Тютчев ф. и. - Главные черты поэзии ф. и. тютчева

    Умом Россию не понять...

    Ф. Тютчев

    Как поздней осенью порой Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весной И что-то встрепенется в нас.

    Это стихотворение Федора Ивановича Тютчева хорошо характеризует главные черты всей его поэзии — философичность и стилистическую простоту. Особенно часто он затрагивал мотив осени, что подсказывает нам, насколько он ценил Пушкина и в какой мере попадал под обаяние пушкинских стихов. Впрочем, в ранних стихах он откровенно подражает Пушкину:

    Над этой темною толпой

    Непробужденного народа

    Взойдешь ли ты когда, свобода,

    Блеснет ли луч твой золотой?

    А вообще-то Тютчев — весьма благополучный поэт. Он имел и положение в обществе, и отличную службу, и успех у прекрасных дам, верных друзей: Гейне, Шеллинг, Лев Толстой, Фет, Пушкин. Два десятка лет он работал в дипломатическом корпусе за границей, постоянно наезжая в Россию, потом служил на хорошей должности в Министерстве иностранных дел. Его первый сборник редактировали такие именитые писатели, как И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов.

    Его стихи индивидуальны, хотя порой излишне образны и чересчур философичны. И все же лучшие его темы — темы любви, природы и России — не грешат заумностью и стилистической громоздкостью, они напоминают звонкий, кристально чистый ручей в хвойном лесу.

    ...А там, в торжественном покое

    Разоблаченная с утра,

    Сияет белая гора,

    Как откровенье неземное...

    ...Зима недаром злится,

    Пришла ее пора —

    Весна в окно стучится

    И гонит со двора...

    ...Люблю грозу в начале мая,

     Когда весенний первый гром, -

    Как бы резвяся и играя,

    Грохочет в небе голубом...

    ...И кто в избытке ощущений,

    Когда бежит и стынет кровь,

    Не ведал ваших искушений —

    Самоубийство и любовь!

    ...Все отнял у меня казнящий Бог:

    Здоровье, силу воли, воздух, сон,

    Одну тебя при мне оставил он,

    Чтоб я еще ему молиться мог...

    ...Славян родные поколенья

    Под знамя русское собрать

    И весть на подвиг просвещенья

    Единомысленную рать...

    Заметно, что поэт большей частью пользуется простым двухсложным размером — ямбом. Простые стилистические приемы, порождающие великолепные строки, — признак истинного таланта. Не зря говорят, что простота венчает оба конца шкалы гениальности. Может, поэтому автор, вдоволь пофилософствовав:

    ...Он милосердный, всемогущий,

    Он, греющий своим лучом

    И пышный цвет на воздухе цветущий,

     И чистый перл на дне морском...

    ...Есть близнецы для земнородных

    Два божества — то Смерть и Сон,

    Как брат с сестрою дивно сходных —

    Она угрюмей, кротче он...

    и отдав дань религии:

    ...Душа готова, как Мария,

    К ногам Христа навек прильнуть...

    ...О Господи, дай жгучего страданья

    И мертвенность души моей рассей...

    ...Был день, когда Господней правды молот

    Громил, дробил ветхозаветный храм,

    И, собственным мечом своим заколот,

    В нем издыхал первосвященник сам...

    все равно возвращается к вечным ценностям:

    ...Не все душе болезненное снится:

    Пришла весна — и небо прояснится...

    ...О, страшных песен сих не пой

    Про древний хаос, про родимый!

    Как жадно мир души ночной

    Внимает повести любимой!

    ... Не то, что мните вы, природа:

     Не слепок, не бездушный лик —

     В ней есть душа, в ней есть свобода,

    В ней есть любовь, в ней есть язык...

    Тютчев при всем его увлечении славянофильством относился к России с трезвостью математика. Он не восторгался "роковым Севером", который стал для него "сновиденьем безобразным", он не скрывал своего неприятия тех мест, где родился:

    Итак, опять увиделся я с вами,

    Места немилые, хоть и родные.

    Впрочем, не только к России относился поэт реалистично. Он и себя самого анализировал беспощадно:

    Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная — есть ложь.

    Этот анализ порой вторгал его в пессимизм:

    Судьба, как вихрь, людей метет,

    И рад ли ты, или не рад,

    Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

    А иногда — в философское отчаяние, где сон подобен смерти:

    ...Я в хаосе звуков лежал оглушен,

    Но над хаосом звуков носился мой сон...

    Видно, такова судьба большого поэта: жить большей частью в стихах, умирать в них и в них возрождаться.

    Впусти меня! — Я верю,

    Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..

Источник: http://VseSdali.com/