Сочинение по литературе. Фамусовская москва в изображении А. С. Грибоедова

“Горе от ума” - величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение освещает период времени, наступивший после Отечественной войны 1812 года, период формирования и роста тайных обществ, декабристского движения.

В комедии рассмотрены важнейшие вопросы того времени. Автор не только затрагивает проблему крепостничества, русского просвещения и национальной культуры, но и показывает изменения, произошедшие в общественной жизни и деятельности декабристских кружков.

В комедии отражена борьба двух эпох русской жизни- “века нынешнего” и “века минувшего”. Так как произведение было написано с целью обличения существующих пороков, то в комедии выведены типичные представители старого московского барства, играющие заметную роль в общественной жизни. В пьесе немало лиц, каждое из которых дополняет картину представленного нам круга людей. Их интересы, нравы, порядки, идеалы очень похожи. Все московские дворяне панически боятся всего нового, каких-либо перемен. Для них хорошо лишь то, что уже устоялось, проверено опытом и жизнью. Они стремятся делать все, “как делали отцы”, пусть это даже низко, пошло и безнравственно. Просто так положено: младшие слушают старших, так как в их лета “не должно сметь свое суждение иметь”. Фамусов и все представители московского общества - ярые крепостники, не признающие в своих слугах людей. Для них что собачонка, что арапка-девка - все едино, не стоит ровным счетом ничего.

Главное для московских бар - служба, вернее, продвижение по ней, карьеру устраивают всеми честными и бесчестными путями. Их не интересуют дела, все, что делается, делается для вида, да и обычай их таков: “Подписано, так с плеч долой”.

Большую роль в создании общественного мнения играют чины и “орденки”, которые раздаются частенько не за заслуги перед Отечеством, а благодаря тому, что “есть многие каналы” для получения очередного чина или награды. В обществе московских бар царят кумовство и протекция. И впрямь, “ну как не порадеть родному человечку” при раздаче чинов и званий. Ярким примером тому - Загорецкий, который “защиту от суда нашел” в домах Москвы, где его терпят только ради приличия. Нет, человеку без связей не добиться “степеней известных”, недаром Фамусов говорит: “При мне служащие чужие очень редки; все больше сестрины, свояченицы детки”, — что в очередной раз доказывает, что вся власть и сила сосредоточены в одних руках, руках московского дворянства. Конечно, они не намерены выпускать ее, они будут ее преувеличивать и преумножать для своих детей, ведь “уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”.

Грибоедов в лице Чацкого резко высмеивает просто нездоровую любовь московских дворян ко всему иностранному, стремление набирать “учителей полки числом поболее, ценою подешевле”. Фамусова и его сородичей не интересует качество образования, которое получают их дети. Главное для них — факт присутствия всяких мадам Розье и прочих гувернеров-иностранцев. А уж школы, лицеи и гимназии считают бесполезной тратой времени. Учение по книгам, по мнению Скалозуба, вовсе надо прекратить, а оставить их “так, для больших оказий”. Их презрение к родному языку и национальной культуре проявляется в каждом действии. Уже то, что бытует “смешение языков французского с нижегородским”, подтверждает это. А все культурные события проводятся “для затей”.

В комедии резко поставлен вопрос о крепостничестве. Считая крепостных своим имуществом, дворяне позволяют себе жестоко обходиться со своими слугами. Об этих возмутительных фактах повествует Чацкий в своих монологах.

Изображая жизнь московского дворянства, Грибоедов подчеркивает их праздное времяпрепровождение, высмеивает бессмысленное и бесцельное прожигание жизни. Они все живут в своем мире, ничего не замечая вокруг и не желая знать никаких новшеств. Отгородившись от внешнего мира, они “разливаются в пирах и мотовстве”. Нравственные ценности в обществе изменились. Все сводится лишь к богатству и личному благополучию.

Таким образом, Грибоедов реалистически показал в своей комедии типичных представителей старой барской Москвы первой четверти XIX века, эпохи столкновения “века нынешнего” и “века минувшего”.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.