Сочинение по литературе. Эзопов язык как художественный прием

Тема: - Эзопов язык как художественный прием

Сатира — способ проявления комического в искусстве,состоящий в уничтожающем осмеянииотрицательных явлений, действительности,разоблачений пороков общественногозначения. “Сатира борется с “главнымсущественным злом”; она есть “грозноеобличение того, от чего происходит иразвиваются общие народные недостатки ибедствия”, — писал Добролюбов. Социальнойосновой сатиры является борьба нового состарым.

Художественныймир М.Е. Салтыкова-Щедрина населеннеобычными героями. Перед нами проходитцелая вереница градоначальников,помпадуров и помпадурш, пустоплясов.

Читатель щедринских сатирико-публицистическихциклов и сказок до конца не узнает именподавляющего большинства героев.

Почти ничего не известно об их индивидуальныхвкусах, привычках. В основных чертахсовпадают и их биографии. Лишь в некоторыхслучаях, но очень скупо, дан намек напортретную характеристику. Зато и этивнутренне однотипные герои, которыечересчур похожи друг на друга,руководствуются одними и теми жепобуждениями, чрезвычайно отчетливообнаруживается их общественно-политическоелицо, их социально-нравственные образы даютяркое представление о том, что Салтыков-Щедринназвал “общим тоном жизни”.

Собирательныеобразы обладают удивительными свойствами:они включают в себя целые социальные пласты,слои и прослойки общественного организма, Иписатель здесь не только живописец, он —исследователь, мыслящий обширнымипонятиями, улавливающий нечто общее,типическое. Салтыков-Щедрин не толькосоздает рабскую привычку обывателей кповиновению. У писателя это состояниенарода ассоциируется с несуществующим,фантастическим городом и егомногочисленными обитателями. Автор “Историиодного города” как бы видит,слышит, чувствует своих героев-глупцов.Жители города то ликуют, ходят в кабак ипотрясают воздух благодарственнымивосклицаниями, адресованными очередномуградоначальнику, то обрастают шерстью,перестают ощущать стыд и сосут лапы, то вфинале романа, в эпоху Угрюм-Бурчеева, “изнуренные,обруганные, уничтоженные”, начинаютраздражаться и роптать.

Салтыков-Щедринчасто рассказывает о том, что и как могли быговорить и делать люди, если развязать имязыки и руки. В этом заключается еще однаочень важная особенность его сатирическогодара. Писатель исследует различныечеловеческие, как он говорил, “готовности”,до поры до времени сознательно или невольномаскируемые. И оказывается, что головывсевластных бюрократов начинены мяснымфаршем или нехитрым музыкальнымустройством/И выясняется, что многиевластолюбцы страшны в своейбезнаказанности, и безропотно иначальстволюбиво внимающие им обывателиобречены на жуткое и нелепое существование.На Руси начало 70-х годов XIXвека насквозь проникнуто духомпредпринимательства, доходившего дооткровенного крупномасштабного разбоя.Неуемные претензии вчерашних крепостников,из-под ног которых ускользала почва, хищныепомещичьи вожделения не могли оставитьписателя равнодушным. Люди-хищники сживостью саранчи обступаютгосударственный пирог. И вот строка застрокой появляются первые страницы “Дневникапровинциала в Петербурге”. Вот какхарактеризует автор своих героев: “Всепритворились, что у них есть нечто в кармане,и ни один даже не пытался притвориться, чтоу него есть нечто в голове”.

Салтыков-Щедриночень дорожил принципом сатирическогоисследования и выявления в человеке внешнесокрытого, упрятанного в глубине иобнаруживаемого лишь при подходящихобстоятельствах.

Первыесказки Салтыкова-Щедрина были опубликованыв “Отечественных записках” еще в 1869 году.Все остальные произведения, включенныеписателем в знаменитый сказочный цикл,создавались в 80-е годы. Событиями 1 марта 1881года исчерпала себя вторая в истории Россииреволюционная ситуация.

Жизньбеспощадно отвергла расчеты на возрождениестраны мыслящими интеллигентами-“реалистами”.Становилось ясно, что бороться за землю длянарода без его участия невозможно. Салтыков-Щедринтем не менее никогда не переставалнадеяться, что “хоть что-нибудь, хоть штриходин, хоть слабый звук — дойдет по адресу”.Уже в 1881 году можно было с уверенностьюсказать, что народ начинает интересоватьсяжизнью, хочет многое знать о своих правах иобязанностях, И именно в последней трети XIXвека, в пору предчувствия массового читателя, и умногих писателей России обнаруживаетсятяга к расширению читательской аудитории, кблизким и доступным большинству жанрамсказки, легенды, песни. Именно в сказкахвоплощены представления Салтыкова-Щедринао народном читателе.

СказкиСалтыкова-Щедрина наталкивают на трудныевопросы, решить которые нельзя,руководствуясь прописными истинами.

Салтыков-Щедринвыносит в заголовок говорящийнедвусмысленно-оценочный эпитет: “Премудрыйпескарь”. У В.И. Даля: премудрость —соединение истины и блага, высшая правда,слияние любви и истины, высшего состоянияумственного и нравственного совершенства.Поначалу сохраняется вера в несомненностьэтого определения: и родители у пескарябыли умные; и его советом родительским необидели; и у самого героя сказки,оказывается, “ума палата была”. Но шаг зашагом прослеживая ход умозаключенийпескаря, автор возбуждает в читателелукавую насмешку, ироническую реакцию,чувство брезгливости, в финале дажесострадания к житейской философии тихого,безгласного, умеренно-аккуратного существа.Жизненная позиция пескаря — заботиться осебе, о собственной сохранности иблагополучии. Но подводящему итог долгойжизни пескарю открывается тоскливая истина:“Неправильно полагают те, кои думают, чтолишь те пескари могут считаться достойнымигражданами, кои, обезумев от страха, сидят внорах и дрожат. Никому от них ни тепло, нихолодно, никому ни чести, ни бесчестия, ниславы, ни бесславия... живут, даром местозанимают да корм едят”.

“Орлыхищны и плотоядны — живут всегда вотчуждении, в неприступных местах,хлебосольством не занимаются, норазбойничают”. Так начинается сказка об “Орле-меценате”.Это введение сразу раскрывает передчитателем характерные обстоятельстважизни царственного орла и дает порыть, чторечь идет совсем не о птицах. Орел “нарядилв кандалы” и “заточил в дупло навечно”грамотея-дятла, уничтожил соловья за еговольные песни, разорил ворон-мужиков.Кончилось тем, что вороны взбунтовались. И -оставилиорла умирать голодной смертью. “Сие дапослужит орлам уроком”, —многозначительно заключает сатирик.

Достойныособого внимания строки “Карася-идеалиста”,рисующие гибель наивного мечтателя,задавшегося целью посредством одногомагического слова лютую щуку в карасяпревратить. “Карась вдруг почувствовал,что сердце в нем загорелось. И он во всю мочьгаркнул: “Знаешь ли ты, что такоедобродетель?” Щука разинула рот отудивления. Машинально потянула она воду и,вовсе не желая проглотить карася,проглотила его”.

Ироническимуказанием на машинальность действия щукиавтор подсказывает читателю мысль отщетности всяких призывов к совестихищников. Хищники не милуют своих жертв и невнемлют их призывам к великодушию. Волк небыл тронут самоотверженностью зайца, щука— карасиным призывом к добродетели.Гибнут все, кто пытался, избегая борьбы,спрятаться от неумолимого врага илиумиротворить его, — гибнут и премудрыйпескарь, и самоотверженный заяц, и егоздравомыслящий собрат, и вяленая вобла, икарась-идеалист.

В целомкнига салтыковских сказок — это живаякартина общества, раздираемого внутреннимипротиворечиями.

В “Сказках”Салтыков-Щедрин воплотил свои многолетниенаблюдения над жизнью закабаленногорусского крестьянства, свои горькиераздумья над судьбами угнетенных масс, своиглубокие симпатии к трудовому человеку исвои светлые надежды на силу народную.Сатира всегда современна. Она не толькоидет по горячим следам событий. Онапытается заглянуть в завтрашний день.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.