Есенин с. а. - «о русь, взмахни крылами!. .»

Тема родины – одна из главных тем в творчестве Сергея Есенина. Этого поэта принято связывать, прежде всего, с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве и в Петербурге, и за границей, возвращаясь ( в родную деревушку) только иногда. Расставания с родной землей заставили поэта почувствовать горечь разлуки. Россия – дом Сергея Есенина, его колыбель.

Начиная уже с ранних стихов , звучат признания в любви к России. Так , в стихотворении « Гой ты , Русь, моя родная!» , поэт кричит на всю страну:

Если крикнет рать святая:

« Кинь ты Русь, живи в раю! »

Я скажу: « Не надо рая,

Дайте Родину мою ».

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина- это его деревня, где он родился.

В этом же стихотворении поэт показывает мир деревни, олицетворяя его с храмом, в котором вся гармония земли и неба, человека и природы. Мир Руси для Есенина- это и мир убогих, бедных, бедных крестьянских домов, край заброшенный, где радость коротка,

А печаль бесконечна:

Грустная песня.

Ты - русская боль.

Всё ему близко и понятно, ему известен каждый уголок Родины. Для поэта родная деревня в России – это нечто единое.

Родина для него, особенно в раннем творчестве, - это прежде всего родной край, родное село. Сам же Есенин говорил:

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».

Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: « Я хотел бы затеряться в зеленых твоих стозвенных ». Но уже и тогда родина не представляется ему идеальным “ заоблачным раем ”.

Поэт любит реальную крестьянскую Русь. Всплывают образы « голубой» патриархальной Руси, нежной, печальной, кроткой.

Особенно чувство грусти усиливается после 1914 года – начала войны. Деревня начинает казаться Есенину его невестой:

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно.

«Радуюсь песней я смерти твоей», - бросает он старому миру. Однако новый мир поэт понял не сразу.

Есенин ждал от революции чего-то нового, светлого, чистого « рая ». Но надежды не оправдались, и поэт переживает духовный кризис. Непонятны ему изменения облика России, которые несла с собой Советская власть:

Черт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживется.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Понятно ему и вторжение этого «скверного, железного гостя». Он считает, что человек преобразуя землю, обязательно губит её красоту. Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщательно пытающейся обогнать паровоз:

Милый, милый, смешной дуралей,

Но куда он, куда он гонится?

Неужели он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Есенин болезненно переживает отчуждение от родного края, ему трудно найти общий язык с новым миром. Он называет себя «последним поэтом деревни».

Чтобы уйти и не видеть перемен в стране, Есенин едет за границу. Но всей своей душой он остается с родиной. Очень ярко свои чувства поэт показывает в стихотворении «Русь советская»:

Вот так и страна!

Какого ж я рожна

Орал в стихах, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэт чувствовал, что в Советской России он был чужим. Но для нас Есенин всегда останется поэтом, который воспевал и восхищался ею:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Есенин – это певец родной земли, ведь она неотъемлемая частичка человеческой души. Есенину по-настоящему удалось это прочувствовать и отразить в своих стихотворениях.

Наше поколение всегда будет благодарно ему за это.

Сергей Александрович Есенин вошел в литературу как выдающийся поэт – лирик. Его творчество, тесно связанное с традициями «золотого» века и испытавшее сильнейшее воздействие модернистских течений века «серебряного», стало знаменательной вехой в истории русской поэзии.

Поэтический мир раннего Есенина (1910-1913) – явление достаточно сложное и многообразное. Более 60 стихотворений и поэм, созданных в этот период («Береза», «Ночь», «Звезды», «Весенний сад»), свидетельствуют о ярко выраженной любви поэта ко всему многоцветному и многоголосому миру, окружающему его. Родина, природа, поэтический мир лирического героя, становятся основными объектами изображения в ранней лирике Есенина.

Главная тема поэзии Есенина – тема родины. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - писал поэт. Образ Руси в дореволюционной лирике многолик и противоречив.

Родина – это прекрасная «голубая» Русь, поэтическая страна, затерявшаяся в степных просторах, отражающаяся в глубине синих озер, пропитанная ароматами полевых трав и цветов, про которую поэт скажет: «Люблю до радости и боли...».

Родина – это нищая, многострадальная Россия, «черная, потом пропахшая выть», заброшенный край, «пустырь».

Родина – это и смиренная крестьянская страна, где «мирные пахари» и «добрые молодцы» готовы к любым испытаниям «без печали, без жалоб и слез».

Родина – это Русь молитвенная, «покойный уголок», где благодатный райский дух, где «хаты – в ризах образа», «по церквям твой кроткий спас», где березы – «большие свечки», ели – «монашки», а ветер – «схимник». Лирический герой – богомолец, пастух («Я пастух, мои палаты...») или «странник убогий», славящий Господа. Кроткий, как сама природа, он воспринимает мир как Божью благодать.

Поэзия Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. В стихотворении 1914 года «Гой ты, Русь, моя родная...» Есенин утверждает:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою!»

Но и спустя 10 лет в «Руси советской» он стоит на своем:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь»

Кровная связь с землей, его породившей, явилась тем главным условием, благодаря которому Есенин смог принести в поэзию русскую природу со всеми ее далями и красками – «изумительными в своей красоте». Второе немаловажное условие состояло в способности увидеть необычное в окружающем его мире обыденной крестьянской жизни. В стихах Есенина все превращается в золото поэзии: и сажа над заслонкой, и квохчущие куры, и кудлатые щенки (стихотворение «В хате»). А неброский среднерусский пейзаж поэту видится так:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных,

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

Ключевые образы – звон и сон (дрема, туман, дымка). Есенинская Россия – небесный град Китеж. Она тихо дремлет под звон колоколов «на туманном берегу»:

Молочный дым качает ветром села,

Но ветра нет, есть только легкий звон.

И дремлет Русь в тоске своей веселой,

Вцепивши руки в желтый крутосклон.

Разумеется, Россия Есенина, так же как и Россия Тютчева, Некрасова, Блока, - это лишь поэтический миф. Примечателен тот факт, что есенинская Русь – родная сестра блоковской России. У обоих поэтов рядом с «Россией – тайной», «светлой женой» – другая – «гугнивая матушка Русь», гулящая, нищая и бесприютная:

Сторона ль моя, сторонка,

Горевая полоса.

Только лес, да посолонка,

Да заречная коса...

Но все же вопреки всему через лирику идет чистая, нескрываемая, светлая любовь: « Тебе одной плету венок, цветами сыплю стежку серую» и «...не любить тебя, не верить – я научиться не могу».

Творчество С. Есенина, своеобразно отразившее существенные стороны жизни, быта, национального духа России, является памятником своей эпохи.

Источник: http://VseSdali.com/