовательную программу Юный астроном (90 мин)

Учитель: Бессонов Алексей Владисмирович

Класс: 5 класс

Цели:

  • Развивающая: навык ведения конспекта, навык слушателя,

  • Образовательная: сформировать представление о научной картине мира, дать определение науки астрономия, научить задавать вопросы

  • Воспитательная: дисциплину, ответственность за поступки, здоровую тягу к знаниям.



ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

Методы: Эвристическая беседа

Формы: Лекция, беседа

Карта урока

Деятельность учителя

1. Записать дату и тему урока.

2. Познакомиться с учениками

3. Вступительное слово. Задать наводящий вопрос «Что такое астрономия?»

4. Выслушать учеников. Дать определение под запись

5. Провести беседу на тему, значение астрономии в древности и сегодня.

6. Дать под запись основные моменты беседы.

7. Задать домашнее задание

Деятельность учащегося

  1. Приветствие учителя. Знакомство с учителем.

  2. Высказывание ответов на вопрос учителя «Что такое астрономия?»

  3. Запись определения

  4. Участие в беседе на тему, значение астрономии в древности и сегодня

  5. Конспектирование основных моментов беседы

  6. Запись домашнего задания

УУД

  1. планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  2. прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  3. коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  4. оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

  5. само регуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.



1.Организационный этап (2 мин)

  1. 1. Запись даты и темы.

  2. 2. Знакомство с классом.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

Цель: Создать первичное представление о научной картине мира.

Задачи:

1. Определить, что такое астрономия

2. Выяснить какие науки связаны с астрономией?

3. Выяснить какую роль играла астрономия в древности

4. Выявить роль астрономии сегодня

5. Ответить на вопрос – зачем изучать астрономию?

3. Актуализация знаний (7 мин)

1. Что вы знаете об астрономии?

2. Что по-вашему изучает данная наука?

3. Какие методы изучения неба вы знаете?

4. Какие явления связаны с астрономией?

4. Первичное усвоение новых знаний (25 мин)

Лучше всего на этот вопрос ответил акад. Л. Арцимович: "человек тем и отличается от известного животного, что время от времени смотрит в небо". Астрономия нужна не только в прикладном плане (как она по большей части использовалась предыдущие три тыщи лет - навигация и исчисление времени) . Астрономия помогает понимать и даже открывать фундаментальные законы мироустройства. Именно на изучении астрономических объектов и явлений проверялись положения квантовой механики и теории относительности - фундамента всей физики. 

Астрономия - наука о Вселенной, изучающая расположение, движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и образованных ими систем

Первые цивилизации вавилонян, греков, китайцев, индийцев и майя уже проводили методические наблюдения ночного небосвода. Но только изобретение телескопа позволило астрономии развиться в современную науку. Исторически астрономия включала в себя астрометрию, навигацию по звёздам, наблюдательную астрономию, создание календарей и даже астрологию. В наши дни профессиональная астрономия часто рассматривается как синоним астрофизики.

А зачем вообще нужна эта астрономия? Стоит ли её учить в школе? Почти 90 лет назад профессор Московского университета Сергей Николаевич Блажко (1870–1956) на аналогичные вопросы о том, зачем человеку нужна такая древняя наука, как астрономия, отвечал примерно так: «Успехи астрономии, конечно же, не оказывают непосредственного влияния на удои коров; но должны же мы знать, как устроен тот мир, в котором мы живём».
    Астрономия — исключительно красивая наука, в этом может каждый убедиться лично, просто посмотрев на ночное небо. Но кроме этого, астрономия, связанная практически со всеми науками, содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов, способных напрягать каждый пытливый ум, обративший на них своё внимание.
   Например, сколько дней в году? Казалось бы, чего же проще? Смотри в календарь — там всё есть. Ответ на 1-ом уровне понимания будет звучать так: 365 дней. Так, ли, а Вы про високосные года забыли? Значит 366 дней, а в простые — опять 365. Что же Земля наша — дёргается что ли? Конечно нет, ведь в году, если вспомнить точнее,  то 365 дней с четвертью. В общем если хорошо подумать, то Вы еще получите в этом вопросе, таком простеньком, с виду,  массу вариантов ответов.

    Вы школьник, но имеете ли Вы представление о том, что у вас каждый день и каждую ночь происходит над головой? А ведь практически каждый из нас начинает задумываться над тем, что увидел: почему блеснула  молния, отчего светит Солнце, а скоро ли Солнце погаснет, и т.д. Некоторые - "звезда падает", - загадывают желание, интересуются своими астрологическими прогнозами, знают свой знак зодиака и т.д. 

5. Первичная проверка понимания (15 мин)

Вот и хотелось бы узнать, а зачем все же необходимо изучать такой предмет как астрономия?
    Чтобы ответить на данный вопрос, давайте попробуем ответить на поставленные ниже вопросы (впишите, или подчеркните ответы):
 

Опросник:

  1. В каких классах вы впервые получили астрономические знания: о Земле, о Солнечной системе?

  2. Можно ли использовать астрономические знания в практической жизни? Как?

  3. С какого класса в школе следовало бы начинать изучать астрономию? Почему?

  4. Сегодня в ряде школ России изучали астрономию в 11 классе. В какой форме Вы желали бы её изучать: на уроках, на факультативе; на элективных курсах; в кружке; нигде.

  5. Зачем надо изучать Астрономию?











6.Первичное закрепление (25 мин)

Игра «Отскок»

Учитель запускает цепную реакцию вопрос-ответ. Учитель задает вопрос по теме урока и передает мяч (ручку, флажок…) учащемуся. Он в свою очередь отвечает на заданный вопрос и задает свой вопрос, передавая эстафету следующему ученику. Игра продолжается до тех пор пока мяч не вернется обратно к учителю.



  1. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (5 мин)

  1. Доклад на тему астрономия в древнем Египте (1-3 человека)

  2. Повторение записей в тетради

8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) (15 мин)

1. Что такое атрономия?

2. Что нам дала астрономия?

3. Зачем нужно изучать астрономию?