Сочинение по литературе. «Народ в романе А. Н. Толстого «Петр первый»»

    Многие историки и литераторы сводили историю к деятельности выдающихся личностей, игнорируя роль народа. Произведение Алексея Николаевича Толстого - это не только повествование о самом Петре, но прежде всего о судьбе народа.

    Именно в жизни народа, а не в дворцовых интригах видит писатель объяснение всех исторических событий. Роман “Петр Первый” проникнут стремлением показать самое главное - гений русского народа, без которого невозможны были бы никакие преобразования.

    Факты народной жизни у Толстого не просто фон, на котором разворачивается деятельность царя, а полные драматизма основные элементы повествования об эпохе.

    Так, например, полон гордости рассказ кузнеца Кузьмы Жемова: “Не нашелся еще такой вор, кто бы мои замки отмыкал...Мои серпы до Рязани ходили...Латы моей работы пуля не пробивала...Кто лошадей кует? Кто бабам, мужикам зубы рвет? Жемов...”, В дальнейшем мы встречаем Жемова на постройке корабля. С ним напарником работает сам Петр.

    Особенно богата образами простых людей третья книга романа. Характерна фигура живописца-самоучки Андрея Голикова. “...Сила чудная во мне пропадает... - говорит он царю. — Могу порсуны писать, как бы живые лица человечьи... Могу писать морские волны и корабли на них под парусами и в пушечном дыму, — весьма искусно”.

    Развитие промышленности и культуры приобщило новых людей к государственной службе. В романе ярко показаны купцы и предприниматели Демидовы, Жорины, Жигулин, Бровкин, изобретатель гербовой бумаги Курбатов, секретарь царя Возницын.

    Сила народа оттеняется в произведении Толстого противоречивостью отношений в обществе того времени. Писатель хотел глубже затронуть процессы, происходившие в крестьянской среде. Здесь противоречия наиболее остры. С одной стороны, народ воюет во имя государства, строит его. С другой стороны, именно народ поднимает бунт под предводительством Булавина как раз в наиболее трагический для государства момент. Интерес писателя вызывает все: леса, полные разбойных шаек, уход в раскол, появление крепостных городских рабочих. Очень реалистично показано тяжелейшее положение народа. Вторая книга романа заканчивается суровой и многозначительной картиной: бывший монастырский холоп Федька Умойся Грязью, закованный в цепи, забивает первые сваи там, где впоследствии вырастет Петербург. А Петр в это время пишет указ дать еще людей, “зело здесь болеют, а многие и померли...”. Прошедший сквозь многие беды, но все же сохранивший душевную силу, Федька Умойся Грязью символизирует свободолюбивый народный характер, которыми так богата Россия.

    Крестьянская революционность, вольнолюбие воплощается не только в образе Федьки, но и в фигурах Овдокима, Цыгана. Трагичной и в то же время исторически необходимой выглядит в романе расправа с мятежными стрельцами. На лицах идущих на казнь людей не было заметно ни ужаса, ни страха смерти: “Одного из них провожала до плахи жена с детьми, - они издавали пронзительные вопли. Он же спокойно отдал жене и детям на память рукавицы и пестрый платок и положил голову на плаху. Другой, проходя близко от царя к палачу, сказал громко: “Посторонись-ка, государь, я здесь лягу...”.

    Много внимания писатель уделяет раскольническому движению. Под внешней романтикой скрывалась мрачная действительность. Люди бежали от неволи к раскольникам, но попадали под власть еще более тяжкого гнета. Правдоискатель Голиков с ужасом открывает, что старец Нектарий, пугавший всех ужасами геенны и держащий свою паству в вечном “постном голодании, сам по ночам воровски наслаждался медом. Вдохновитель самосожжения раскольников, он не разделил общей трагической участи и тайно сбежал. Тысячи же людей умирали стойко и мужественно.

    Именно острая борьба отдельных людей и классов в романе “Петр Первый” дает ощущение подлинной жизни эпохи. Только в живых столкновениях может свободно и естественно развиваться действие. Без них оно превратилось бы в лишенное исторической правды описание “застывшего” состояния общества. Толстой нарисовал реальную картину того, как тяжело, сопротивляясь, “кончалась византийская Русь”. Он показал непримиримость общественных противоречий, жестокость и беспощадность той далекой эпохи.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.