Вознесенский а. а. - Поэма «мастера»

    Ваш молот не колонны и

    статуи тесал —

    сбивал со лбов короны

     и троны сотрясал.

    А. Вознесенский

    Андрей Вознесенский буквально ворвался в поэзию в шестидесятые годы. Для него характерны были молодой задор, удивление и восхищение этим прекрасным миром, в котором ему суждено было жить и творить.

    Поэма “Мастера” сразу выдвинула Вознесенского в разряд популярных и неординарных авторов. В произведении было столько молодой страсти, поэтической энергии, ритм его был так стремителен, а живопись броска, неожиданна, что о поэте сразу заговорили и заспорили.

    Колокола, гудошники...

    Звон, звон...

    Вам,

    Художники

    Всех времен!..

    Ваш молот не колонны

     И статуи тесал —

    Сбивал со лбов короны

    И троны сотрясал.

    Эта поэма проникнута идеей бессмертия подлинного искусства. Ничто над ним не властно, даже безжалостное время.

    Художник первородный —

     Всегда трибун.

    В нем дух переворота

    И вечно — бунт.

    Вас в стены муровали.

     Сжигали на кострах.

    Монахи муравьями

    Плясали на кострах.

    Искусство воскресало

    Из казней и из пыток

    И било, как кресало,

    О камни Моабитов.

    Для сюжета Вознесенский берет драматическую легенду о мастерах, построивших чудо-храм — Покровский собор, известный в народе больше под названием храм Василия Блаженного, и об ослеплении мастеров, дабы не сотворили еще лучше храма где бы то ни было.

    Их было смелых — семеро,

    Их было сильных — семеро,

    Наверно, с моря синего

    Или откуда с севера,

    Где Ладога, луга,

    Где радуга — дуга.

    Они ложили кладку

    Вдоль белых берегов,

    Чтоб взвились, точно радуга.

    Семь разных городов.

    Поэма написана звучным, ярким языком. От главы к главе меняется ритм от “железного” скрежета и четкости в первой главе до бесшабашной скоморошьей песни во второй и третьей.

    Кудри — стружки,

    Руки — на рубанки.

    Яростные, русские,

    Красные рубахи...

    Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай.

    Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй?

    Поэт как бы соединил два времени. С молодым задором, безбоязненно он описывает далекое прошлое, не старается стилизовать свой язык под древнерусскую речь, а говорит на привычном ему и читателям языке.

    ..А храм пылал в полнеба,

    Как лозунг к мятежам,

     Как пламя гнева

    Крамольный храм!

    Тема творчества и мастерства всегда актуальна, во все вре-I мена. Кроме этого, в поэме поставлен вопрос о власти и творце. Они вечно противостоят друг другу. Власть всегда видит угрозу и крамолу в творчестве, стараясь удушить творца. Но убить искусство невозможно, оно будет существовать до тех пор, пока будут жить люди.

    Не быть, не быть, не быть городам!

     Узорчатым башням в тумане не плыть.

     Ни солнцу, ни пашням, ни соснам — не быть!

     Ни белым, ни синим — не быть, не бывать.

    И выйдет насильник губить — убивать...

    Врете,

    сволочи,

    Будут города!

    Над ширью вселенской

    В лесах золотых

    Я,

    Вознесенский,

    Воздвигну их!

    Таким образом, осуществилась связь времен. Поэт чувствует себя наследником отцов и дедов, продолжателем их идей:

    Я той же артели,

    Что семь мастеров.

    Бушуйте в артелях,

    Двадцать веков!

    Я тысячерукий —

    руками вашими,

    я тысячеокий —

    очами вашими.

    Я осуществляю

    в стекле и металле,

    О чем вы

    мечтали,

    О чем —

    не мечтали...

Источник: http://VseSdali.com/