Сочинение по литературе. Философская лирика А. С. Пушкина

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье.

Поэт верит, что Россия выдержит любые испытания, у нее есть верные, любящие сыны, готовые отдать во имя общественного блага свои жизни. И пока страна не оскудеет самоотверженными душами, остается надежда на ее процветание. В ссылку к друзьям-декабристам поэт писал:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

А. С. Пушкин Поэзия Александра Сергеевича Пушкина — неиссякаемый ис-очник познания и наслаждения. Несмотря на внешнюю легкость и доступность, стихи поэта глубоки по смыслу, актуальны в наше бурное и стремительное время, потому что поднимают вечные вопросы, волнующие человечество на протяжении всего его существования: в чем смысл бытия человека, что такое счастье, что ценнее самой жизни, какое место в ней занимают любовь и дружба? На любой вопрос можно найти ответ в лирике великого творца. Поэт — всегда философ. Пушкин не является исключением. Его философские стихи облечены в такую прекрасную форму, что невольно забываешь о глубочайшем смысле, вложенном автором; приходится преодолевать себя, заставляя задуматься над содержанием произведения. Таково и романтическое стихотворение «К морю». Уезжая в Михайловское, поэт прощается со «свободной стихией», она сродни художнику-творцу, такая же неукротимая и бесконечная. Глядя на море, поэт вспоминает некогда бушевавшего Наполеона, теперь почившего вдали, мысленно воображает Пушкин и Байрона — певца свободы и печали. Автор размышляет о быстро текущем времени, неотвратимости разлуки с близкими, друзьями, полюбившимися местами. Но человек наделен памятью, в которой он будет хранить лучшие и дорогие воспоминания.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

Я долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы.

Н блеск, и тень, и говор волн.

Как обычно, А. С. Пушкин, начиная от конкретных впечатлений, переходит к глубоким внутренним переживаниям, Упоминаниям и философским рассуждениям о природе и человеке, его месте в этом непростом и величественном мире. Пушкин соединяет землю и небо, прошлое и настоящее, и на этом фоне лирический герой поэта не выглядит мелочным, незначительным, а вполне достоин того окружения, в котором довелось родиться и жить. Таков в полной мере поэт и в стихотворении «Пророк».

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Он и страдалец, он и провидец, собственные муки дают ему возможность знать больше других, а следовательно, и нести груз ответственности за окружающих. Внешнее «перерождение» происходящее с поэтом, подразумевает огромную внутреннюю работу, перевоплощение певца в пророка, несущего людям истину. Это стихотворение отражает глубинное состояние автора, возмужавшего, много пережившего и передумавшего после восстания декабристов, их высылки в Сибирь. Теперь он не просто талантливый поэт, воспевающий радость бытия, а философ, задумавшийся о своем высоком предназначении, великой миссии. Позже, в 1829 году, он напишет стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных», где предчувствие смерти почти физически ощутимо, но воспринимается автором с философской неотвратимостью. Почему же столь молодой поэт рассуждает о неминуемой смерти — дань моде, минутной грусти или это серьезные рассуждения о бренности жизни?

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм.

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Да, здесь есть картинность, самолюбование, что обязательно присутствует при рассуждениях о собственной кончине, но поэт переходит мелочные рамки, вырастает в истинного философа, рассуждающего о смене поколений, о вечности бытия, жизни и природы. Богом так определено, не нам менять ход явлений.

И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне все б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

Да равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Любому художнику нужен покой, чтобы творить, отражая сужающий и собственный миры в творчестве. А. С. Пушкину, как никому другому, хотелось этого умиротворения, являвшегося величайшим благом, на котором «вырастали» прекрасные его творения. (Пример тому две Болдинские осени 1830 и 1833 годов в жизни автора.) И в стихотворении «Пора, мой друг, пора» поэт с искренней грустью восклицает:

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

О деревне, сельском покое Пушкин мечтал тщетно, убиваемый городской суетой, сутолокой бездарно проводимого времени. Даже трудное и опасное путешествие по зимней дороге поэт принимает за благо, как возможность наедине с собой помечтать, поразмышлять о России, ее путях, трудной и прекрасной судьбе. В стихотворении «Бесы» автор верен своей манере — от конкретного эпизода переходит к общим рассуждениям. Мне видится большой смысл, вложенный в этот поэтический рассказ о путешествии в зимнюю ночь.

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...

Самобытный, талантливый художник, А. С. Пушкин многое сказал в своей лирике, надо только захотеть понять глубинный смысл, заложенный в этих прекрасных по форме и содержанию Произведениях. Начиная читать Пушкина в раннем детстве, когда еще не задумываешься ни о каком внутреннем значении проведений, а лишь наслаждаешься звуками, постепенно привыкаешь к такому легковесному чтению. И однажды задумавшись Открыв глубочайший смысл, вложенный поэтом в свои творения начинаешь по-новому относиться к хорошо знакомому, в М' вероятно, главное величие А. С. Пушкина. Припомните, о други, с той поры',

Когда наш круг судьбы соединили,

Чему, чему свидетели мы были!

Игралища таинственной игры,

Металися, смущенные народы;

И высились и падали цари;

И кровь людей то славы, то свободы,

То гордости багрила алтари.

В судьбоносное, сложное и интересное время жил поэт и су мел все это отразить в своем творчестве.

Плывет. Куда ж нам плыть?. А. С. Пушкин Удивительное чувство охватывает душу, когда берешь в руки томик стихов Александра Сергеевича Пушкина. Этому волшебнику подвластно все. Нет такой темы, формы или жанра, в котором бы ни творил художник. Но более всего меня привлекает лирика поэта. О серьезных философских вещах он говорит с такой прелестной легкостью, не надо путать это слово с легковесностью. Пушкин настолько гениален, что во всем чувствует меру. Его стихи завораживают красотой формы и звучанием и при этом не теряют глубины содержания. Обратимся к поздней лирике поэта, когда он, многое пережив, потеряв близких друзей, переосмысливает пройденный путь, но почему-то не мечтает о будущем. Что это? Гениальное предчувствие близкой кончины или понимание, что все самое прекрасное и светлое уже свершилось в его жизни. Очень показательно для этого периода стихотворение «Полководец», посвященное Барклаю де Толли. Но в сей толпе суровой Один меня влечет всех больше. С думой новой Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу С него моих очей. Чем долее гляжу. Тем более томим я грустию тяжелой. О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле тебе чужой. Поэт размышляет о превратностях судьбы этого воина. Так случилось, что беды и несчастья нашествия Наполеона нар0-5 пытается объяснить неумелым командованием чужака — Бар#' лая. Автор понимает ошибочность суждений простых людей ей что восстановлена справедливость, отдана дань памяти T,ATTTIV честно служившему России. *°3 * люди! Жалкий род, достойный слез и смеха.' жрецы минутного, поклонники успеха! как часто мимо вас проходит человек, Над кем ругается слепой и буйный век, „ цец высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведет в восторг и в умиленье! Не о себе ли тут рассуждает автор, и его не всегда понимали воеменники. Не всякому дано оценить масштаб личности жи-vinero рядом гения. Хотя Пушкина при жизни называли «солнцем русской поэзии», но в конце пути у Александра Сергеевича появилось много завистников, злопыхателей, готовых охаять творения поэта, отравить его жизнь, заставить страдать и без того не очень-то счастливого и благополучного художника. А Пушкин, он ведь был мудр, как всякий гений, но и по-детски беззащитен, с открытыми людям сердцем и душой и страдал из-за черствости, несправедливости и клеветы окружающих. Очень часто поэт уносился воспоминаниями в прошедшие годы юности, когда был счастлив молодостью, окружен друзьями, и это в первую очередь лицейские годы. В стихотворении «Осень» звучит тот же мотив-воспоминание о «золотом времени», о прекрасной поре осени, когда поэту работалось легко и радостно, возрождалось вдохновение. Я с каждой осенью я расцветаю вновь; Здоровью моему полезен русский холод; К привычкам бытия вновь чувствую любовь; Чредой слетает сон, чредой находит голод; Легко и радостно играет в сердце кровь, Желания кипят — я снова счастлив, молод, Я снова жизни полн... Да, поэзия А. С. Пушкина вечно молода, таланту не дано стареть, годы не властны над ним. Стихотворение «Предчувствие» полно намеков, полутонов и невысказанного чувства, а подошел «предел» и надо уходить. Ни потому ли ангел просит простить его, что так рано пришел за ДУШОЙ лирического героя: пгел кроткий, безмятежный, цхо молви мне: прости, печалься: взор свой нежный Подыми иль опусти; " твое воспоминанье Заменит душе моей Силу, гордость, упованье И отвагу юных дней. Философской лирике Пушкина свойственно рассуждец^ бренности жизни, несвоевременности ухода человека в мир Й1} о многих несправедливостях, подстерегающих его на и без ?0 коротком и не всегда безмятежном пути. Вообще тема д0р01>) очень часто возникает в лирике поэта. В стихотворении «Зцъ няя дорога» слышатся мотивы заунывной ямщицкой песни д. бесконечные просторы России, навевающие тоску: По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне... Стихотворение «Бесы» шире и глубже трактует эту же тему, Дорога завораживает и уводит в неведомые дали. Это путь не только лирического героя, но и России в целом. Бесконечны, безобразны, В мутной месяца игре Закружились бесы разны, Будто листья в ноябре... Сколько их! куда их гонят? Что так жалобно поют? Домового ли хоронят, Ведьму ль замуж выдают? Быстротечность жизни — еще один мотив философской лирики поэта. Он предвидит свою раннюю гибель и как может сопротивляется, но судьба неотвратима. Стихотворение «Элегия» полно противоречивых чувств и переживаний. Боль и тоска преодолеваются неукротимой жаждой жизни. Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе Грядущего волнуемое море. Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. Во многих стихотворениях А. С. Пушкин обращается к ч1 тателю от первого лица, поэтому произведение воспринимаете 80 написанное только для читающего, непосредственно для о и в данное время. Неувядаемая, прекрасная, радостная и печальная лирика на будит в человеке самые возвышенные чувства, делает лучше, добрее, что в конечном итоге является главной за-6 ей и целью творчества любого художника. Сам А. С. Пуш-^ тоже ставил себе в заслугу то, что «чувства добрые он лирой пробуждал».

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных

произведений. В лирике Пушкина в основном преобладает гражданственный настрой. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее.

Свое назначение он также связывает с этим:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему "поэта и поэзии", задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему "поэт и поэзия" не скрыта какая-либо философская тема.

Например, стихотворение "Пророк" (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о

назначении поэта и его творчества: "...и обходя моря и земли, глаголом жги сердца

людей", с другой - это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался

запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих

стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и

смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения. Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения.

Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения, поиска выхода из

ужасного положения света.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении "Монах" (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении "Демон" (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

...Он вдохновенье презирал,

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился... "злобный гений", и теперь жизнь не представляет для него ничего

важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно

сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет

стихотворение "Ангел", которое является ответом на ранее написанное стихотворение "Демон". В нем поэт говорит, что Демон все равно способен видеть прекрасное, хорошая, белая сторона человеческой души побеждает. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

Прости, - он рек, - тебя я видел,

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение "Бесы". Создается впечатление, что бесы, вокруг тебя, они не дают тебе прохода; можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки. Бесы тянут тебя, держат и тело, и душу, пытаясь окунуть ее в пучину порока.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

...Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне...

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему -"Предчуствие":

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? - горестно восклицает поэт.

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

В этом стихотворении Пушкин говорит, что смысл жизни уже потерян; смерть его не страшит, она даже представляется для него единственным выходом:

Бурной жизнью утомленный,

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный,

Снова пристань я найду...

В 1835 году в Михайловском Пушкин пишет стихотворение "Вновь я посетил...", в котором признает, что все в жизни невечно и он стареет. Но существует потомство, которое потом будет долго чтить его. память. Это и есть то светлое, к чему так страстно тянулась его душа. Поэт снова задумывается о смерти, но теперь он воспринимает ее уже как должное, это не способ ухода от действительности, смерь - это естественный этап жизни.

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение "Памятник", где говорит, что все его

назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Поэзия Пушкина — неисчерпаемая сокровищница для всех, кто умеет наслаждаться не только, выразительностью художественных образов и красотой родной речи, но и мудростью мысли, жизненным опытом — плодом долгих раздумий и глубоких чувств — “ума холодных наблюдений и сердца горестных замет”.

В лирике великого поэта раскрывается вся его личность, его характер, его душа, отношение к окружающему миру; его думы и переживания.

Перелистывая страницы стихов Пушкина, мы становимся как бы свидетелями его духовного возмужания и художественного развития, становления его мастерства, где нерасторжимы реальная действительность, поэтическое содержание и художественная форма.

Трудно найти в наследии поэта стихи, в которых не высказывался бы взгляд на окружающий мир, на место человека в нем, на “проклятые вопросы” жизни и смерти, счастья и долга, то есть на основные вопросы философии.

Уже с лицейских лет А. С. Пушкин размышлял о человеке и его месте в мире и выдвинул свое представление о цели и форме человеческой жизни, пытаясь осмыслить ее как явление временное, признать закономерности вечного движения, смены поколений, бессмысленность попыток идти наперекор естественным законам бытия, умирание старого и нарождение нового и одновременно утверждение вечной жизни природы, прославление человеческой жизни, освещенной разумом и глубокими чувствами.

Размышляя о скоротечности жизни, Пушкин постоянно думал о ее неизбежном исходе:

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Однако мысли о смерти внушает ему не уныние, а покорность воле божией и примирение со своим жребием.

В стихотворении “Вновь я посетил” поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, выражает свое утверждение жизни, ее неизменного круговорота. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об “общем законе” развития жизни. Основным для понимания философских взглядов поэта является стихотворение “Два чувства дивно близки нам”, в котором утверждается мысль о том, что человек лишь тогда человек, когда он любит родные места и чтит могилы отцов.

Величие человека — в его “самостоянье”, то есть в уникальности, в единичности. В равенстве только самому себе. Но такое самосостояние — не извне, животворящая сила — сам человек, творящий себя.

Во многих своих стихах поэт размышлял о степени зависимости человека от той среды, в которой он формировался. Среда могущественна, она влияет на людей, но, по мнению поэта, человеком имеет право называться тот, кто способен восставать против враждебных ему условий. “Ты понял жизни цель: счастливый человек”, — писал он в стихотворении “К вельможам” в 1830 году, восхищаясь способностью адресата этого стихотворения воспринимать жизнь в ее многообразии, принимать в ней честное и чистое, отвергать и презирать в ней грязное и пустое.

Есть одно малоизвестное стихотворение, в котором Пушкин описывает те два царящие в жизни начала, греховные начала, что служили причиной его первоначального отступления от детской чистоты и веры. Это — демон гордыни и демон разврата. Ту небесную чистоту, которую проповедует “величавая жена” в стихотворении “В начале жизни школу помню я”, Пушкин сознательно отвергает. Но в нем сильны настроения раскаяния и переживания. Пушкин почувствовал, что душа его оказалась на перепутье. По какому пути идти?

Человек состоит из двух миров: внешнего — телесного и внутреннего, скрытого — духовного. Вначале, когда человек только начинает свое земное существование, душа его чиста и светла, но ему предстоит трудный выбор: прожить жизнь, полную лишений, но со светлой совестью или поддаться желанию тела — замарать свою душу.

Сила души Пушкина заключается в том, что он жаждет света, преклоняется перед чистотой:

И жар невольный умиленья

Впервые смутно познавал.

Это победа над демоническим насмешливым взглядом на жизнь.

А куда стремится душа Пушкина? Ввысь, освободиться от гордыни, свершить христианский подвиг человеческой души:

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!

Долгие годы духовной борьбы с собою доказали возможность падения чистоты и для падения — путь возрождения:

И с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу и проклинаю,

И горько жалуюсь,

И горько слезы лью,

Но строк печальных не смываю.

Эти сомнения, страсти, охватывающие отчаяние, и развивают чувства, мысли, делают человека человеком.

Проникновенно звучит молитва Пушкина:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей,

Не дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья.

С верой и надеждой в свои силы отвечает Пушкин Филарету:

И ныне с высоты духовной

Мне руки простираешь ты

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Сосредоточение своего чувства на своем покаянии не закрывает сердце поэта к людям, к России. Поэт понимал жизнь как труд, как выполнение долга перед людьми, как гармоническое единство темного и светлого, не отчаивался в горькие минуты, не обольщался в светлые.

Простая жизнь дарит человека дружбой, любовью, сознанием родства с родной природой.

Сколько прекрасных стихотворений посвятил поэт друзьям, всю жизнь оставаясь верным святому братству. Стихотворения, посвященные лицейским годам, останутся навсегда непревзойденными шедеврами лирики поэта.

Радость, доставляемая любовью, дар человеку от матери-природы — любовь порождает вдохновенье, помогает поэту воссоздать красоту женщины и физическую, и духовную: “Няне”, “Я помню чудное мгновенье...”, “Мадонна” и другие.

Волшебное перо поэта превращает любовь в возвышенное, чистое и прекрасное чувство, лишенное эгоизма.

Итак, жизнь таит в себе и горе, и радость, и человек, рожденный поэтом, не должен страдать от сознания неизбежности смерти:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Поэт призван совершить великий подвиг — помочь людям осознать себя, окружающий их мир, постигнуть мудрость мироздания.

Пушкин восстает пророком, долг которого “глаголом жечь сердца людей”. Пророк у Пушкина выступает как провозвестник истины, несет людям мудрость, знание природы и законов, управляющих вселенной и человеческими судьбами. Рассказ пророка о нисшедшем на него вдохновении выдержан в том библейском стиле, которым написана книга пророка Исайи. Для Пушкина важно само представление о пророке, понимание его миссии. В библейском представлении пророчество было силой, которая могущественно влияла на судьбу людей, а носители ее явились избранниками, наделенными даром провидения. Показывая творческое прозрение поэта, Пушкин изображает его томимым духовной жаждою. Явление Серафима знаменует рождение того вдохновения, которое отличает пророков и поэтов.

Русский поэт философски осмыслил свою жизнь, свое служение отчизне, сказав:

И неподкупный голос мой

Был эхо русского народа.

(“Н. Я. Плюсковой”)

Еще более выразительно он определил свою заслугу перед родиной и народом в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...”.

Не “зарастет” народная тропа к Пушкину.

Его поэзия глубоко проникает в душу внимательного читателя, и этому способствует широкое философское осмысление мира и места человека в нем, придающее стихам поэта общечеловеческое, высоконравственное значение.

На всю жизнь мы запоминаем строки:

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво.

(“19 октября”)

А. С. Пушкин - величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием. Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Наслаждайся, наслаждайся;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

(“Стансы Толстому”, 1819)

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20-е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, -

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ - океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые -

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни - реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных...” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” - анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

(“Не дай мне бог сойти с ума”, 1833)

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта - “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, -

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил...” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

В жизни каждого человека наступает момент, когда он вдруг начинает задумываться о цели и смысле жизни, о проблемах соотношения личности и бытия, о своем месте в мире людей. И каждый, наверное, испытал мучительную боль, не находя ясных ответов на поставленные вопросы.

Во все времена проблемы бытия особенно волновали передовых представителей

человеческого общества, в том числе и художников слова — поэтов и писателей.

Но ни в одной литературе мира “проклятые вопросы”, как назвал их Достоевский, не стояли так остро, как в русской. По словам Евтушенко, во все времена “поэт в России больше, чем поэт”.

И, конечно же, эти вопросы не могли не волновать гениального поэта Пушкина, явившегося “началом всех начал” в русской классической литературе. Поэт спрашивал:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

И в каждый период жизни у Пушкина был свой ответ на этот вопрос. В одном он уверен полностью:

Блажен, кто смолоду был молод,

Блажен, кто вовремя созрел.

Так говорил поэт в “Евгении Онегине”, считая, что каждому возрасту в жизни соответствует определенная манера поведения: в молодости нужно жить полной жизнью, наслаждаться всеми ее радостями, удовольствиями и весельем, пока есть любовь, жар молодого сердца, дружеские встречи и беззаботные пиры. Уйдет молодость — уйдет жизнь:

Мы ж утратим юность нашу

Вместе с жизнию другой.

Но пока сердце молодое бешено бьется в груди, поэт призывает:

...Тряхнем рукою руку,

Оставим в чаше круговой

Педантам сродну скуку.

Однако, повзрослев, Пушкин пересматривает свое отношение ко многим вещам. Порой в его жизни наступают моменты, когда существование кажется бессмысленным, безотрадным:

Цели нет передо мною;

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.

Жизнь представляется поэту как совокупность трех этапов: утра — молодости, дня — зрелости и вечера — старости, после которой неизменно приходит ночь, олицетворяющая смерть; и человек не в силах изменить этот закон природы. “Но зачем тогда ум, душа, талант? — спрашивает себя поэт. — Зачем порывы и стремленья?”

Кто меня волшебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Мрачные серые дни сменяются светлыми, радостными, а сомненья — уверенностью в господстве положительного начала, ведь Пушкин — неисправимый оптимист, и вот он уже призывает:

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

И тем не менее мысли о смерти не покидали поэта, и размышления об этом часто встречаются в его произведениях:

Я говорю: промчатся годы.

И сколько здесь ни видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды —

И чей-нибудь уж близок час.

Он предчувствовал свою раннюю гибель и томился мыслями о ней, о чем мы можем судить по проникновенным строкам стихотворения “Брожу ли я вдоль улиц шумных...”:

День каждый, каждую годину

Привык я думой провождать,

Грядущей смерти годовщину

Меж их стараясь угадать.

Но умирать Пушкин не хочет, он полон жажды жизни, творчества и любви. Пронзительно доносится сквозь века его голос:

Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья...

Поэзия Пушкина зрелого периода точно озарена светом вечности, и в этом источник ее

гармоничности, ее возвышенности, ее философского звучания. Поэт говорит о смерти, как мудрец, философ, с глубокой и просветленной грустью. Мысли о смерти для Пушкина неотделимы от мыслей о вечном:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть,

И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Жизнь не заканчивается со смертью какого-то одного конкретного человека, и поэт, посетивший в 1835 году такое дорогое ему Михайловское, в котором его “минувшее... объемлет живо”, слушая приветственный шум сосен, глядя на младую разросшуюся рощу, “зеленую семью”, приветствует “племя младое, незнакомое”. Нет страдания, а только свойственная Пушкину “светлая печаль” в строках:

...не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего.

Поэт как бы передает эстафету жизни будущим поколениям, но верит, что связь времени, связь поколений неразрывна — она в памяти:

...И обо мне вспомянет.

Память о Пушкине — вечная память.

Не зарастает и не зарастет “народная тропа” к всеобъемлющему, всегда современному

творчеству, не зарастает и не зарастет тропа к поистине святым местам, где жил и

творил А.С. Пушкин, где он нашел последний свой приют



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.