Биография, Пушкин Александр Сергеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов.

Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка Пушкин Александр Сергеевич. фото фотография фотка
Все материалы на одной странице
Материал № 1
Материал № 2
Материал № 3
Материал № 4
Материал № 5
Материал № 6

Пушкин, Александр Сергеевич

[26.05(06.06).1799—29.01(10.02.).1837] — величайший рус. поэт, художник-мыслитель, «поэт-философ», как писал о нем один из родоначальников славянофильства И. В. Киреевский. Род. в Москве. Получил образование в Лицее в Царском Селе (1818). Его учителя — рус. просветители А. И. Галич, А. П. Куницын, В. Ф. Малиновский, а ближайшие друзья молодости — П. Я. Чаадаев, А. М. Горчаков (будущий росс. канцлер при Александре II), В. А. Жуковский, Н. М. Карамзин, В. К. Кюхельбекер. П. был поклонником и большим знатоком древнегреч. и вообще античной дух. культуры, особенно выделяя эпикурейство и стоицизм. Формировался как мыслящий человек под воздействием идей и представлений европ. и рус. Просвещения, в особенности Вольтера, Гельвеция, Руссо и Радищева. Как и в поэзии, искал в филос. самобытные путей для рус. мысли (искать своих решений, не идя слепо ни за «эмпирич. системой французов», ни за «отвлеченной филос. немцев»). Предпосылкой считал разработку понятийного строя рус. «метафиз. языка», а осн. направлениями — гражданственность, науку, филос. Видел в здравом скептицизме начало разумного философствования. В филос. истории — сторонник ист. закономерности при признании случайности («историк — не астроном»). Науч. филос. истории должна быть построена, считал П., на основе признания принципа непрерывного изменения («зародыш», «постепенное развитие», «расцвет») — при отклонении несущественного — отклонить «все отдаленное, все постороннее, все случайное». Критиковал филос. истории Карамзина, «предпочитающего рабство свободе», Полевого, некритически воспринявшего схему Нибура. Указал Чаадаеву на преувеличения и ошибки в трактовке рус. ист. процесса в его первом из «Философических писем», хотя соглашался с Чаадаевым, что «наша обществ. жизнь — грустная вещь». Рус. народ — народ ист. (к примеру, во время татаро-монгольского нашествия «нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех»). Народ доказал свои далеко не исчерпанные возможности на кризисных этапах истории (в борьбе с нашествием, в Смутное время, в 1812 году, в период Пугачевского движения). Считал, что «политическая наша свобода неразлучна с освобождением крестьян», а в последующем гос. устройство России должно быть демократическим («Власть и свободу должно сочетать на взаимную пользу»). П. не скрывал своего недоверия к европ. либерализму и предупреждал против некритической его прививки к дереву рус. свободы. «Не дорого ценю я громкие слова, / От коих не одна кружится голова. / Я не ропщу о том, что отказали боги, / Мне в сладкой участи оспоривать налоги / Или мешать царям друг с другом воевать. / И мало горя мне, свободно ли печать / Морочит олухов, иль чуткая цензура / В журнальных замыслах стесняет балагура. / Все это, видите ль, слова, слова, слова». Главное — добиться материального благополучия народа, благодаря чему разовьются и его дух. потенции. Природа человека не является константной. Мелкомыслие видеть в человеке «только две струны: эгоизм и тщеславие». Счастье личности не м.б. обособленным, оно всегда часть обществ. здоровья («устойчивость — первое условие нар. счастья. Как согласовать ее с бесконечным совершенствованием»). Бесконечное совершенствование надо допустить как необходимость чело-веч, истории. П. — крупнейший теоретик искусства. Язык — «осн. материал словесности», «стихия, данная нам для сообщения наших мыслей». Выступал против метафизико-классицистской теории искусства, ценил эстетику Дидро и Лессинга. Высшая убедительность в искусстве, считал П., достигается там, где «план обширный объемлется творч. мыслью,— такова смелость Шекспира, Данте, Милтона, Гете в «Фаусте», Мольера в «Тартюфе»". Искусство не м.б. ни сугубо морализаторским, ни вульгарно-утилитарным. Художник должен быть «беспристрастным, как судьба» и одновременно вдохновенным (вдохновение «есть расположение души к живейшему приятию впечатления, следственно, к быстрому соображению понятий, следственно, к объяснению оных»). Прекрасное в искусстве — следствие гениального знания природы изображаемого, обогащенного интуицией художника. П. осознавал обществ. значение своего творч.: «Любовь и тайная свобода / Внушали сердцу гимн простой / И неподкупный голос мой / был эхо русского народа».

Теор. своеобразие «художеств. философствования» П. состоит в том, что важнейшие мировоззренч. вопросы решались им на основе осмысления и образного воплощения темы творч. На место метафиз. абстракций мира, Бога и человека встает художник-творец, вдохновение к-рого сродни сошествию Святого Духа, а окружающая действительность становится то враждебным, то пластически податливым материалом его творч. Талант, гений, создающий новые дух. ценности, обладающий загадочным даром слышать «божественный глагол»,— вот, с т. зр. П., подлинный носитель сущностных особенностей человека. Его свободная творч. воля раскрывает тайны природного и соц. мира, является адекватной формой реализации человеч. богоподобия. Тема творч. в ее разл. проблемных аспектах — природа вдохновения, гениальность и святость, поэт и толпа, подлинное творч. и ремесло, гений и злодейство и т. п. — становится безусловной доминантой в пушкинской лирике, начиная с 20-х гг. Эта тема присутствует также во многих критико-публицистических статьях, в таких «гениоведческих» произведениях, как «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери». Концентрированно выражая творч. кредо поэта, «маленькая трагедия» справедливо считается одним из самых загадочных произведений. Она посвящена проблеме единства и драматической борьбы двух всеобщих типов творч., представленных в образах Сальери и Моцарта. В Сальери воплощен аполлоновский (Ф. Ницше), или интровертный (К. Г. Юнг) тип, для к-рого характерны напряженная рефлексия, критицизм, развитая внутр. цензура. Сальери — это разум (умозрение), к-рый призван дополнить художеств. интуицию (откровение). Его путь в искусстве отмечен «усиленным, напряженным постоянством», усердием и трудом. В соответствии с романтической концепцией творч. П. считал такой тип не самым совершенным. Выражая необходимые начала дух. жизни, он не м.б. абсолютизирован. Ибо тогда труд превращается в ремесло, разум — в рассудочность, убивающую (как это в прямом смысле делает Сальери) спонтанно дионисический, экстравертами тип творч. В Моцарте, авт. герое, персонифицирована романтически «чистая» гениальность, он преимущественно «нерассудительный художник», композитор-медиум, к к-рому сами «приходят мысли», гениальные мелодии. Первый большой этап творч. развития неизбежно заканчивается для художника нарастающей отчужденностью от мира, одиночеством. Как писал П. в статье о Баратынском, поэт «...мало-помалу уединяется совершенно. Он творит для самого себя и если изредка еще обнародывает свои произведения, то встречает холодность, невнимание и находит отголосок своим звукам только в сердцах некоторых поклонников поэзии, как он, уединенных, затерянных в свете» (Собр. соч. в 10 т. Т.6. М., 1976. С.325). Однако в отношении поэта к миру может наступить новый этап «гениальной простоты», радостной и дружеской открытости, доступной лишь по-настоящему великим творцам — моцартам, но не Сальери. Пропасть, их разделяющую, П. дает в полной мере почувствовать в сцене с нищим скрипачом. Его приводит с собой Моцарт, чтобы позабавить друга, и слепой старик играет арию из «Дон Жуана», чем смешит Моцарта и вызывает гневную отповедь Сальери (ведь скрипач невольно пародирует одно из лучших произведений Моцарта). В этой сцене П. наполняет новым и неожиданно глубоким смыслом известный закон прогрессирующей эзотеричности искусства. Негодующий Сальери предстает как бы остановившимся в своем дух. движении, в своем ригоризме и серьезности. Смеющийся Моцарт преодолевает этап романтически-трансцендентного бегства от толпы, ему становится близка стихия профанического. Крайности сходятся: уличный музыкант и гениальный композитор парадоксально сближены. Завершается некий полный диалектический цикл дух. — творч. развития: гений возвращается в исходную точку становления и выходит навстречу миру. Однако это движение обречено завершиться трагедией. Тщетно Моцарт протягивает руку дружбы. Еще недавно восхищенный его музыкой, Сальери становится орудием больного, дисгармоничного, пораженного бездуховностью социума. Подобно Великому Инквизитору Достоевского, пушкинский Сальери предстает в собственных глазах мудрым исполнителем воли большинства, слишком слабого и ничтожного, чтобы принять тяжесть служения творч. свободе, истине, красоте. Своим серафическим песнопением Моцарт лишь подчеркнул глубину падения этих «чад праха». «Что пользы в нем? Как некий херувим / Он несколько занес нам песен райских, чтоб, возмутив бескрылое желанье, / В нас, чадах праха, после улететь!» П. свидетельствует судьбой своего героя, что в конечном счете удел гения в этом мире — непонимание, гонения и гибель.

У Пушкина — мыслителя, поэта, прозаика, драматурга, историка, филос. размышления составляют лишь грань гениальной творческой личности. Филос. истина в пушкинском творчестве выступает не как бесстрастно-адекватное отражение бытия, а как истина, сплетенная с чувством познающего «Я», «выстраданная» им. Она стоит у него в одном смысловом ряду с гармонией и мыслями, слитая с ними и неотделимая от них. «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Поэзия П. — органический сплав эстетич., эмоцион. и интеллект, начал, тот «союз волшебных звуков, чувств и дум», сквозь «магический кристалл» к-рого мы пытаемся приблизиться к тайне постижения им гармонии и трагедии мира. В контексте филос. культуры творч. П. можно рассматривать, выделяя, прежде всего, глубинные филос. пласты самой пушкинской мысли, что всегда условно, ибо замечательную особенность Пушкина, по мнению В. Розанова, составляет то, что у него нельзя рассмотреть, где кончается вдохновение и начинается анализ, где умолк поэт и говорит философ. Белинский особо останавливается на нравств. филос., ибо гл. чертой творч. поэта, считает критик, является «лелеющая душу гуманность» ("...чувства добрые я лирой пробуждал..."). Пушкинская картина мира выстроена на ценностных основаниях. (См.: Непомнящий. Пушкин. Русская картина мира. М., Наследие, 1999.). Велико влияние творч. П. на рус. филос. мысль, его роль в интеллектуализации и формировании ист. сознания и самосознания как необходимых предпосылок для появления в дальнейшем более развитых форм рус. филос. Свидетельство тому — место П. в рус. филос. критике. В. Розанов отмечает, что все последующие большие рус. умы подпитывались гениальной опытностью Пушкина, что в его единичном, личном духе Россия созрела, как бы прожив и проработав целое поколение. Следует принять во внимание интеллектуальные традиции европ. филос. — ист. мысли, отраженные в его творчестве. Размышления о судьбе России соотносятся П. с жизнью Европы и завершаются размышлениями об ист. процессе в целом, где нац. и европ. представлены как единые звенья в цепи мировой истории (Письмо к П. Чаадаеву от 19.10 1836). В воздвигнутом П. величественном дух. здании краеугольной стала идея самоценности отдельной человеч. личности, ее свободы и прав. Поэтическим языком он выдвигает и формулирует мысль о неразрывности гражд. и правовых свобод личности и утверждает фундаментальность индивидуального бытия человека. «...Иные, лучшие мне дороги права; / Иная, лучшая потребна мне свобода; / Зависеть от царя, зависеть от народа / Не все ли нам равно? Бог с ними. / Никому отчета не давать, себе лишь самому / Служить и угождать; для власти, для ливреи/Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; / По прихоти своей скитаться здесь и там, / Дивясь божественным природы красотам, / И пред созданьями искусств и вдохновенья / Трепеща радостно в восторгах умиленья. / Вот счастье! Вот права...". Рус. литература была выдвинута П. на передний край обществ. сознания, став его действенной стимулирующей силой. Он положил начало традиции ставить в литературе наиболее острые вопросы дух. жизни об-ва: нравств., религ., ист., полит. и филос. традиции, продолженной великими рус. писателями. Традиция Пушкина — это сопряженность творч. свободы с беззаветным служением России. Вся поэзия П. в ее содержательном плане философична. Через художеств. образы своих лирических героев поэт-мыслитель пытается проникнуть в тайны человеч. духа, его взлеты и падения, радости и печали, его вечные поиски личностного смысла бытия, стремится постичь нравств. основы мироздания. Этими поисками пронизаны «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Дар напрасный, дар случайный», «Сцена на берегу моря», все психол. трагедии болдинского периода и др. «...Кто меня враждебной властью / Из ничтожества воззвал, / Душу мне наполнил страстью, / Ум сомненьем взволновал?..» Взволнованный «сомненьем» ум — непременное условие филос. Сквозь сито критического разума процеживают у П. Фауст и Мефистофель гл. ценности жизни: любовь, славу, богатство, науку... «Желал ты славы — и добился, / Хотел влюбиться — и влюбился. / Ты с жизни взял возможну дань, / А был ли счастлив?..» — вопрошает Мефистофель, олицетворяя идею искушения и зла. Фауст не дает ответа, но он кроется в незримых дух. недрах самого произведения, в творч. и вечных исканиях своего высшего предназначения: стать Человеком, исполниться в качестве Человека, самосоздаваться в течение всей своей жизни, с участием себя самого, своего выбора, своих собственных дух. усилий. В поисках высокого смысла жизни гл. герой «Евгения Онегина» «...Отрядом книг уставил полку, / Читал, читал, и все без толку. / Там скука, там обман иль бред; / В том совести, в том смысла нет; / На всех различные вериги; / И устарела старина, / И старым бредит новизна...» Неодномерному восприятию жизни, ее философскому, т. е. глубинному постижению учит П. Ему органично присуще диалектич. мировосприятие, способность отобразить мир в его противоречивости, развитии и единстве. Так отношение к природе в творч. поэта выступает как филос. — нравств. проблема. Природа для П. — часть целостного единого мира, к-рая, сливаясь с человеком и одаривая его своей красотой и богатством, требует к себе человеч. благодарного отношения. Исконная потребность человеч. сердца любить и быть любимым воплощена в звездных шедеврах любовной лирики («На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье», «Мадонна», «Я вас любил» и др.), где любовь выступает высшей ценностной единицей бытия. Ист. интуицией пронизаны все произведения П. на тему рус. истории. «Все, написанное Пушкиным,— исторический документ, длинный ряд его произведений — поэтическая летопись его времени» (Ключевский В. О., «Исторические портреты», М., 1990. С.392). Размышляя о прошлом отечества, всматриваясь в него сквозь «дым столетий», П. не преподносит безоговорочных ист. рецептов, ибо понимает, что оценку деятельности ист. лица даст только «история, что на царей и мертвых нет иного суда». Через целый ряд его произведений вырисовывается последовательная художеств. — филос. — ист. концепция с присущим ему как художнику, так и историку диалектическим взглядом на мир, позволяющим выразить двойственность и противоречивость ист. личности, нарисовать ее объемный, соц. — психол. портрет. В его оценке тех или иных личностей рус. истории (Борис Годунов, Петр I, Екатерина II, Павел, Александр I, Николай I) нераздельны гос. и нравств. аспекты деятельности, определяющие их место в ист. процессе. «Гений и злодейство — две вещи несовместные». Это высказывание гения приобретает историко-методол. характер. «Солнечный центр нашей истории» — так определил место и значение П. Иван Ильин: «...он дал нам возможность, и основание, и право благословлять нашу Родину всегда и во всем, любить ее, гордиться ею и прозревать ее великое будущее — нерушимо верить в нее и в ее грядущий расцвет, что бы ни принесла нам ее история, какие еще лишения и страдания ни выпали на долю русских поколений...» (И. Ильин. «Родина и гений». В краю чужом. М., Рыбинск, 1998. С.70).

Соч.: Полное собр. соч. Т.1—16. М.—Л., 1937—1949; Собр. соч. Т. 1—10. М., 1974—1978; Полное собр. соч. в 19 m. M., 1994—1997.


Все биографии русских писателей по алфавиту:

А - Б - В - Г - Д - Е - Ж - З - И - К - Л - М - Н - О - П - Р - С - Т - У - Ф - Х - Ц - Ч - Ш - Щ - Э - Я


Десятка самых популярных биографий:

  1. Биография Пушкина
  2. Биография Лермонтова
  3. Биография Булгакова
  4. Биография Гоголя
  5. Биография Есенина
  6. Биография Достоевского
  7. Биография Чехова
  8. Биография Маяковского
  9. Биография Евтушенко
  10. Биография Даля





© 2022 ќксперты сайта vsesdali.com проводЯт работы по составлению материала по предложенной заказчиком теме. ђезультат проделанной работы служит источником для написания ваших итоговых работ.