Сочинение по литературе. Язык мысли и голос страстей

    О Лермонтов, презрением могучим

    К бездушным людям, к мелким их страстям,

    Ты был подобен молниям и тучам,

    Бегущим по нетронутым путям,

    Где только гром гремит псалмом певучим. Константин Бальмонт

    Михаила Юрьевича Лермонтова по праву ставят в ряд величайших поэтов, составивших гордость национальной русской культуры. Его творчество стало также достоянием культуры мировой. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могуча творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его краткой жизни.

    Лермонтов был человек безудержной отваги и пылкого темперамента. Его сильный характер впервые проявился в дни опалы за стихи на смерть Пушкина. Немилость и изгнание он “вынес так, как переносятся житейские невзгоды людьми железного характера, предназначенными на борьбу и владычество”, — писал о нем современник. Эти слова свидетельствуют о том, что Лермонтов более чем кто-либо другой при его жизни, исключая разве В.Г.Белинского, понимал собственное значение и роль, которую ему было предназначено сыграть в русской литературе и русской жизни.

    Смерть великого русского поэта потрясла молодого Лермонтова. В день гибели Пушкина он впервые заявил о себе, обличая светское общество, с которым был связан рождением и воспитанием и которое в то же время презирал всем своим существом за лживость, бесчувственность, лицемерие.

    Вы, жадною толпой стоящие у трона,

    Свободы, Гения и Славы палачи!

    Таитесь вы под сению закона,

    Пред вами суд и правда — все молчи!..

    Но есть и божий суд, наперсники разврата!

    Есть грозный суд: он ждет;

    Он не доступен звону злата,

    И мысли и дела он знает наперед.

    Тогда напрасно вы прибегните к злословью:

    Оно вам не поможет вновь,

    И вы не смоете всей вашей черной кровью

    Поэта праведную кровь!

    За четыре с небольшим года после гибели Пушкина молодой поэт совершает творческий подвиг: он создает романтические поэмы “Демон” и “Мцыри”, эпическую поэму “Песнь про царя Ивана Васильевича...”, гениальный роман “Герой нашего времени”, положивший начало русской психологической прозе, из-под его пера выходят сборники стихов, означившие новый период в истории русской лирики,

    Еще будучи юношей, Лермонтов на страницах своих поэтических тетрадей размышляет о жизни и смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и о прошлом:

    Редеют бледные туманы

    Над бездной смерти роковой,

    И вновь стоят передо мной

    Веков протекших великаны..

    .

    Историю, литературу, философию, живопись, музыку Лермонтов усваивал во время обучения в Пансионе при Московском университете, а затем в годы студенчества. Он владеет французским, немецким, английским, читает по-латыни, на Кавказе примется изучать азербайджанский язык, в Грузии будет записывать грузинские слова и своей поэме даст грузинское название — “Мцыри”. Он помнит тысячи строк из произведений разных поэтов всех времен и народов, но более всего любит Байрона и Пушкина.

    У Лермонтова живое богатое воображение. Оно уносит его не только на Кавказ, где он побывал в детстве, но и в страны, которых он никогда не видел, — в Литву, Финляндию, Испанию, Италию, Шотландию, Грецию, в будущее и прошлое, даже в мировое пространство:

    Как часто силой мысли в краткий час

    Я жил века и жизнию иной.

    И о земле позабывал...

    Его мысль в непрестанном горении. Недаром Белинский сразу же отметил у Лермонтова “резко ощутительное присутствие мысли”. И действительно, необычная яркая мысль придает силу лучшим его произведениям — “Не верь себе”, “Сказки для детей”, “Демон”, “Дума”.

    И ненавидим мы, и любим мы случайно,

    Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.

     И царствует в душе какой-то холод тайный,

     Когда огонь кипит в крови.

    Природа наделила его страстями. Когда ему было всего три года, он плакал на коленях у матери от песни, которую она спела ему. Именно в память о рано ушедшей матери и о песне он написал потом своего “Ангела”:

    Он душу младую в объятиях нес

     Для мира печали и слез;

    И звук его песни в душе молодой

    Остался без слов, но живой.

    Добрый характер, любящее сердце, способность увлекаться — таким он был и навсегда остался в памяти друзей. Например, он так писал ушедшему из жизни поэту Александру Одоевскому, похороненному на Кавказе:

    Мир сердцу твоему, мой милый Саша!

    Покрытое землей чужих полей,

     Пусть тихо спит оно, как дружба наша

    В немом кладбище памяти моей!

    Свою поэму “Демон” он посвятил любимой женщине, которая не дождалась его. И вот он обращается к ней с горьким упреком:

    Я кончил, и в груди невольное сомненье:

     Займет ли вновь тебя давно знакомый звук,

    Стихов неведомых задумчивое пенье,

    Тебя, забывчивый, но незабвенный друг?

    Поэт всегда был доверчив и неосторожен. Поэтому больше, чем открытая злоба врагов, его ранила ядовитая клевета друзей, в которых он ошибался. Чувство одиночества было для него неизбежным и делало его поэзию трагической. Жизнь его омрачалась памятью о декабрьских событиях 1825 года, о судьбах лучших людей России. Состоянию общественной жизни отвечала его собственная трагическая судьба: ранняя гибель матери, жизнь вдали от отца, которого ему запрещено было видеть, мучения неразделенной любви в ранней юности, а потом разлука с Варварой Лопухиной, разобщенные судьбы, политические преследования и жизнь игнанника в последние годы.

    Но Лермонтов не стал мрачным отрицателем жизни. Он любил ее страстно, вдохновленный мыслью о Родине, мечтой о свободе, стремлением к действию, подвигу. Мир романтической мечты воплотился в образе Мцыри.

    “Мцыри” — поэма, в которой очень хорошо видны мотивы, характерные для лермонтовского романтизма. Это тема свободы и воли, тема одиночества и изгнания, проблема человека и природы, тема бунта и борьбы. “Мцыри” продолжает традицию пушкинских кавказских поэм, однако в основе сюжета поэмы Лермонтова лежит не ситуация бегства человека от цивилизации на лоно природы, как это было у Пушкина в “Кавказском пленнике”, а ситуация бегства к людям, на родину.

    Тема бегства из монастыря-тюрьмы часто звучит в произведениях Лермонтова (“Мцыри”, “Исповедь”, “Боярин Орша”). Но монастырь Лермонтова не связан с религией, и бегство юноши из монашеской кельи не связано с безверием. Монастырь символизирует “темницу” земного бытия в духе романтизма. В Мцыри воплощен порыв к свободной, полноценной, подлинно человеческой жизни.

    Определяющая черта образа Мцыри — духовная связь с родиной, жажда хоть недолго побывать на родной земле, на Кавказе. Кавказ становится для Мцыри романтическим идеалом, к которому он стремится, ради которого он жертвует жизнью:

    Увы! — за несколько минут .

     Между крутых и темных скал,

     Где я в младенчестве играл,

    Я б рай и вечность променял.

    Действие поэмы разворачивается среди вольной южной природы, которая у Лермонтова является символом романтической свободы. Мцыри ценит свободу превыше всего. Время, проведенное в монастыре, было для него лишь существованием, а три дня на воле стали истинной жизнью:

    Ты хочешь знать, что делал я

    На воле? Жил — и жизнь моя

    Без этих трех блаженных дней

    Была б печальней и мрачней

    Бессильной старости твоей.

    Романтические черты в образе Мцыри усиливают трагедию несостоявшейся жизни героя. Мцыри погибает, “вкусив” свободы. И здесь перед нами вырастает тема судьбы, рока, часто звучащая в произведениях Лермонтова. Смерть оказывается для юноши блаженным забвением на лоне природы, потому что после смерти он с природой соединяется:

    Когда я стану умирать,

    Ты перенесть меня вели

    В наш сад, в то место, где цвели

    Акаций белых два куста..

    Оттуда виден и Кавказ!

    Быть может, он с своих высот

    Привет прощальный мне пришлет...

    Мир романтизма постепенно уступает место изображению реальной действительности в творчестве Лермонтова. Все чаще в его поэзию вторгается повседневная жизнь и конкретное время — эпоха 30-40-х годов с ее противоречиями: идейными интересами и мертвящим застоем общественной жизни. Теперь Лермонтов все больше размышляет о судьбе поколения, о назначении поэта.

    Скорбная и суровая мысль о поколении, которое, как казалось, пройдет по жизни, не оставив следа в истории, вытесняет юношескую мечут о романтическом подвиге. Лермонтов чувствует необходимость сказать современному человеку правду о “плачевном состоянии” его духа и совести. Малодушие, безволие, жизнь без надежды на будущее были характерны для людей того времени.

    Не только враги, но даже и те, ради кого поэт говорил правду, обвиняли его в клевете на современное общество. И надо было обладать прозорливостью Белинского, чтобы увидеть в “охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь” веру Лермонтова в достоинство жизни и человека. В юности поэт рисовал в своем воображении свободных и гордых, героев, верных клятве, гибнущих за родину, за идею. В окружающей жизни их не было.

    В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, — ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. Таков Арбенин, таков Печорин. Таков и сам Лермонтов. Своим героям он придавал свои собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

    Ненависть к “стране господ”, отрицание славы, купленной кровью, еще больше обостряли любовь Лермонтова к “печальным деревням” и к “холодному молчанию русских степей”. Чувство Родины пронизывает лермонтовскую лирику. Патриотическое чувство поэта достигает высокой ясности, осознанности.

    Это ярко проявляется в стихотворении “Родина”. Поэт не просто утверждает, что любит, а как бы анализирует свое отношение к России. В первых строках автор подчеркивает не только странность своей любви, а ее исключительность. Ведь как иначе можно расценить строчку: “С отрадой, многим незнакомой”. Это чувство не придуманное, не заимствованное ни у кого. Пейзаж в “Родине” — это поначалу картины монументальные, величественные. Это большой мир России, ее степи, леса, реки. Взор поэта охватывает огромные географические пространства. Душе Лермонтова близок этот размах: “...лесов безбрежных колыханье, разливы рек ее, подобные морям...”. От монументальности, от величавой неподвижности через мотивы дороги поэт приходит к России, полной движения и жизни. От огромного пространства он переходит к изображению “малой родины”, показанной конкретно, с нежностью и теплотой. Читатель видит “с резными ставнями окно”, “полное гумно”, “чету белеющих берез” и постепенно входит в мир народной, крестьянской жизни.

    Лермонтовская Россия населена бодрым, мужественным и храбрым народом, в котором поэт готов видеть вершителей истории. В “Родине” поэт полемизирует с воззрениями тех, кто стремится к новым завоеваниям. При этом вспоминаются стихотворения “Валерик” и “Завещание”, где поэт изображает горькие подробности войны и ее прозаическую изнанку. Россия, ко торой поэт отдает свою любовь, — это Россия крестьянская, солдатская, народная.

    Пристальный взгляд поэта отмечает конкретных людей из народа, он присматривается к ним внимательно и сочувственно.

    На берегу, под тенью дуба,

    Пройдя завалов первый ряд,

     Стоял кружок. Один солдат

    Был на коленях; мрачно, грубо

    Казалось выраженье лиц,

    Но слезы капали с ресниц,

    Покрытых пылью... на шинели,

    Спиною к дереву, лежал Их капитан.

     Он умирал...

    “Во всех своих стихах он мрачен и капризен, но чуть лишь коснется народа, тут он светел и ясен”, — писал о Лермонтове Федор Михайлович Достоевский. И это действительно так.

    Для понимания народного характера в его первозданном, неискаженном виде поэт обращается к прошлому. В стихотворении “Бородино” воплощено представление о сильных и отважных героях. Герои Отечественной войны 1812 года проявили самоотверженность и мужество, могучую духовную силу русского человека. “Могучее, лихое племя, богатыри”, готовые “постоять головою за Родину свою”, — вот портрет этих людей. Поэт доверяет солдату-повествователю суд над современным поколением и верит в справедливость этого суда:

Да, были люди в наше время.

Не то что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

    Впервые в поэзии с большой художественной силой и убедительностью был показан образ простого солдата, зазвучала народная речь, выразилось народное мировоззрение.

    При жизни поэту удалось выпустить сборник своих произведений, который он собирал и редактировал сам. Только две поэмы и два с половиной десятка стихотворений отобрал он из сотен стихов и трех десятков поэм. Такова была его взыскательность по отношению к себе и своему творчеству. Все совместилось в той маленькой книжке — старинный сказ “Песни про царя Ивана Васильевича...” и простая речь бородинского ветерана; тихая молитва о счастье любимой женщины, которая принадлежит другому, и горечь разлуки с родиной; холодное отчаяние в строках “И скучно, и грустно...” и нежный разговор с ребенком; трагическая мысль “Думы” и страстный разговор Терека с Каспием; память о погибшем изгнаннике и угроза великосветской черни; жажда свободы Мцыри и песня влюбленной рыбки; пустыни Востока, скалы Кавказа, желтеющие нивы России. Все было в этом первом и последнем сборнике, который вышел при жизни поэта.

    Таким и был Лермонтов, только натура и личность его были еще богаче, потому что в эту книжку не вошли ни “Демон”, ни “Маскарад”, ни “Герой нашего времени”, ни стихотворения последнего года его жизни.

    Поэзия Лермонтова полна контрастов. Но смена душевных переживаний сочетается у него с верностью излюбленным идеям и образам, что придает его поэзии удивительное своеобразие, неповторимость. Недаром любимым поэтическим средством поэта является антитеза — столкновение противоположных понятий. Это “день первый” — “день после дний”, “позор” — “торжество”, “паденье” — “победа”, “свиданье” — “разлука”, “демоны” — “ангелы”, “небо” — “ад”, “блаженство” — “страданье”...

    Другой излюбленный прием поэта — анафора, то есть настойчивое повторение в начале строки одного и того же слова:

    Клянусь я первым днем творенья,

     Клянусь его последним днем,

    Клянусь позором преступленья

    И вечной правды торжеством.

    Сам стих много говорит о личности его творца, о его характере, о его страсти! Великая человечность Лермонтова, реалистичность его образов, соединение простоты и возвышенности делают его произведения бессмертными. Через всю жизнь мы проносим в душе образ поэта, наделенного могучими страстями и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.