Пушкин а. с. - Мастерство пушкина в создании образа татьяны лариной в романе “евгений онегин”

Мастерство А.С. Пушкина неисчерпаемо. Тонкий лирик в поэзии, “любознательный”

рассказчик в “Повестях Белкина”, беспристрастный историк в “Истории Пугачёва”.

Но мало кто задавался вопросом, какую роль может сыграть одна-единственная

деталь в раскрытии образа героя. Обратимся к такой детали-образу, как луна, в

романе Пушкина “Евгений Онегин”. Может быть, этот образ поможет нам глубже

понять главную героиню, Татьяну Ларину. Символика луны в мировой мифологии не

так уж и многозначна: луна — знак богини Дианы, богини плодородия и

деторождения, всего живого. Впоследствии её стали отождествлять с богиней

Селеной, олицетворяющей целомудрие, чистоту и святость.

Мы помним, как Пушкин, называя героиню Татьяной, пишет:

Впервые именем таким

Страницы нежного романа

Мы своевольно освятим.

“Святое” имя Татьяны, с которым “неразлучно воспоминание старины”, как раз и

ассоциируется с богиней луны, ночного зарева, молча заливающего спящую землю

серебристым сиянием. Вспомним, как Онегин, увидев в высшем петербургском свете

Татьяну, “въявь богиню зрит” (из “Послесловия” к роману).

Образ луны сопровождает героиню на протяжении всего романа. Вот Ленский знакомит

Онегина со своей невестой Ольгой, и он сразу обращает внимание на ту, “которая

грустна и молчалива, как Светлана”. Удивляется своему новоявленному другу, что

тот выбрал “другую”: “В чертах у Ольги жизни нет. // Точь-в-точь в Вандиковой

мадонне: // Кругла, красна лицом она, // Как эта глупая луна // На этом глупом

небосклоне”. Здесь “глупая луна” — антитеза луне, льющей живительный свет на

мир, когда он “в праздной тишине при отуманенной луне... лениво почивает”. Так и

Татьяна в “праздной тишине” деревенской жизни тихо мечтает, погружаясь в чтение

сентиментальных французских романов, вглядываясь в героев и уподобляя их себе и

Онегину: “И сердцем далеко носилась // Татьяна, смотря на луну… // Вдруг мысль в

уме её родилась…”, “она сказала: это он”. Романтическая душа Татьяны живёт в

созданном ею мире грёз, мечтаний, жизнь свою она сверяет с преданиями,

приметами, “предсказаниями луны”, ибо Татьяна — “русская душою”. Заметим, у

славян луна покровительствует ещё всему домашнему миру, а, как известно, фамилия

Татьяны — Ларина — связана с древними божествами ларами — покровителями

домашнего очага, природы.

Ночное светило сопровождает героиню, когда она пишет письмо Онегину: “И между

тем луна сияла // И томным светом озаряла // Татьяны бледные красы”. Пушкинская

героиня пишет письмо наедине с луной, девственный свет которой связан с

романтическими мыслями, когда влюблённая девушка перестаёт замечать реальную

обстановку, оставаясь вдвоём с “томным светом” вдохновительницы-луны. Это же

состояние будет сопровождать её и после встречи с Онегиным в Петербурге:

Об нём она во мраке ночи,

Пока Морфей не прилетит,

Бывало, девственно грустит,

К луне подъемлет томны очи,

Мечтая с ним когда-нибудь

Свершить смиренный жизни путь.

Как видим, Татьяна не меняется внутренне: изменился её статус, она стала

замужней женщиной, важной особой. Но “русская душа” её осталась такой же

высокой, чистой; даже “Клеопатра Невы”, “блистательная Нина Воронская”, не могла

затмить её. Серебристым светом луны отливает внутренний мир Татьяны, он

настолько богат, что недоступен пониманию окружающих, в том числе поначалу и

Онегину, так же, как недоступна взгляду обратная сторона луны.

Татьяна как будто совершает свой лунный путь: луна сопровождает её в пророческом

сне (“Сияет луч светил ночных”); “при свете серебристом” спешит она в дом

Онегина, чтобы разгадать его душу, и ей это удаётся (“Уж не пародия ли он?”); не

оставляет она её и в Москве. Но здесь вместо “отуманенной, печальной, бледной

луны” появляется величавое ночное светило, затмившее блеск ярких звёзд:

Как величавая луна,

Средь жён и дев блестит одна.

С какою гордостью небесной

Земли касается она!

Продвигаясь по жизненному пути Татьяны, мы можем отметить, что она так и

осталась на уровне неба, совершая свой путь от “томной луны” “на бледном

небосклоне” до ослепительно яркой “луны в воздушной синеве”.

И Онегин “въявь богиню зрит”. Луна-богиня Татьяна — воплощение идеала женщины,

покровительницы домашнего очага, верности, добра, света — всего того, что составляет идеал поэта.

Мастерство автора “Евгения Онегина” действительно неисчерпаемо. Нам удалось

раскрыть только одну его грань в создании образа Татьяны, ставшей “лунной

сонатой” Пушкина.

Источник: http://VseSdali.com/