Сочинение по литературе. Антитеза как художественное средство

С незапамятных времен у разных народов для объяснения жизни использовались два противоположных подхода: сопоставление по сходству и сопоставление по контрасту. Так, чтобы охватить все многообразие явлений искусства, древние греки сводили его к двум противостоящим началам: светлому, гармоничному Аполлону и исполненному темных, разрушительных страстей Дионису.

Особенно актуальным в искусстве принцип контраста становится в кризисные эпохи, когда жизнь резко меняет привычный ход. Одной из таких переходных эпох явилась середина XIX века в России. В этот период произошел сдвиг в общественном сознании, что нашло отражение и в литературе. Одним из произведений, посвященных переменам того времени, стал роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Характер же изменений, относящихся к середине XIX века, обусловил особенности романа: он строится на противопоставлении главного героя всем окружающим. Свидетельство тому — его отношения с единомышленниками, идейными противниками, родителями, друзьями, любимой женщиной. Именно поэтому антитеза является организующим началом романа.

Итак, Тургенев прибегает к антитезе прежде всего при описании основного конфликта произведения — конфликта поколений. Огромную роль здесь играют споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова, так как именно эти герои наиболее бескомпромиссны. Они непременно стараются отстоять свои идеалы и победить противника. Даже по их портретным характеристикам можно заметить, насколько эти люди отличаются: холеный, спокойный, внушающий доверие Кирсанов и худой, колючий, готовый на мгновенный отпор Базаров. В начале романа любое высказывание одного из них приводит к неизбежному отрицанию сути этого высказывания другим. Создается впечатление, что каждый намеренно ищет ссоры, отвлекаясь от своих идей и думая уже только о противнике. Однако убеждения Базарова и Кирсанова действительно настолько отличны, что при столкновении этих убеждений в любом случае должен произойти взрыв. В описании конфликта поколений Тургенев использует антитезу и позднее, когда Базаров встречается со своими родителями. Здесь мы видим непонимание другого рода. Оно углубляется не личной неприязнью, а напротив, глубокой привязанностью. Базаров испытывает со стороны родителей постоянное давление любовью, они мешают ему, и, хотя он их тоже любит, ему неинтересны их маленькие радости. Он мыслит отвлеченно, в силу склада своего характера не понимая, что значит для Арины Власьевны и Василия Ивановича просто поговорить с сыном или узнать, “чего Енюша желает к обеду, щей или борщу?” В финале романа эта антитеза теряет свою остроту. Напряжение в семье начинает ослабевать с болезнью Базарова и последовавшими переменами в его душе: “ Мать? Бедная! Кого-то она будет кормить теперь своим удивительным борщом?”

Однако не только конфликт поколений дает автору возможность прибегать к антитезе в изображении героев. В романе противопоставлены друг другу Базаров и люди, считающие себя его соратниками. Здесь очень показательны образы Ситникова и Кукшиной. Это живая насмешка над идеалами Базарова. Отношения Базарова и этих “нигилистов” можно сравнить с сюжетным противостоянием Печорина и Грушницкого. Базаров, однако, более объективно, чем Печорин, оценивает ситуацию, и Кукшина и Ситников его не злят, а смешат. Возможно, их приверженность новым идеям — попытка уйти от комплекса неполноценности. Тургенев подчеркивает узость их мышления, мелочность суждений. Если для Базарова химия — одна из важнейших наук будущего, то для Кукшиной — средство самоутверждения: “Я доже сама выдумала одну мастику... И, знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головки, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая”. Таков кукшинский вариант формулы Базарова: “Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”.

Но противопоставление идеолога нигилизма и его приверженцев не всегда имеет сатирический оттенок. Свидетельство тому — описание отношений Базарова и Аркадия.

В начале романа они единомышленники и молодой Кирсанов чуть ли не боготворит такого передового, резкого, дерзкого друга. Но уже в тот момент, когда герои находятся на пути в Марьино, их непохожесть бросается в глаза: Аркадий наслаждается чудесным днем и мечтает о преобразованиях в родном краю, а Базаров вторгается в эти размышления просьбой прислать спичку. Его натуре чуждо поэтическое, и он насмехается над приятелем, способным восхищаться полетом кленового листа: “..Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, — преклоняюсь и умолкаю”. В действительности Аркадий не “слишком возвышен”, а традиционен, консервативен. Душой он принадлежит поколению “отцов”, разделяет их представления о жизненных ценностях.

Мастерство Тургенева в создании образов героев подтверждается тем, что антитеза, которую он использует для описания Аркадия и Базарова, поддержана и дополнена другой антитезой: Анна Сергеевна Одинцова противопоставляется Кате. Увлечение молодых людей сначала только старшей сестрой отражает и схожесть их мышления. Но нельзя не заметить, что если Базарову более близка спокойная, холодная, проницательная Одинцова, то Аркадию, несмотря на его влюбленность в Анну Сергеевну, гораздо лучше и легче проводить время с Катей, в натуре которой интуиция, чувства преобладают над разумом. Ее нельзя упрекнуть в том, в чем Базаров упрекал Одинцову: “..любопытство, одно любопытство, и любовь к покою, и эгоизм”. С того момента, как Анна Сергеевна отсылает Аркадия, чтобы его занимала Катя, начинают изменяться отношения приятелей. Чем сильнее Аркадий влюбляется в младшую сестру, тем более отдаляется от Базарова. Катя точно определяет эту закономерность. “Он хищный, а мы с вами ручные”, — говорит она Аркадию. Контраст образов Анны Сергеевны и Кати помогает автору противопоставить образы Базарова и Аркадия, проведя их через испытание любовью.

Таким образом, в романе “Отцы и дети” антитеза играет роль важнейшего художественного средства. Именно этот прием позволяет автору рисовать более детальные психологические портреты персонажей, создавать их живые, объемные образы, а также определяет повороты сюжета.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.