Есенин с. а. - Стихотворение с. л. есенина "несказанное, синее, нежное. .. "

    Умудренный. Такой, словно бы ему сто с лишним лет. Старец с серебряной бородой — тридцатилетний Есенин. Сердце его спокойно и ровно бьется, ни всплеска, ни шороха — гладь. Море после отбушевавшего шторма. Таким предстает Сергей Есенин в этом стихотворении. Прекрасны выразительные образы стиха. Прошедшую свою жизнь он сравнивает с оголтелой тройкой коней:

    Напылили кругом. Накопытили.

    И пропали под дьявольский свист.

    А теперь вот в лесной обители

    Даже слышно, как падает лист.

    И теперь, когда все стихло, он так же чуток ко всему, так же внимателен, но без юношеской горячности, "все спокойно впивает грудь". Конечно, он по-прежнему молодой и пылкий человек, но на новом витке своей жизни, попутешествовав за границей, взглянув на многое по-новому, он воспринимает жизнь более глубоко.

    Это стихотворение — разговор поэта со своей душой. Он постоянно обращается к ней как к собеседнице:

    Стой, душа, мы с тобой проехали

    Через бурный положенный путь.

    Поэт обращается внутрь себя, завершая определенный этап своей жизни. Он подводит итоги, оценивает прошлые поступки, свои и чужие. Такие моменты обязательно происходят в жизни каждого человека. Это могут быть минуты или годы, но самое верное — обратиться в это время внутрь себя, поговорить со своей душой.

    Такие личности, как Есенин, способны выразить этот внутренний диалог в красивейших образах, передать все оттенки своей внутренней жизни. Здесь он довольно светло отзывается о прожитом, "отпускает грехи" себе, другим, своей стране:

    И простим, где нас горько обидели

    По чужой и по нашей вине.

    Но мелькает и сожаление о беззаботно растраченной юности. Хотя тут же он отмахивается, оправдывает свои разгульные годы, и уже без сожаления:

    Но ведь дуб молодой, не разжелудясь,

    Так же гнется, как в поле трава...

    Эх ты, молодость, буйная молодость,

    Золотая сорвиголова!

    О чем горевать тому, чья "душа — поле безбрежное — дышит запахом меда и роз"? Душа его навсегда запечатлела в себе деревенское детство, наполненное чистотой природы. Чистота сохранилась в ней и после жизненных передряг. Она стала еще прозрачнее, как воздух после сильного грозового дождя.

    Я утих. Годы сделали дело,

    Но того, что прошло, не кляну.

    Словно тройка коней оголтелая

    Прокатилась во всю страну.

    Пора бы. "Москва кабацкая" хоть и принесла ему славу, но не такую, о какой мечтают поэты. Его стихи становятся философичнее, "взрослее", в них не простое смакование собственных чувств, а настоящий анализ событий:

    Разберемся во всем, что видели,

    Что случилось, что сталось в стране,

    И простим, где нас горько обидели

    По чужой и по нашей вине.

    Рассуждая о переменах, произошедших в России, поэт виновато оценивает и свои поступки:

    Принимаю, что было и не было,

    Только жаль на тридцатом году -

    Слишком мало я в юности требовал,

    Забываясь в кабацком чаду.

    Впрочем, молодость есть молодость. Жаль, конечно, потерянного времени, но творческие силы еще не на излете. Честность и доброта Есенина, его нежелание следовать политической конъюнктуре помогли ему стать поистине народным поэтом, стихи которого кажутся и сейчас такими же современными и своевременными, как и при его жизни. Есенинские стихи не только читают и рассказывают наизусть, многие из них стали народными песнями, их поют повсеместно. Слыша их, каждый раз поражаешься тому заряду доброты, который они дарят людям; эти стихи учат нас любить людей и родину, несут светлую красоту, которой так не хватает нам сегодня.

Источник: http://VseSdali.com/