Сочинение по литературе. Стихотворение Н. А. Некрасова «В дороге»..

Стихотворение «В дороге» было написано в 1845 году. Когда Белинский его прочитал, он отметил, что «самые интересные стихи принадлежат перу господина Некрасова, потому что они проникнуты мыслью; это не стишки к деве и луне; в них много умного, дельного и современного» когда Некрасов прочитал «В дороге» Белинскому критик обнял его и сказал чуть не со слезами в глазах: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный»

Именно это стихотворение явилось для Некрасова судьбоносным, он стал только либералом и навсегда избрал тему народа, как основную в своем творчестве. Стихотворение «В дороге» представляет собою диалог, который по большей части

является монологом. Барин просит ямщика развлечь его какой-нибудь историей. Барин находится в благодушном состоянии, поэтому обращается к вознице снисходительно «братец».

Дороги России XIX века были долгими и утомительными. От скуки можно снизойти и до крестьянина в качестве собоседника. Барин рассчитывает на легкую историю, какую-нибудь небылицу, но вместо этого ямщик, словно исповедуясь, жалуется на свою судьбу:

Самому мне не весело, барин:

Сокрушила злодейка жена…

В самом начале стихотворения барин обращается к ямщику, называя его «удалым», причем не случайно поэт прибегает к инверсии. Чтобы подчеркнуть эту удаль, молодечество, силу мужика, он прилагательное ставит в конце строки. И вдруг

этакого молодца-богатыря погубила жена, да не просто жена, а злодейка. В чем же её злодеяние? В том, что родилась она крестьянкой в крепостной России. Господа поступали со своими холопами, как хотели. Их не ограничивали ни закон, ни совесть. Когда Груша (так зовут жену ямщика) была девочкой её господа взяли в дом, отлучив от родной семьи, от привычной среды, чтобы их дочери не было скучно, и воспитывали её как барышню:

В барском доме была учена

Вместе с барышней разным наукам,

Понимаешь – ета, шить и вязать,

На варгане играть и читать –

Всем дворянским манерам и штукам.

Казалось, крестьянке выпал счастливый билет: получила образование, сытую, лёгкую жизнь, возможность духовно развиваться, слушать музыку, читать стихи, жить не среди дикости, а в атмосфере уважения и любви. Да так оно и было, но только слишком недолгим оказалось счастье Груши – в одночасье переменилась её судьба. После смерти барина приехал его зять, который быстро, легко распорядился имением, и крестьянами, а Грушу с легкой дворянской жизни обратно отправил на крестьянскую:

Воротил он её на село –

Знай-де место своё ты, мужичка !

Тяжело пришлось Груше, непривычной к крестьянскому труду, к особенностям крестьянского быта:

Взвыла девка – крутенько пришлось:

Белоручка, вишь ты, белоличка !

И белоручка и белоличка, с точки зрения крестьянина несет отрицательную характеристику. Для того, чтобы подчеркнуть свою несчастную долю ямщик продолжает свою исповедь с выражения «как на грех». Он и сейчас хорош собой, а в девятнадцать лет был привлекательным, завидным парнем, да не повезло ему – женили его на изгнанной из господского дома Груши. С этого момента и начались его мытарства. Груша оказалась гордой, непрступной и холодной. Своё унижение она переносила молча, старалась выполнять всю бабью работу, «да, вишь, дело в руках не спарилось». Тяжелый труд ей был не под силу, так что даже муж сочувствовал ей:

Как дрова или воду несла,

Как на барщину шла – становилось

Инда жалко подчас … да куды!

Ещё в начале стихотворения рассказчик пренебрежительно назвал крестьянок «сарафанницы» и вновь возвращается к тому, что не может Груша привыкнуть к простой и грубой одежде: то ей в сарафане неловко, то ей натерли ноги ботинки. Но эти трудности внешние замечает мужик, не понимая, что Груша «ревет как шальная» не от физических неудобств, а от страшной душевной муки. Господа сделали её не только нежной, чувствительной барышней, но воспитали в ней свободного человека с развитым чувством собственного достоинства. Стихотворение достигает своей кульминации. Ямщик увлекся и открыто вынес приговор крепостникам:

Погубили её господа,

А была бы бабенка лихая !

Такого открытого обличения рабства, таких смелых протестов против угнетения крестьян до Некрасова не было в печати. Это был смелый вызов обществу. Но продолжим следить за рассказом ямщика. Кажется он уже подходит к финалу, сожалеет, что не случилось Груше стать хорошей женой. Так же, как барин в начале стихотворения хвалит ямщика, называя его удалым, ямщик хвалит Грушу, называя лихой, т.е. такой, у которой всё ладится, работа кипит и делается как бы сама собой. Такая хозяйка все умеет, все поспеет, да и есть у Некрасова такая героиня – это Матрена Тимофеевна из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая не склоняется под ударами судьбы. А Груша не может забыть своей нежной жизни, не может привыкнуть и к новой, и поэтому ямщик заключает:

Слышь, как щепка худа и бледна,

Ходит, тоись совсем через силу,

В день двух ложек не съест толокна –

Чай, свалим через месяц в могилу…

Говорит об этом спокойно, почти по-деловому, потому что понимает, что смерть Груши – это избавление от мучений и ей , и ему. Хотя перечисляя причины, которые её могли привести к могиле, он не видит своей вины, говорит, что о ней заботился, не томил её безустанной работой, одевал и кормил, «без пути не бранил» и «бивал, разве только под пьяную руку». А когда русский ямщик не пьян? С одной стороны, ямщик занимается саморазоблачением, все то, что с его точки зрения, в жизни Груши было хорошего, с позиции обычного человека неприемлемо. Жизнь Груши превратилась в пытку. Она не только изнывала от тяжелой работы, от гнета мужа, от необходимости жить с грубым необразованным человеком, она страдала от того, что её любовь не состоялась: господа её несильно разлучили с любимым человеком. Для мужика высокая сфера чувств, по-видимому не имеет значения, поэтому он походя говорит, используя просторечное слово «врезались». От прежней жизни у Груши остался портрет любимого, книги. Ямщика расстраивает, что жена портит их сына, воспитывая, как барчонка:

Словно барчика, каждый день чешет,

Бить не бит – быть и мне не дает…

Да недолго пострела потешит!

Мы в начале анализа сказали, что это диалог, переходящий в обширный монолог. Наверное, ямщик мог долго ещё жаловаться, но резкий, недовольный окрик остановил его: «Ну, довольно, ямщик! Разогнал ты мою неотвязную скуку!…»

Чем же недоволен господин? Наверное он увидел в словах ямщика и часть собственной вины, ответственности за безобразие в отношениях людей.

Стихотворение интересно по своему лексическому строю: автор использует множество просторечий и искажений грамотной речи, причем делает это умело. Так и слышится живая разговорная речь русского неграмотного мужика: «понимаешь- ста», «патрет», «варган», «учитель-ста», «врезамшись», «вишь».

Стихотворение «В дороге» не только блестящее литературное произведение, открывшее по-новому крестьянские судьбы, но обвинительный акт крепостному праву. В этом проявилась гражданская смелость поэта, его сочувственное отношение к народу.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.