Сочинение по литературе. Своеобразие гоголевского смеха в комедии *Ревизор*

В критике комедию Гоголя <Ревизор> принято называть луч-шей социальной комедией своего времени. Созданная на основе глу-бочайшего проникновения в сущность общественных явлений, ко-медия <Ревизор> сыграла немаловажную роль в развитии общест-венного самосознания. Высокий реализм тесно слился в <Ревизоре> с сатирой, сатира - с воплощением социальных идей. Разъясняя смысл <Ревизора>, Гоголь указал на роль смеха: <Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе... Это чест-ное, благородное лицо - был смех>. Писатель ставил перед собой цель - <смеяться сильно> над тем, что <достойно осмеяния всеоб-щего>, ибо в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.Близкий друг Гоголя, Аксаков, писал, что <современная русская жизнь не дает материала для комедии>. На что Гоголь ему от-ветил: <Комизм кроется везде... живя среди него, мы его не видим, но... если художник перенесет его в искусство, на сцену, то мы же сами над собой будем валяться со смеху>.Своеобразие гоголевского смеха заключается прежде всего в том, что предметом для комизма избраны не плутни какого-либо героя, а сама современная жизнь в ее комически уродливых прояв-лениях.В основе сюжета <Ревизора> лежит типично комедийное несоот-ветствие: человека принимают не за того, кем он является на самом деле. Но в отличие от своих предшественников. Гоголь решает эту ситуацию по-новому.Хлестаков ни за кого себя не выдает. Чиновников обмануло чистосердечие Хлестакова. Опытный плут навряд ли провел бы го-родничего, который <мошенников из мошенников обманывал>. Именно непреднамеренность поступков Хлестакова сбила с толку городничего.В <Ревизоре> нет внешних толчков к развитию действия. Как ни парадоксально, основным импульсом развития комедии являет-ся страх чиновников. Чувство страха объединяет раздираемый внутренними противоречиями город в единый организм. Это же чувство страха делает всех жителей города чуть ли не братьями. Оказывается, не родство душ, не общность интересов, а только страх способен сплотить этих людей.Происходящее выявляло в людях их истинное уродливое и смешное лицо, вызывало смех над ними, над их жизнью, которая была жизнью всей России. <Над собою смеетесь>, - это ведь обра-щено в хохочущий зрительный зал.Гоголь смеется как над всем уездным городом в целом, так и над его отдельными обитателями, над их социальными пороками. Беззакония, казнокрадство, взяточничество, корыстные мотивы вместо заботы об общественном благе - все это показано в <Ревизо-ре> в виде тех общепризнанных форм жизни, вне которых управи-тели не мыслят себе свое существование.Смешное обнаруживается и в той серьезности, с которой отно-сится к своему делу каждый из персонажей комедии. Все они заня-ты своим делом как величайшей задачей всей жизни. Читателю же со стороны видна незначительность и пустота их забот. Таким обра-зом, Гоголь наглядно показывает контраст суетливой внешней дея-тельности и внутреннего окостенения.<Ревизор> - комедия характеров. Юмор Гоголя психологичен. Смеясь над персонажами <Ревизора>, мы, говоря словами Гоголя, смеемся не над их <кривым носом, а над кривою душою>. Комичес-кое у Гоголя почти целиком отдано обрисовке типов. Отсюда непри-ятие фарса, карикатуры. Сам автор писал: <Больше всего надо опа-саться, чтобы не впасть в карикатуру>.Так, отдавая спешные приказания к приему ревизора, городни-чий путает слова: <Пусть каждый возьмет в руки по улице, - черт возьми, по улице! - по метле...>Минуту спустя он хочет надеть вместо шляпы бумажный фут-ляр.В записке, полученной Анной Андреевной от мужа, содержится забавная путаница: <Я ничего не понимаю, к чему же тут соленые огурцы и икра? >Квартальные, которым городничий указывает на лежащую на полу бумажку, <бегут и снимают ее, толкая друг друга впопыхах>.Поздравляя Анну Андреевну с <обручением> дочери, Бобчин-ский и Добчинский <подходят в одно время и сталкиваются лбами>.Вот, пожалуй, и все подобные сцены и подробности. И мы видим, что эти смешные <цепляния> - скорее сопутствующие тона к основному мотиву. Они характеризуют атмосферу спешки, нераз-берихи, страха. Комическое Гоголя, как правило, вытекает из характеров героев.Автор, равно как и читатели, смеется также <над несоответст-виями характеров людей и их положением в обществе, над несоот-ветствием между тем, что персонажи думают и что говорят, между поведением людей и их мнением. Так, к примеру, чиновники с женами, пришедшие поздравить городничего и Анну Андреевну с пре-красной партией дочери, в глаза льстят, про себя же отзываются о городничем весьма нелестно: <Не судьба, батюшка, судьба-индейка; заслуги привели к тому. (В сторону.) Этакой (?) лезет всегда в рот счастье>.Обличая все дурное, Гоголь верил в торжество справедливости, которая победит, как только люди осознают гибельность <дурного>, а чтобы осознали, Гоголь осмеивает все презренное, ничтожное. Ре-ализовать эту задачу ему помогает смех. Не тот смех, который по-рождается временной раздражительностью или плохим характе-ром, не тот легкий смех, служащий для праздного развлечения, но тот, который <весь излетает из светлой природы человека>, на дне которой заключен <вечно бьющий родник его>.



Русские писатели

  1. Абрамов Ф. Б.
  2. Адамович А.
  3. Айтматов Ч.
  4. Аксенов В. П.
  5. Акулов И.
  6. Алексеев М.
  7. Алексин А. Г.
  8. Андреев Л.
  9. Анненский И. Ф.
  10. Астафьев В. П.
  11. Афанасий Фет
  12. Ахматова А.
  13. Бабель И. Э.
  14. Багрицкий Э.
  15. Бажов П. П.
  16. Баратынский Е. А.
  17. Батюшков К. Н.
  18. Белль Г.
  19. Белов В.
  20. Белый А.
  21. Битов А. А.
  22. Блок А. А.
  23. Бодлер Ш.
  24. Бондарев Ю. В.
  25. Бородин Л. И.
  26. Бродский И. А.
  27. Брюсов В. Я.
  28. Булгаков М. А.
  29. Бунин И. А.
  30. Вампилов А. В.
  31. Васильев Б. Л.
  32. Веневитинов Д. В.
  33. Визбор Ю. И.
  34. Владимов Г. Н.
  35. Вознесенский А. А.
  36. Войнович В.
  37. Воробьев К. Д.
  38. Высоцкий В. С.
  39. Галич А. А.
  40. Галкин В. С.
  41. Герцен А. И.
  42. Гоголь Н. В.
  43. Гончаров И. А.
  44. Горький М.
  45. Гофман А.
  46. Гранин Д. А.
  1. Грибоедов А. С.
  2. Григорьев А.
  3. Гроссман В
  4. Гумилев Н. С.
  5. Державин Г. Р.
  6. Достоевский Ф. М.
  7. Друнина Ю. В.
  8. Дудинцев В. Д.
  9. Евтушенко Е. А.
  10. Есенин С. А.
  11. Жуковский В. А.
  12. Заболотский Н. А.
  13. Зайцев Б. К.
  14. Замятин Е. И.
  15. Зощенко М. М.
  16. Иванов В.
  17. Иванов Г.
  18. Ивашкевич Я.
  19. Карамзин Н. М.
  20. Кольцов А. В.
  21. Кондратьев В.
  22. Короленко В. Г.
  23. Крылов И. А.
  24. Кузьмин М. А.
  25. Куприн А. И.
  26. Лермонтов М. Ю.
  27. Лесков Н. С.
  28. Липатов В. В.
  29. Ломоносов М. В.
  30. Лорка Ф. Г.
  31. Майков А. Н.
  32. Макаренко Б. И.
  33. Маяковский В. В.
  34. Межиров А. П.
  35. Мендельштам О. Э.
  36. Мицкевич Адам
  37. Можаев Б.
  38. Набоков В. В.
  39. Надсон С. Я.
  40. Назон П. О.
  41. Некрасов Н. А.
  42. Никитин И. С.
  43. Носов Е. И.
  44. Окуджава Б. Ш.
  45. Островский А. Н.
  46. Пастернак Б. Л.
  1. Паустовский К. Г.
  2. Петрушевская
  3. Пикуль В.
  4. Пильняк Б. А.
  5. Писемский А. Ф.
  6. Платонов А. П.
  7. Приставкин A.
  8. Пришвин M. M.
  9. Пронский B.
  10. Пушкин А. С.
  11. Радищев A.
  12. Распутин B.
  13. Ремизов A. M.
  14. Рубцов Р. М.
  15. Руставели Ш.
  16. Рыбаков A. H.
  17. Рылеев К. Ф.
  18. Рыленков Н. И.
  19. Салтыков-Щедрин M. E.
  20. Светлый M.
  21. Северянин И.
  22. Симонов K.
  23. Слуцкий Б. А.
  24. Соколов А. Г.
  25. Солженицын А. И.
  26. Сологуб Ф. К.
  27. Солоухин B. A.
  28. Стругацкие А. И Б.
  29. Твардовский A. T.
  30. Токарева B. C.
  31. Толстой А. Н.
  32. Толстой Л. Н.
  33. Трифонов Ю. В.
  34. Тургенев И. С.
  35. Тютчев Ф. И.
  36. Фадеев A. A.
  37. Фонвизин Д. И.
  38. Хлебников В.
  39. Ходасевич В.
  40. Цветаева M. И.
  41. Чаковский А. Б.
  42. Чернышевский Н. Г.
  43. Чехов А. П.
  44. Шаламов В. Т.
  45. Шолохов М. А.
  46. Шукшин В. М.

Зарубежные писатели

  1. Андерсен Х. К.
  2. Апдайк Д.
  3. Байрон Д.
  4. Бальзак O.
  5. Бальмонт К.
  6. Басё
  7. Берджес Э.
  8. Бернс Р.
  9. Бредбери Р.
  10. Верн Ж.
  11. Гёте И. В.
  12. Гомер
  13. Грин А.
  14. Гюго В.
  15. Данте А.
  16. Дарелл Д.
  17. Дефо Д.
  18. Диккенс Ч.
  19. Дойл A. K.
  20. Драйзер Т.
  1. Ибсен Г.
  2. Исикава Такубоку
  3. Камю А.
  4. Кафка Ф.
  5. Ким А. А.
  6. Лонгфелло Г.
  7. Лондон Д.
  8. Малларме C.
  9. Маркес Г.
  10. Мериме П.
  11. Мольер
  12. Мопассан
  13. О. Генри
  14. Олдридж Д.
  15. Омар Хайям
  16. Оруэлл Дж.
  17. Петрарка Ф.
  18. По Э.
  19. Распе P. Э.
  20. Саган Ф.
  1. Сайгё
  2. Свифт Д.
  3. Сент-Экзюпери А.
  4. Сервантес M.
  5. Симеон Ж.
  6. Скотт В.
  7. Стейнбек Д.
  8. Стендаль
  9. Сэлинджер Дж.
  10. Твен M.
  11. Толкиен Д.
  12. Уайлд О.
  13. Уэллс Г.
  14. Флобер Г.
  15. Фриш М.
  16. Хемингуэй Э. М.
  17. Шекспир У.
  18. Шиллер Ф.
  19. Шоу Б.
  20. Эсхил

Разное





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.